Развитие самосознания — центральный психический процесс юношеского возраста. Самосознание представляет собой сложную психологическую структуру, которая включает в себя такие компоненты, как сознание своей тождественности, сознание собственного «я», активное деятельное начало осознание своих психических свойств и качеств, а также определенную систему социально-нравственных самооценок. В сфере самосознания существуют половые различия. Самосознание и самооценка юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей. Как и подросток, юноша часто задается вопросами: кто я такой, чего я стою и на что я способен.
Ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Другим важнейшим фактором, составляющим психологическую базу профессионального самоопределения и обеспечивающим готовность старшеклассника к вступлению в новую жизнь, является наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Можно выделить:
— потребность в общении и владении способами его построения;
— теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, художественном, этическом, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах.
Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Ею занимались многие специалисты, опыт которых был обобщен Н. С. Пряжниковым. Сам автор предлагает содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, центром которого является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности. По мнению Н. С. Пряжникова, психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения, являются:
— осознание ценности общественно полезного труда;
общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
— осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации
— общая ориентировка в мире профессионального труда;
— выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);
— знание о выбираемых целях, о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели (развитая рефлексия, самопознание как важная основа самоопределения) и др.
По мнению Л. М. Митиной, основным фактором профессионального самоопределения является активность личности, ее потребность в самореализации, осознанием необходимость изменения собственной личности, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде. От того, насколько осознанным окажется процесс профессионального самоопределения, во многом зависит жизненный путь личности в дальнейшем.
Особенности познавательной сферы деятельности в юношеском возрасте:
1. Мышление. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков способствует развитию теоретического мышления. В разговорах со сверстниками все чаще затрагиваются нравственные, политические и другие темы.
Продолжается в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления, представляющего собой вид мыслительного процесса, в котором используются определенные понятия. Развитие данного вида мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Юношей начинают интересовать вопросы устройства мироздания.
И. С. Кон отмечает, что в юношеском возрасте начинают наиболее отчетливо проявляться - особенности мышления, связанные с половыми различиями. Склонность к абстрактному мышлению больше свойственна юношам, девушки лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные. У девушек художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественно-научными.
У старших школьников происходит активное развитие креативного (творческого) мышления. Юноша создает проблемные ситуации, видит новое в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи.
2, Память и внимание. Продолжается интеллектуализация познавательных процессов. Восприятие, память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. Внимание становится более управляемым. Возникают особенности познания, т. е. когда любое явление- может быть рассмотрено с разных сторон.
Особенностью юношеского возраста является сочетание широты интеллектуальных интересов с разбросанностью, отсутствием системы и метода, а также адекватной оценки своих возможностей.
З. Становление индивидуального стиля деятельности. Для юношеского возраста характерно становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Причиной этому служит развитие специальных способностей и растущая дифференциация направленности интересов, причем процесс дифференциации умственных способностей у мальчиков начинается раньше и выражен ярче, чем у девочек.