Тема 2.1.: Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Отличие труда дошкольника от игры и учения.




План:

1. Отличие труда дошкольника от игры и учения

1. Отличие труда дошкольника от игры и учения

Особенностью детского труда является и то, что, не­смотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении, ребенок не создает материальных и культурных ценностей.

Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании соб­ственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, напри­мер, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного ма­териального вознаграждения. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто пе­реключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный харак­тер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И.Г. Пестолоцци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.).

Трудовая деятельность детей имеет свою специфику и поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим (Таблица №1) специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Таблица №1. Специфика компонентов деятельности в игре, труде, учении.

Компо- нент деятель-ности ИГРА ТРУД УЧЕНИЕ
Цель В её постановке главная роль принадлежит детям, обусловлена интересами и желаниями Совместная (для детей и взрослых) постановка цели Цель перед детьми ставит педагог, который руководствуется программой
Планирование Дети подчиняются свободному замыслу, обговаривариваемые пути развития сюжета могут изменяться. Предварительный план не обязателен Характерно предварительный показ и обговаривание всех сторон деятельности Занятие проводит педагог по заранее продуманному плану. Дети выполняют указания педагога
Процесс   В процессе руководства педагог должен считаться с замыслом и интересами детей. Прямые указания могут привести к разрушению игры. Участником педагог может не быть. Общение возникает либо на основе единства замысла, либо на основе личных симпатий. Дети с помощью игрушек или предметов-заместителей изображают деятельность взрослых. Их действия носят игровой, отобразительный характер и не приводят к реальному результату. Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен отна чала и до конца выполнять работу с воспитанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в достижении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничество и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом. Ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается результат. Педагог всецело направляет деят-ть детей: педагог учит – дети учатся. Усилия детей в достижении поставленной цели носят индивидуальный характер. Ведущими являются умственные действия и учебные навыки.
Результат Не приносит практического результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение. Может быть завершена на любом этапе и от этого не теряет своей привлекательности. Смысл труда состоит в получении практического результата, удовлетворяющего чью-то потребность. Дети получают результат познавательного характера - научился.

 

Трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех ви­дов деятельности, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждая деятельность формирует определенные элементы трудовой деятель­ности:

В игре ребенок учится воспроизводить

- труд взрослых и взаимоотношения в процессе труда,

- приобретает представления о не­обходимости труда, его общественной значимости и коллективном его характере.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) способствует формированию умения:

- ставить цель,

- за­трачивать определенные усилия,

- получать соответствующие результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью.

В процессе учеб­ной деятельности у ребенка формируется:

- понимание общественной зна­чимости труда,

- умение планировать деятельность и достигать в ней результаты,

- происходит ознакомле­ние с трудом взрослых, через рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций.

Следовательно, овладение начальными формами труда происходит в доступных для дошкольника видах деятельности.

В практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в тру­де, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользо­ваться расческой, аккуратно причесываться». В данном примере следующие педагогические ошибки:

Во-первых, воспи­татель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто приче­сывается, как будто делает красивую прическу. Игра исход­но появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недо­ступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропа­дет.

Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда тре­бует показа, объяснения, упражнений, повторений. Мож­но ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.

В целом трудовая деятельность дошкольника имеет свои особенности, её своеобразие в том, что:

- труд ребенка тесно связан с игрой;

- труд не имеет общественно-значимого ре­зультата,

- труд служит средством развития личности ребенка, формированию нравственных качеств.

 

Глоссарий
1 Особенности трудовой деятельность дошкольника - труд ребенка тесно связан с игрой; - труд не имеет общественно-значимого ре­зультата, - труд служит средством всестороннего развития личности ребенка, формированию нравственных качеств.

 

 

Глоссарий
Овладение начальными формами труда происходит в доступных для дошкольника видах деятельности.
ИГРОВАЯ ПРОДУКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ
1. Воспроизводит - труд взрослых - отношения в труде   2.Приобретает представления - о необходимости труда - о личной и общественной значимости труда - о коллективном характере труда 1.Постановка деятельности   2. Затрата усилий   3. Получения результатов 1. Понимание общественной значимости труда   2.Планирование деятельности   3. Достижение результата   4. Ознакомление с трудом взрослых

Вопросы и задания для повторения

1. В чем своеобразие трудовой деятельности дошкольника?

2. В каких видах деятельности присущих дошкольному возрасту формируется труд?

3. В чем специфика труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Основная литература:

1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. С. 13-17

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С 177- 178

Дополнительная литература:

1. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитания дошкольников: учебно пособие. / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2002. – 192 с. С 150 – 160

2. Детская психология: Логические схемы: учеб.пособие для студен­тов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — 2-е изд., стереотипное — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.— 252 с. — (Схемы). С. 184 – 186

3. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г., М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 18-29


Тема 2.2.: Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп

План:

1. Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп

1. Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компо­ненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, резуль­тат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве свое­образны. Для того чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влия­ние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство им со стороны взрослого. Взрослый фор­мирует мотивы работы (придает им смысл), соответствующие навыки и умения, обучает способам работы, обучает планированию и согласованию действий в процессе труда. Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка и готовит его к школьному обучению.

Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из составных компонентовдеятельности (мотивация, постановка цели, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Мотивы: У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются, как стремление сде­лать что-то полезное близким людям. В формировании це­ленаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится.

Мотивы могут быть разные:

- потребность в положительной оценке взрослых;

- потребность в общении со взрослым и соучастие в совместном труде со взрослыми;

- самоутверждение;

- желание чему-то научиться и интерес к процессу действий;

- общественные мотивы (приносить пользу другим) и осознание смысла, общественной важности труда.

- интерес к будущему результату;

- интерес к овладению новыми навыками;

- осознание своих обязанностей.

Потребность трудиться необходимо воспитывать. Пусть ребенок произнесет: «Я хочу», прежде чем услышит: «Ты должен». Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то - нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает. Должно быть удовлетворение потреб­ности, интереса. Но часто необходимо лавировать между «хочется» и «надо».

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у дошкольника развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Трудовые действия. Ребенок постепенно овладевает тру­довыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под не­посредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредствен­ного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

Планирование: К трудовой деятельности относится опера­ция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого старшими. Простые и известные действия ребенок может плани­ровать, может рассказать, что и за чем, он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Однако при специальном обучении планированию дети овладева­ют этим навыком.

Сначала педагог ориентирует детей на определение последо­вательности операций, выполнение которых приводит к ре­зультату, подает пример и разъясняет целесообразность тако­го планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т. п.); намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Результат видят все дошкольники. Однако млад­шим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.

Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

Оценка Эта операция сложна для малышей и более легко уда­ется старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сна­чала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся пред­видеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Большое значение имеет также оценка достигнутого ре­зультата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятель­ности. С целью их формирования очень важно продемон­стрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.

Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о форми­ровании отдельных трудовых умений, действий. У старших до­школьников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрос­лыми и с их помощью. Тем не менее следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Осо­бенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого про­дукта труда, нравственная мотивация труда.

Глоссарий
  Составные компоненты трудовой деятельности дошкольника Компоненты трудовой деятельности дошкольника: мотивы, цель, планирование, результат, оценка

Вопросы и задания для повторения

1. В чем особенности каждого компонента трудовой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста?

 

Основная литература:

1. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Буре, Р.С.М.: Мозаика-Синтез, 2011. С. 13-15

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.С. 178 – 180

Дополнительная литература:

1. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В.Г. Нечаевой, М.:Просвещение, 1983.Стр. 4-18

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: «Академия», 2001. -336с. С53 -63

3. Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в про­цессе совместного труда//Дошкольное воспитание. -1972. - №1. - С. 13-17.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: