Коллективный труд, общий труд, совместный труд




Если поруче­ния и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли оп­ределенных успехов, становится возможным перейти к бо­лее сложной форме - общему, совместному, коллективно­му труду.

Способы объеди­нения детей в труде:

2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
Совместно со взрослыми Труд рядом Совместный труд между детьми и Общий труд
      Коллективный

 

Эта форма организации труда исследовалась Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Ф.Кушиной, С.А.Козловой, Л. В. Крайневой и др.

Данная форма организации труда детей, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь зак­репляются, а обучение новым осуществляется, как и преж­де, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содер­жание общего труда то, что дети еще не умеют делать. На­пример, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для ин­дивидуального обучения.

Общий, совместный и особенно коллективный труд со­здает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг дру­гу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Коллективный труд - общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участ­ка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ­ление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия организации коллективного труда:

1. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность и дает большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

А теперь разберемся в терминах.

Что же такое общий, совместный, коллективный труд?

Не являются ли эти опре­деления синонимами?

Что объединяет понятия «общий», «совместный», «коллективный» и чем они отличаются друг от друга?

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности, это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то од­ному из участников труда, а им всем.

Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, надень­те на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем про­тирать стульчики» и т. д. После окончания работы он об­ращает внимание детей на то, что каждый трудился хоро­шо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая.

Р. С. Буре предлагает при такой форме организации рас­пределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудо­вое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме органи­зации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регу­лировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму орга­низации труда, при которой дети наряду с трудовыми реша­ют и нравственные задачи: договариваются о разделении тру­да, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспита­тель заранее планирует ситуации, которые будут «провоци­ровать» детей к установлению взаимоотношений. Он не до­пускает случайных объединений детей, а продумывает их (ря­дом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т. п.). Коллективная форма потому и называется коллектив­ной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно кол­лективный труд детей. К сожалению, в практике часто об­щий труд принимается за коллективный. А задача воспи­тания коллективизма если и решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитываю­щий потенциал такой важной формы организации труда дошкольников. А между тем коллективный труд воспиты­вает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, со­здает положительный эмоциональный настрой - то, что А. С. Макаренко называл «мажором» в коллективе.

Общий труд возможен уже в средней группе дошколь­ного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.

Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Тра­диционно коллективный труд организуется один раз в не­делю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - убе­рем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность.

Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социаль­ной. Например:

сентябрь - сбор урожая, осенние работы на участке, заготовка природного материала для поделок. Помощь в такой же работе ма­лышам и всему детскому саду;

октябрь - подготовка к празднику «День рождения группы»: раз­мещение игрушек, изготовление пособий, уборка и оформление по­мещения группы, изготовление подарков для гостей;

ноябрь - подготовка к празднику «Мой род, моя семья». Орга­низация работы в «мастерской добрых дел», совместная с родите­лями подготовка праздничного угощения, организация выставки ри­сунков, изготовление поделок;

декабрь - подготовка к Новому году. Изготовление елочных ук­рашений, подарков, карнавальных костюмов, уборка помещения к празднику;

январь - работа на зимнем участке: расчистка снега, изго­товление цветного льда, помощь в том же малышам.

Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекатель­ную для детей цель, для реализации которой наряду с дру­гой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подхо­дит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе при­обретает для них эмоциональную значимость и смысл.

Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не ис­ключает ни другого содержания, ни иных форм организа­ции. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.

Глоссарий
  Факторы, влияющие на форму организации труда 1.Возрастные и психофизиологические возможности детей; 2. Уровень трудового опыта детей; 3.Конкретные воспитательные задачи; 4. Содержание труда.
  Формы организации труда детей в детском саду 1. Поручения 2. Дежурства 3. Коллективный труд, общий труд, совместный труд
  Трудовое поручение это возложение на ребенка конкретного зада­ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручение яв­ляется первой формой организации трудовой деятельнос­ти.
  Формы трудовых поручений 1. по форме, характеру выполнения – индивидуальными, подгрупповыми, общими; 2. по продолжительности, по времени исполнения - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; 3. по содержанию - соответствовать видам труда;
  Дежурство форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей сте­пени, чем в поручении, выделяются общественная направ­ленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способству­ет развитию ответственности, гуманного, заботливого от­ношения к людям и природе.
  Виды дежурств 1. дежурства по столовой (2-ая мл.группа), 2. дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа). 3. дежурства по уголку природы (старшая группа).
  Коллективный труд общая трудовая деятельность, объединяю­щая сразу всех детей группы Не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный.
  Условия организации коллективного труда 1. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. 2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание. 3. Содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети.

 

Вопросы и задания для повторения

1. От чего зависит выбор формы организации труда дошкольника?

2. Дайте характеристику таким формам организации труда дошкольника как «поручение и «дежурство».

3. Какие особенности организации общего труда и совместного труда Вы можете назвать?

Основная литература:

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С.186- 195

Дополнительная литература:

1. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г., М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 147 -180

 


Тема 2.6.: Своеобразие и содержание труда детей раннего возраста.

План:

1. Своеобразие труда детей раннего возраста

2. Содержание труда детей раннего возраста и способы организации труда.

 

1. Своеобразие труда детей раннего возраста

Трудовое воспитание детей начинается в раннем возрас­те. На данном этапе проявляется стремление ребенка жить об­щей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, что­бы ему позволили мыть посуду, стирать платочки. Подчеркнем, что смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда по­нятны ребенку. А эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Качество труда малыша зачастую остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудо­любия и уважения к любому труду взрослых.

Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и же­лания действовать с ними. Малыша привлекает процесс использования предмета. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с предметами труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее.

Известно, что к трем годам, малыш все чаще произносит: «Я сам!» Отечественные педагоги отмечают, что в возрасте 2-3 лет дети обнаруживают большое желание не только от­ражать труд взрослых в игре, но и подражать им в реальных трудовых действиях. Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складывать­ся новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникает возможность ори­ентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Подчеркивая смысл и ре­зультат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что по­радовал другого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка ста­новления общественных мотивов труда.

К концу раннего детства малыш начинает осознавать ре­зультативность трудовых действий. Установле­ние связи между действием и его результатом позволяет пред­положить будущий результат. Представление о нем начинает руководить действием, появляются предпосылки планирования и контроля. В освоении действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое дейст­вие и его результат: «Подмел, помыл». А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое дей­ствие: «Буду подметать. Буду мыть». Наряду с результативны­ми действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия вы­полняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятель­но получить новый продукт ребенок еще не может.

2. Содержание труда детей раннего возраста и способы организации труда

Идя навстречу ребенку, обучая его первым элементарным трудовым действиям, педагог имеет возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ре­бенку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполня­ет какую-либо операцию. К сожалению, возникает противопо­ложное заявление: «А я не умею!», за которое ребенок порой «прячется», если предлагаемое дело не вызывает у него интере­са, но связано с необходимостью его выполнить: он спокойно относится к тому, что взрослые выполняют за него то, чем он уже владеет. Например, наблюдает за бабушкой, которая скла­дывает разбросанную им мозаику, занимаясь при этом рассма­триванием картинок в книге. И наоборот, постепенно овладе­вая трудовыми умениями, а затем и трудовыми процессами, до­школьник все больше начинает понимать свои возможности.

Взрослый приучает ребенка к выполнению элементар­ных трудовых действий по самообслуживанию: помыть ру­ки, умыться, убрать свои вещи на место. Сначала взрослый показывает, как выполнить то, или иное действие. При не­обходимости можно использовать совместные действия. При этом взрослый берет руки ребенка в свои и осуществляет последовательные действия, фиксируя каждое действие в речи: «Закатаем рукавчики, ладошки сложим лодочкой, подставим их под струю воды, возьмем мыло, намылим ла­дошки, потрем их друг о друга, положим мыло в мыльницу и намылим тыльную сторону ручек. Вот как хорошо помы­лили ручки, а теперь смоем мыло струей воды». В дальней­шем эти же действия ребенок выполняет по подражанию действиям взрослого, который уже не моет руки малыша, а показывает, как это надо делать. В дальнейшем взрослые должны напоминать детям последовательность действий при мытье рук. Целенаправленное внимание взрослых к форми­рованию этого навыка приводит к тому, что уже на третьем году жизни дети могут выполнять его самостоятельно.

