Мониторинг реализации образовательной программы




Образовательный мониторинг - целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе школы, позволяющее отслеживать отклонения от государственных образовательных стандартов и уровень удовлетворения образовательных потребностей. Основные принципы образовательного мониторинга:

1) целенаправленность - соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;

2) научность – мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления;

3) нормативность - опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы;

4) целостность и непрерывность - рассмотрение объектов мониторинга в их взаимосвязи;

5) оптимальность – объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии;

6) эффективность – система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние;

7) компетентность – сотрудники образовательной организации, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции.

Так как фактические результаты деятельности, степень отклонения сравниваются с нормой, то она является необходимым условием и основанием мониторинга. При этом установление уровня соответствия процесса и его результатов стандарту или норме представляет собой контроль.

Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий и процесса образования независимыми комиссиями. Внутренний мониторинг — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности школы для принятия управленческих решений.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий с целью обеспечения обратной связи и осведомления о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Изучение динамики процессов обновления, их учет в планировании работы является залогом успешного функционирования и развития в условиях трансформирующейся внешней среды.

Система мониторинга включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в целом.

Цель мониторинга: обеспечение уровня преподавания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся, соответствующего требованиям, предъявляемым к российскому образованию, и позволяющего создать целостную образовательную среду.

Объектами школьного мониторинга являются:

- достижение обучающимися уровня обученности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

- обеспечение содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- выполнение программ вариативной части и инвариантной части учебного плана;

- качество преподавания, методический уровень и повышение квалификации педагогов;

- организация преемственности в преподавании и обучении между всеми уровнями обучения;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу.

Мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развития обучающихся, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется по традиционным направлениям:

- контроль качества преподавания:

- выполнение учебных программ;

- эффективность урока;

- методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;

- обеспеченность учебным и дидактическим материалом;

- индивидуальная работа с детьми;

- соответствие преподавания настоящей Программы ООО;

- выполнение санитарно-гигиенических требований;

- контроль качества обучения:

- уровень знаний, умений и навыков обучающихся;

- выполнение требований государственных образовательных стандартов;

- контроль ведения школьной документации;

- ведение журналов;

- ведение дневников обучающихся;

- ведение тетрадей обучающихся;

- оформление личных дел обучающихся.

Формирование плана мониторинга производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга различных направлений, объектов и субъектов образовательной деятельности Школы.

Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга:

- получение объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг;

- систематизация полученной информации;

- обеспечение регулярного и наглядного представления информации об изменении качества обучения;

- информационное обеспечение анализа и планирования дальнейшей работы в области повышения качества образовательных услуг.

В течение учебного года мониторинг качества обучения осуществляется по следующим направлениям:

- уровень сформированности обязательных результатов обучения: посещение уроков; административные контрольные работы, тесты; сравнительный анализ;

- качество знаний обучающихся: государственная итоговая аттестация, олимпиады, конкурсы; сравнительный анализ итогов учебного года по предметам с результатами прошлых лет;

- общая и качественная успеваемость: отчёты учителей по итогам триместров и учебного года; сравнительный анализ итогов учебного года с результатами прошлых лет; динамика успеваемости по классам;

- степень готовности выпускников к государственной итоговой аттестации: посещение уроков; анкетирование; предварительный контроль; проверка документации.

В течение года проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку, математике, другим предметам (по необходимости) в виде административных контрольных работ:

- стартовый (входной) контроль, цель которого определить степень устойчивости знаний обучающихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;

- промежуточный (по четвертям) контроль, целью которого является отслеживание динамики обученности обучающихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости;

- итоговый (годовой) контроль, цель которого состоит в определении уровня сформированности знаний, умений и навыков при переходе обучающихся в следующий класс, отслеживании динамики их обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения, выявлении недостатков в работе, планировании внутреннего контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.

Критериями мониторинга учебно-воспитательного процесса являются следующие показатели:

показатели качества образовательной деятельности:

- обученность (результаты учебного процесса по предмету).

- уровень сформированности общеучебных ЗУН (знаний, умений и навыков);

показатели качества ресурсного обеспечения:

- сохранение и расширение материально-технической базы: сроки службы школьного имущества, полнота укомплектованности мебелью, учебниками, расходными материалами;

- рациональное использование столовой, спортзала, спортплощадки;

- эффективность использования компьютерного оборудования;

показатели качества учебного плана и образовательных программ:

- рациональность учебного плана: сбалансированность компонентов, практико-ориентированность;

- эффективность учебных программ: преемственность и согласованность содержания программ по годам обучения и предметным областям;

- наличие специалистов по каждому предмету;

- полное учебно-методическое обеспечение;

показатели качества достижений обучающихся:

- высокие учебные достижения обучающихся: результаты стандартных контрольных срезов, результаты ЕГЭ, количество медалистов, количество призеров и победителей предметных олимпиад, конкурсов разного уровня;

- высокие внеучебные достижения обучающихся: участие в кружках по интересам и спортивных секциях, количество победителей конкурсов и спортивных соревнований, участие в социальных проектах разного уровня;

- продолжение обучения выпускников;

показатели качества педагогического коллектива:

- количественный показатель учителей с высшей и первой квалификационной категорией;

- наличие курсовой переподготовки (курсов повышения квалификации) учителей;

- активность и результативность деятельности педагогического коллектива;

- участие в педагогических форумах, конкурсах педагогического мастерства, социальных проектах (результативность участия);

показатели качества культуры и психологического климата:

- высокий уровень безопасности и здоровьесбережения обучающихся;

- работа по сохранению контингента обучающихся и педагогов;

- высокие показатели исследований по проблемам физического и психического здоровья обучающихся;

- высокие показатели исследований по состоянию психологического климата школы;

личностные достижения родителей обучающихся:

- обеспечение систематического контроля за результатами обучения ребенка;

- исполнение рекомендаций учителей, классного руководителя.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: