Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.
Способы объединения детей в труде:
2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет |
Совместно со взрослыми | Труд рядом | Совместный труд между детьми и Общий труд | |
Коллективный |
Эта форма организации труда исследовалась Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Ф.Кушиной, С.А.Козловой, Л. В. Крайневой и др.
Данная форма организации труда детей, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содержание общего труда то, что дети еще не умеют делать. Например, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для индивидуального обучения.
Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.
Коллективный труд - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику).
Условия организации коллективного труда:
1. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.
3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,
4. Трудом должны быть охвачены все дети.
Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;
Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;
Совместный труд, его особенностями являются:
а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;
б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;
в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность и дает большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
А теперь разберемся в терминах.
Что же такое общий, совместный, коллективный труд?
Не являются ли эти определения синонимами?
Что объединяет понятия «общий», «совместный», «коллективный» и чем они отличаются друг от друга?
Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности, это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.
Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, наденьте на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем протирать стульчики» и т. д. После окончания работы он обращает внимание детей на то, что каждый трудился хорошо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая.
Р. С. Буре предлагает при такой форме организации распределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудовое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.
Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединений детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т. п.). Коллективная форма потому и называется коллективной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно коллективный труд детей. К сожалению, в практике часто общий труд принимается за коллективный. А задача воспитания коллективизма если и решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитывающий потенциал такой важной формы организации труда дошкольников. А между тем коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, создает положительный эмоциональный настрой - то, что А. С. Макаренко называл «мажором» в коллективе.
Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.
Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - уберем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность.
Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социальной. Например:
сентябрь - сбор урожая, осенние работы на участке, заготовка природного материала для поделок. Помощь в такой же работе малышам и всему детскому саду;
октябрь - подготовка к празднику «День рождения группы»: размещение игрушек, изготовление пособий, уборка и оформление помещения группы, изготовление подарков для гостей;
ноябрь - подготовка к празднику «Мой род, моя семья». Организация работы в «мастерской добрых дел», совместная с родителями подготовка праздничного угощения, организация выставки рисунков, изготовление поделок;
декабрь - подготовка к Новому году. Изготовление елочных украшений, подарков, карнавальных костюмов, уборка помещения к празднику;
январь - работа на зимнем участке: расчистка снега, изготовление цветного льда, помощь в том же малышам.
Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекательную для детей цель, для реализации которой наряду с другой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подходит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе приобретает для них эмоциональную значимость и смысл.
Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не исключает ни другого содержания, ни иных форм организации. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.
№ | Глоссарий | |
Факторы, влияющие на форму организации труда | 1.Возрастные и психофизиологические возможности детей; 2. Уровень трудового опыта детей; 3.Конкретные воспитательные задачи; 4. Содержание труда. | |
Формы организации труда детей в детском саду | 1. Поручения 2. Дежурства 3. Коллективный труд, общий труд, совместный труд | |
Трудовое поручение | это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. | |
Формы трудовых поручений | 1. по форме, характеру выполнения – индивидуальными, подгрупповыми, общими; 2. по продолжительности, по времени исполнения - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; 3. по содержанию - соответствовать видам труда; | |
Дежурство | форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. | |
Виды дежурств | 1. дежурства по столовой (2-ая мл.группа), 2. дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа). 3. дежурства по уголку природы (старшая группа). | |
Коллективный труд | общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы Не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. | |
Условия организации коллективного труда | 1. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. 2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание. 3. Содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети. |
Вопросы и задания для повторения
1. От чего зависит выбор формы организации труда дошкольника?
2. Дайте характеристику таким формам организации труда дошкольника как «поручение и «дежурство».
3. Какие особенности организации общего труда и совместного труда Вы можете назвать?
Основная литература:
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С.186- 195
Дополнительная литература:
1. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г., М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 147 -180
Тема 2.6.: Своеобразие и содержание труда детей раннего возраста.
План:
1. Своеобразие труда детей раннего возраста
2. Содержание труда детей раннего возраста и способы организации труда.
1. Своеобразие труда детей раннего возраста
Трудовое воспитание детей начинается в раннем возрасте. На данном этапе проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки. Подчеркнем, что смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. А эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Качество труда малыша зачастую остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых.
Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Малыша привлекает процесс использования предмета. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с предметами труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее.
Известно, что к трем годам, малыш все чаще произносит: «Я сам!» Отечественные педагоги отмечают, что в возрасте 2-3 лет дети обнаруживают большое желание не только отражать труд взрослых в игре, но и подражать им в реальных трудовых действиях. Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникает возможность ориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Подчеркивая смысл и результат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что порадовал другого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка становления общественных мотивов труда.
К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Установление связи между действием и его результатом позволяет предположить будущий результат. Представление о нем начинает руководить действием, появляются предпосылки планирования и контроля. В освоении действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат: «Подмел, помыл». А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое действие: «Буду подметать. Буду мыть». Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.
2. Содержание труда детей раннего возраста и способы организации труда
Идя навстречу ребенку, обучая его первым элементарным трудовым действиям, педагог имеет возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ребенку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполняет какую-либо операцию. К сожалению, возникает противоположное заявление: «А я не умею!», за которое ребенок порой «прячется», если предлагаемое дело не вызывает у него интереса, но связано с необходимостью его выполнить: он спокойно относится к тому, что взрослые выполняют за него то, чем он уже владеет. Например, наблюдает за бабушкой, которая складывает разбросанную им мозаику, занимаясь при этом рассматриванием картинок в книге. И наоборот, постепенно овладевая трудовыми умениями, а затем и трудовыми процессами, дошкольник все больше начинает понимать свои возможности.
Взрослый приучает ребенка к выполнению элементарных трудовых действий по самообслуживанию: помыть руки, умыться, убрать свои вещи на место. Сначала взрослый показывает, как выполнить то, или иное действие. При необходимости можно использовать совместные действия. При этом взрослый берет руки ребенка в свои и осуществляет последовательные действия, фиксируя каждое действие в речи: «Закатаем рукавчики, ладошки сложим лодочкой, подставим их под струю воды, возьмем мыло, намылим ладошки, потрем их друг о друга, положим мыло в мыльницу и намылим тыльную сторону ручек. Вот как хорошо помылили ручки, а теперь смоем мыло струей воды». В дальнейшем эти же действия ребенок выполняет по подражанию действиям взрослого, который уже не моет руки малыша, а показывает, как это надо делать. В дальнейшем взрослые должны напоминать детям последовательность действий при мытье рук. Целенаправленное внимание взрослых к формированию этого навыка приводит к тому, что уже на третьем году жизни дети могут выполнять его самостоятельно.
Помимо овладения умением мыть руки, дети учатся вытирать их полотенцем. Воспитатель показывает, как надо последовательно выполнять действия, сопровождая их речью: «Сначала запомни картинку, возле которой висит твое полотенце, затем сними свое полотенце, вытри насухо ладошку и тыльную сторону одной руки, а затем вытри ладошку и тыльную сторону другой руки, повесь полотенце на место».
Взрослые должны понимать, что навык формируется медленно, но главное, чтобы дети запомнили последовательность каждого действия, входящего в состав этого навыка. С этой целью взрослый разделяет сложные действия на этапы, показывая, что их последовательность нельзя изменять. Например, умение мыть руки включает в себя следующие этапы: засучить рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставить руки с мылом под струю воды, намочить мыло и руки, намылить ладони, растерев мыло до получения пены, положить мыло, распределить его круговыми движениями по всей поверхности рук, снова подставить руки под струю воды, круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук, слегка отряхнуть воду с рук и закрыть кран.
Чтобы малыши запомнили последовательность этих действий, им можно предложить игру «Помоем кукле ручки», во время которой дети проговаривают свои действия.
В раннем возрасте у детей формируются навыки опрятного питания, правильного пользования ложкой и салфеткой. При этом очень важна правильная позиция взрослого и его высокая чувствительность к действиям, совершаемым совместно с ребенком. Сначала взрослый держит руку ребенка с ложкой в своей руке и направляет ее. Если он почувствует, что ребенок пытается самостоятельно направлять ложку в рот, нужно предоставить малышу чуть больше инициативы, чем ранее. Постепенно усилия взрослого должны ослабевать, а усилия ребенка возрастать. Используя способы подражания и показа, взрослый должен сформировать у ребенка следующие навыки приема пищи: держать ложку не в кулаке, а между пальцами; набирать в ложку умеренное количество пищи; плавно подносить ложку ко рту; есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не чавкая; набирать пищу в ложку с помощью кусочка хлеба; пользоваться салфеткой, благодарить взрослого после еды.
В раннем возрасте детей учат опрятности: проситься в туалет, пользоваться унитазом, самостоятельно снимать и надевать трусы и колготы, применять туалетную бумагу, мыть руки после туалета, выходить из туалета одетыми.
Обучая детей одеваться, у них отрабатывают следующие умения: снимать колготы самостоятельно, а надевать их с помощью взрослого, самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь без шнурков, сухую одежду вешать в шкафчик, складывать на стульчик, а влажную - в сушильный шкаф или отдавать взрослому, обувь ставить на полку или под стул.
Умение ухаживать за игрушками также важно в жизни маленького ребенка. Малыш должен знать, что после игры куклу надо посадить на место, кубики собрать в коробку, машину поставить в гараж. Не все сразу получается, но системность требований со стороны взрослого помогает ребенку организовать свою деятельность, а контроль взрослого фиксирует его внимание на этапе завершения одного вида деятельности и перехода к следующему.
Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности. Назовем их:освоение действий и формирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков;стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
№ | Глоссарий | |
1. | Содержание труда детей раннего возраста | Учатся мыть руки, умываться, вытирать руки и лицо полотенцем;учатся ухаживать за игрушками; убрать свои вещи на место; формируются навыки опрятно питания, правильного пользования ложкой и салфеткой; учатся проситься в туалет, пользоваться унитазом, самостоятельно снимать и надевать колготы, применять туалетную бумагу, мыть руки после туалета, выходить из туалета одетыми; обучаются одеваться, у них отрабатывают следующие умения: снимать колготы самостоятельно, а надевать их с помощью взрослого, самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, шапку, обувь без шнурков, сухую одежду вешать в шкафчик, складывать на стульчик, а влажную - в сушильный шкаф или отдавать взрослому, обувь ставить на полку или под стул. |
2 | Основные способы обучения детей раннего возраста трудовым умениям | Основные способы обучения труду опираются на желание ребенка подражать взрослому - показ, как выполнять действие; - совместные действия воспитателя и ребенка; - напоминание детям последовательности действий; - фиксация действия в речи, проговаривание действий; - разделение сложных действий на этапы; - игра, например: «Помоем кукле ручки» - игровые приемы и т.д. |
Вопросы и задания для повторения
1. В чем своеобразие труда детей раннего возраста?
2. Каким содержанием наполнен труд детей раннего возраста?
Основная литература:
1. Дошкольная психология/ Урунтаева Г.А. –М.»Академия», 2001.-336с. С. 51-53
2. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб. Издательство КАРО, 2008г. с.336, С.291-304
Дополнительная литература:
1. Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста//Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. -М.,1965.- С. 158-189.
Тема 2.7.: Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
План:
1. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста:
а) работа с детьми младшего дошкольного возраста
б)работа с детьмисреднего дошкольного возраста
в)работа с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
а) работа с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4года)
На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированное становятся движения. Он начинает овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекается и переходит от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей педагога является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослым даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно важно помнить это в общении с застенчивыми, робкими детьми. По отношению к ребенку избалованному, склонному к зазнайству поощрение следует использовать осторожно.
Самообслуживание
Навыки самообслуживания формируются у малышей в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.
Ребенку этого возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» — заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Важное место в его трудовой деятельности занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремление малышей к самостоятельности — важный фактор в формировании трудолюбия.
Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать ее развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой более активно воздействовать на малыша. Например, педагог вносит в группу большую куклу и говорит, что кукла Катя приехала к малышам в гости на поезде, и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают в спальне кроватку, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Затем дети учат куклу навыкам самообслуживания, а кукла (ее озвучивает воспитатель) дает оценку их действиям.
Эффективным приемом может стать положительный пример сверстников («Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!»).
Важное место в педагогической работе занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Например: «Буль-буль-буль—журчит водица. Все ребята любят мыться»,— приговаривает воспитатель, показывая малышам приемы умывания.
Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рассмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!»
Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. Сюжеты воспитатель может придумать сам («Как Хрюша умывается», «Зайка в гостях у Мишки» и т. д.).
Воспитатель должен помнить, что если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.).
Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Хозяйственно-бытовой труд
В младшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно - это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стулья. И пусть их труд совсем незначителен (а порой малыши только мешают взрослому в работе), но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обратить их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (няня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять отжала и т. д.), рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей (например, снега намело так много, что не пройти к веранде. Как быть? Без дяди Васи, дворника, никак не обойтись. Вот пришел дворник со скребком и расчистил дорожку к веранде, а дети ему помогали). На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинают формироваться представления о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду взрослых, желание принимать в нем посильное участие.
Труд должен быть посильным для детей, но уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия, малыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы труд завершался наглядным результатом—тогда дети осознают его значимость, необходимость («Хорошо, что Вова счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть», «Ирочка протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.).
В течение дня важно найти для каждого ребенка нужное и полезное дело. Можно дать одно и то же поручение нескольким детям одновременно, например, протереть стулья (каждый ребенок протирает свой стул). Это самая первая ступень к коллективному труду - труд рядом.
Со второго полугодия малышам начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. С помощью поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем — раскладывать ложки. После того как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем — с его незначительной помощью. При этом используются дидактические игры «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят.
Следует оценивать работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Саша и Оля. Они работали медленно, отнимали друг у друга ложкой, поставили салфетницу не на место, получилось некрасиво. Сейчас, они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за столом, который накрыли Света и Таня». Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке. Групповая комната всегда должна быть чистой* аккуратно прибранной. Разговаривать с малышами следует в доброжелательном тоне. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может сказать:
Ну, теперь за дело дружно - Убирать игрушки нужно!
Ручной труд
Малышей данного возраста начинают приобщать к элементарному ручному труду, связанному с поддержанием порядка в хозяйстве группы (ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного материала и пр.).
Естественно, эти трудовые действия носят форму совместного труда со взрослым, поскольку у детей еще нет необходимых трудовых навыков. Однако малыши смогут, например, самостоятельно намазать клейстером предложенную деталь, прижать ее, подержать, пока подсохнет клей, или найти по просьбе взрослого нужный предмет и выг полнить элементарные действия по ремонту (присоединить деталь к определенному месту и т.п.). Дети 3—4 лет любят что-либо рассматривать, сортировать, аккуратно раскладывать. Поэтому воспитатели часто предлагают малышам разбирать материал (кусочки бумаги, ткани, поролона, пластика, природный материал) по виду, цвету, форме, величине и складывать на место. Такой труд имеет большое воспитательное значение, так как приучает малышей относиться бережно к игрушкам, книжкам, пособиям.
Труд в природе
Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.
Осенью организуются наблюдения за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде; Малыши могут выполнять некоторые поручения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место).
С наступлением весны можно провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. На групповом участке (или вблизи него, на ровном солнечном месте) в присутствии детей можно разбить огород (2—3 грядки). Малыши наблюдают за тем, как воспитатель перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Хорошо предложить детям стать друг за другом и, медленно двигаясь вдоль грядки, утоптать дорожку. «Вот какая получилась ровная дорожка, — объяснявет воспитатель. — По ней мы будем ходить, а на грядках будем выращивать овощи. По грядкам ходить нельзя». С помощью воспитателя дети сажают на грядках лук, высевают крупные семена овощей (бобы, горох, фасоль). По всей длине грядки (по центру) педагог прокладывает шнур. Дети встают по обе стороны грядки. Каждый ребенок раскладывает семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпает бороздки и поливает грядку педагог. «Вот теперь наши семена будут расти в тепле, мы их будем поливать, и вырастут вот такие вкусные бобы!» — говорит воспитатель, показывает картинку и ставит ее на грядку. На одной из грядок педагог может посеять в присутствии детей семена редиса или репы.
Детей привлекают к посеву крупных семян цветочных растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис («ежовый огурец»).
Прополку, рыхление, подкормку выполняет педагог, показывая и рассказывая детям, что он делает.
Ухаживая в утренние часы за растениями и животными уголка природы, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию. Дети могут поливать растения (с помощью педагога). Протирая л