По­мимо овладения умением мыть руки, дети учатся вытирать их полотенцем. Воспитатель показывает, как надо последо­вательно выполнять действия, сопровождая их речью: «Сна­чала запомни картинку, возле которой висит твое полотенце, затем сними свое полотенце, вытри насухо ладошку и тыль­ную сторону одной руки, а затем вытри ладошку и тыльную сторону другой руки, повесь полотенце на место».

Взрослые должны понимать, что навык формируется медленно, но главное, чтобы дети запомнили последователь­ность каждого действия, входящего в состав этого навыка. С этой целью взрослый разделяет сложные действия на эта­пы, показывая, что их последовательность нельзя изменять. Например, умение мыть руки включает в себя следующие этапы: засучить рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставить руки с мылом под струю воды, намочить мыло и руки, намылить ладони, растерев мыло до получе­ния пены, положить мыло, распределить его круговыми движениями по всей поверхности рук, снова подставить руки под струю воды, круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук, слегка отряхнуть воду с рук и закрыть кран.

Чтобы малыши запомнили последовательность этих дей­ствий, им можно предложить игру «Помоем кукле ручки», во время которой дети проговаривают свои действия.

В раннем возрасте у детей формируются навыки опрят­ного питания, правильного пользования ложкой и салфет­кой. При этом очень важна правильная позиция взрослого и его высокая чувствительность к действиям, совершаемым совместно с ребенком. Сначала взрослый держит руку ре­бенка с ложкой в своей руке и направляет ее. Если он по­чувствует, что ребенок пытается самостоятельно направлять ложку в рот, нужно предоставить малышу чуть больше инициативы, чем ранее. Постепенно усилия взрослого должны ослабевать, а усилия ребенка возрастать. Используя спосо­бы подражания и показа, взрослый должен сформировать у ребенка следующие навыки приема пищи: держать ложку не в кулаке, а между пальцами; набирать в ложку умерен­ное количество пищи; плавно подносить ложку ко рту; есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не чавкая; наби­рать пищу в ложку с помощью кусочка хлеба; пользоваться салфеткой, благодарить взрослого после еды.

В раннем возрасте детей учат опрятности: проситься в туалет, пользоваться унитазом, самостоятельно снимать и надевать трусы и колготы, применять туалетную бумагу, мыть руки после туалета, выходить из туалета одетыми.

Обучая детей одеваться, у них отрабатывают следующие умения: снимать колготы самостоятельно, а надевать их с помощью взрослого, самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь без шнурков, сухую одежду вешать в шкафчик, складывать на стульчик, а влажную - в сушильный шкаф или отдавать взрослому, обувь ставить на полку или под стул.

Умение ухаживать за игрушками также важно в жизни маленького ребенка. Малыш должен знать, что после игры куклу надо посадить на место, кубики собрать в коробку, машину поставить в гараж. Не все сразу получается, но системность требований со стороны взрослого помогает ре­бенку организовать свою деятельность, а контроль взросло­го фиксирует его внимание на этапе завершения одного вида деятельности и перехода к следующему.

Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, вы­полнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием само­сознания, личности. Назовем их:освоение действий и формирование на их осно­ве первых простейших трудовых умений и навыков;стремление к достижению результата своих действий и по­лучение его оценки взрослым.

 

Глоссарий
1. Содержание труда детей раннего возраста Учатся мыть ру­ки, умываться, вытирать руки и лицо полотенцем;учатся ухаживать за игрушками; убрать свои вещи на место; формируются навыки опрят­но питания, правильного пользования ложкой и салфет­кой; учатся проситься в туалет, пользоваться унитазом, самостоятельно снимать и надевать колготы, применять туалетную бумагу, мыть руки после туалета, выходить из туалета одетыми; обучаются одеваться, у них отрабатывают следующие умения: снимать колготы самостоятельно, а надевать их с помощью взрослого, самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь без шнурков, сухую одежду вешать в шкафчик, складывать на стульчик, а влажную - в сушильный шкаф или отдавать взрослому, обувь ставить на полку или под стул.
2 Основные способы обучения детей раннего возраста трудовым умениям Основные способы обучения труду опираются на желание ребенка подражать взрослому - показ, как выполнять действие; - совместные действия воспитателя и ребенка; - напоминание детям последовательности действий; - фиксация действия в речи, проговаривание действий; - разделение сложных действий на этапы; - игра, например: «Помоем кукле ручки» - игровые приемы и т.д.

 

Вопросы и задания для повторения

1. В чем своеобразие труда детей раннего возраста?

2. Каким содержанием наполнен труд детей раннего возраста?

Основная литература:

1. Дошкольная психология/ Урунтаева Г.А. –М.»Академия», 2001.-336с. С. 51-53

2. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб. Издательство КАРО, 2008г. с.336, С.291-304

Дополнительная литература:

1. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста//Психология личности и деятель­ности дошкольника/Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. -М.,1965.- С. 158-189.


Тема 2.7.: Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

План:

1. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста:

а) работа с детьми младшего дошкольного возраста

б)работа с детьмисреднего дошкольного возраста

в)работа с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

а) работа с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4года)

На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и це­ленаправленность действий, разнообразнее и координированное ста­новятся движения. Он начинает овладевать умением действовать, на­мечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекается и переходит от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей педагога является воспита­ние самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослым даже небольших успехов ребен­ка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно важно помнить это в общении с застенчивыми, роб­кими детьми. По отношению к ребенку избалованному, склонному к зазнайству поощрение следует использовать осторожно.

Самообслуживание

Навыки самообслуживания формируются у малышей в играх с кук­лами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Ребенку этого возраста присуще стремление действовать самосто­ятельно. «Я сам!» — заявляет он, часто не осознавая свои возможнос­ти. Важное место в его трудовой деятельности занимает самообслу­живание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремление малышей к самостоятельности — важ­ный фактор в формировании трудолюбия.

Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспита­теля, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способ­ствовать ее развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой более активно воздейст­вовать на малыша. Например, педагог вносит в группу большую кук­лу и говорит, что кукла Катя приехала к малышам в гости на поезде, и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, вы­деляют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают в спальне кроватку, отводят место за столом в куколь­ном уголке и т. д. Затем дети учат куклу навыкам самообслуживания, а кукла (ее озвучивает воспитатель) дает оценку их действиям.

Эффективным приемом может стать положительный пример свер­стников («Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!»).

Важное место в педагогической работе занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, ис­пользование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. На­пример: «Буль-буль-буль—журчит водица. Все ребята любят мыться»,— приговаривает воспитатель, показывая малышам приемы умывания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рас­смотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!»

Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. Сюжеты воспита­тель может придумать сам («Как Хрюша умывается», «Зайка в гостях у Мишки» и т. д.).

Воспитатель должен помнить, что если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал бо­тинки, убрал в шкаф сменную обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отри­цательные привычки (небрежность, неряшливость и др.).

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их внима­тельно, доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к посто­янной помощи.

Хозяйственно-бытовой труд

В младшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд в ос­новном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно - это отдельные действия, ко­торые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. На­пример, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стулья. И пусть их труд совсем незначителен (а порой малыши только мешают взрослому в работе), но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного тру­да и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к тру­ду взрослых.

Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию интереса к трудовой деятельнос­ти взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде ня­ни, дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обратить их внима­ние на добросовестное отношение взрослых к работе (работают стара­тельно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (ня­ня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряп­ку, опять отжала и т. д.), рассмотреть с ними материалы и оборудова­ние, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей (например, снега намело так много, что не прой­ти к веранде. Как быть? Без дяди Васи, дворника, никак не обойтись. Вот пришел дворник со скребком и расчистил дорожку к веранде, а дети ему помогали). На основе таких конкретных впечатлений у ре­бенка начинают формироваться представления о трудовой деятельно­сти человека, воспитывается положительное отношение к труду взрос­лых, желание принимать в нем посильное участие.

Труд должен быть посильным для детей, но уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолени­ем определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия, ма­лыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы труд завер­шался наглядным результатом—тогда дети осознают его значимость, необходимость («Хорошо, что Вова счистил снег со скамейки, мы те­перь можем на ней посидеть», «Ирочка протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.).

В течение дня важно найти для каждого ребенка нужное и полез­ное дело. Можно дать одно и то же поручение нескольким детям одно­временно, например, протереть стулья (каждый ребенок протирает свой стул). Это самая первая ступень к коллективному труду - труд рядом.

Со второго полугодия малышам начинают прививать умения и на­выки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. С помощью поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять не­сколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. На­пример, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, за­тем — раскладывать ложки. После того как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития на­выков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, за­тем — с его незначительной помощью. При этом используются дидак­тические игры «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят.

Следует оценивать работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зай­чик говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Са­ша и Оля. Они работали медленно, отнимали друг у друга ложкой, по­ставили салфетницу не на место, получилось некрасиво. Сейчас, они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за столом, кото­рый накрыли Света и Таня». Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке. Групповая комната всегда должна быть чистой* ак­куратно прибранной. Разговаривать с малышами следует в доброжела­тельном тоне. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может сказать:

Ну, теперь за дело дружно - Убирать игрушки нужно!

Ручной труд

Малышей данного возраста начинают приобщать к элементарно­му ручному труду, связанному с поддержанием порядка в хозяйстве группы (ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного ма­териала и пр.).

Естественно, эти трудовые действия носят форму совместного тру­да со взрослым, поскольку у детей еще нет необходимых трудовых на­выков. Однако малыши смогут, например, самостоятельно намазать клейстером предложенную деталь, прижать ее, подержать, пока под­сохнет клей, или найти по просьбе взрослого нужный предмет и выг полнить элементарные действия по ремонту (присоединить деталь к определенному месту и т.п.). Дети 3—4 лет любят что-либо рассмат­ривать, сортировать, аккуратно раскладывать. Поэтому воспитатели часто предлагают малышам разбирать материал (кусочки бумаги, тка­ни, поролона, пластика, природный материал) по виду, цвету, форме, величине и складывать на место. Такой труд имеет большое воспита­тельное значение, так как приучает малышей относиться бережно к игрушкам, книжкам, пособиям.

Труд в природе

Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.

Осенью организуются наблюдения за сбором старшими детьми уро­жая овощей на огороде; Малыши могут выполнять некоторые пору­чения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место).

С наступлением весны можно провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапывани­ем огорода. На групповом участке (или вблизи него, на ровном сол­нечном месте) в присутствии детей можно разбить огород (2—3 гряд­ки). Малыши наблюдают за тем, как воспитатель перекапывает боль­шой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Хорошо пред­ложить детям стать друг за другом и, медленно двигаясь вдоль грядки, утоптать дорожку. «Вот какая получилась ровная дорожка, — объяснявет воспитатель. — По ней мы будем ходить, а на грядках будем выра­щивать овощи. По грядкам ходить нельзя». С помощью воспитателя дети сажают на грядках лук, высевают крупные семена овощей (бо­бы, горох, фасоль). По всей длине грядки (по центру) педагог про­кладывает шнур. Дети встают по обе стороны грядки. Каждый ребе­нок раскладывает семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпает бороздки и поливает грядку педа­гог. «Вот теперь наши семена будут расти в тепле, мы их будем по­ливать, и вырастут вот такие вкусные бобы!» — говорит воспитатель, показывает картинку и ставит ее на грядку. На одной из грядок педагог может посеять в присутствии детей семена редиса или репы.

Детей привлекают к посеву крупных семян цветочных растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис («ежовый огурец»).

Прополку, рыхление, подкормку выполняет педагог, показывая и рассказывая детям, что он делает.

Ухаживая в утренние часы за растениями и животными уголка при­роды, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию. Дети могут поливать рас­тения (с помощью педагога). Протирая л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: