Международные акты в сфере социального обеспечения принятые Советом Европы, Европейским Союзом, СНГ




 

Совет Европы (СЕ) - одна из региональных европейских организаций, созданная в 1949 г., объединяющая более 40 государств, в том числе Российскую Федерацию. Совет Европы принял более 150 конвенций по правам человека, в том числе содержащих социально-трудовые стандарты. Среди них лидирующее место занимают Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод»[19] (ратифицирована РФ в 1998 г.), Европейская социальная хартия 1961 г. (в ред. 1996 г., подписана, но не ратифицирована Россией в 2000 г.)[20]. Основные региональные европейские стандарты труда закреплены главным образом в этих двух актах. Социальная хартия является продолжением Европейской конвенции о правах человека в социальной сфере и в совокупности с ней гарантирует осуществление свыше 30 социальных прав[21].

Европейская социальная хартия включает в себя наиболее широкий набор основных социальных прав и устанавливает обязательства государств по осуществлению этих прав.

В Европейской социальной хартии содержится «широкий» подход к определению социальных прав и социальной защиты. Под социальной защитой подразумевается не только система защиты граждан от социальных рисков (безработица, болезнь, старость, утрата кормильца), но и обеспечение жизнедеятельности граждан в широком смысле, включая социальную интеграцию, получения образования, охраны здоровья, обеспечение жильем, оказание социального обслуживания. Таким образом, система социальной защиты населения объединяет активные формы социального обеспечения (социальное страхование) и пассивные (государственная социальная помощь). В основе первой лежат принципы социального партнерства (трипартизма или бипартизма) в формировании источников социального страхования, управлении социально-страховыми фондами. Вторая основана на принципах социальной справедливости и солидарной ответственности общества, предоставления государственной социальной помощи всем нуждающимся лицам.

Европейская социальная хартия предусматривает следующие права:

1) право на социальное обеспечение всех трудящихся и их иждивенцев. Государства обязуются установить и поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне, по крайней мере достаточном для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения, стремиться последовательно совершенствовать систему социального обеспечения. Государства также обязуются принять меры по обеспечению равенства граждан в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую. Социальная хартия предусматривает, что каждый престарелый имеет право на социальную защиту;

2) право на медицинскую и социальную помощь каждого человека, не имеющего достаточных материальных средств. Государства должны предусмотреть, чтобы каждый мог получить через посредство соответствующих государственных и частных служб такой совет и личную помощь, какие необходимы, чтобы предотвратить, ликвидировать или облегчить личную или семейную нужду;

3) право пользоваться услугами социальных служб. В целях обеспечения названного права государства обязуются содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

4) право на защиту от нищеты и социального отторжения, которое обеспечивается путем облегчения этим лицам доступа к занятости, жилью, профессиональной подготовке, образованию, культуре, а также социальной и медицинской помощи.

5) право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи, детей, молодых людей. Государства обязуются содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, налоговых льгот, строительства семейного жилья, пособий для новобрачных и иных подходящих мер;

6) право лиц с физическими и умственными недостатками на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни;

7) право лиц пожилого возраста на социальную защиту. В целях содействия осуществлению этого права государства обязуются принимать и поощрять непосредственно или в сотрудничестве с государственными и частными организациями меры, направленные на то, чтобы дать пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества, дать пожилым людям возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, пока они желают и могут делать это;

8) право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь;

9) право на жилье, которое обеспечивается в том числе и обязательствами государства сделать цену на жилье доступной для людей, не имеющих достаточных средств.

Социальная хартия предусматривает, что закрепленные в ней права не могут быть объектом ограничений, не предусмотренных в самой хартии. Исключения могут устанавливаться национальным законодательством в целях защиты прав и свобод других лиц, общественных интересов, национальной безопасности, общественного здоровья и морали. В рассматриваемом международном акте особо подчеркивается, что государства обязуются обеспечить, чтобы социальная и медицинская помощь не вела к сокращению политических и социальных прав лиц, ее получающих (часть II, ст. 13).

Европейский союз (ЕС) - это региональная организация, возникшая в результате интеграционных процессов, произошедших в Европе после Второй мировой войны. В Римском договоре 1957 г. о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) были определены рамки правотворческой деятельности ЕЭС в сфере трудовых отношений. В числе важнейших целей Римский договор провозгласил сближение законодательства государств - членов ЕЭС. Важным шагом в реализации идеи европейской интеграции стал Маастрихтский договор 1992 г., закрепивший создание ЕС. Данным договором предусматривалась унификация различных правовых систем и международного права, в том числе в сфере регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений государств-членов ЕС. Согласно этому договору скоординированная социальная политика в ЕС «имеет своей задачей: содействовать повсеместно в Сообществе: достижению высокого уровня занятости, социальной защиты, равноправию мужчин и женщин: повышению жизненного уровня и качества жизни». Социальная сфера является предметом совместного ведения Европейского сообщества и государств-членов[22].

Особое место в системе источников ЕС занимает Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989[23]. Несмотря на то, что Хартия носит характер декларации, она имеет принципиальное значение, так как определяет базу для дальнейшего развития трудового и социального законодательства ЕС. В ней изложены основополагающие трудовые и социальные права, в этой части она полностью созвучна с рассмотренной нами ранее Европейской социальной хартией.

Нормативные акты ЕС в сфере труда и социальной защиты принимаются в соответствии с принципом субсидиарности, т.е. по тем вопросам, которые предполагают общие нормы (стандарты) правового регулирования социально-трудовых отношений в рамках сообщества. Европейское трудовое право и право социального обеспечения, как унифицированное международное региональное социальное право ЕС, включает часть общую (первичное право) и особенную (вторичное право).

Принципы равенства и запрета дискриминации являются одними из основных принципов функционирования ЕС (ст. 12, 13 Договора о ЕС). Важной гарантией принципа равенства мужчин и женщин в профессиональной сфере является распространение принципа равенства полов на системы социальной защиты. Этому посвящена Директива Совета 79/7/ЕЭС от 19 декабря 1979 г[24]. о поступательной имплементации принципа равенства мужчин и женщин в сфере социальной защиты. Эта Директива применяется к системам социального обеспечения и социальной помощи по основаниям болезни, инвалидности, старости, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы. Документ предписывает устранить любую дискриминацию в том, что касается применения систем социального обеспечения и условий доступа к ним, обязанностей по уплате взносов и определения их размера, а также определения размера социальных выплат, сроков и условий их сохранения[25].

В связи с формированием экономического и валютного союза и подписанием 18 июля 2004 г. Конституционного договора ЕС проводится интеграционная политика в социально-трудовой сфере. Предполагается, что унификация национальных типов развития приведет к возникновению некой интеграционной европейской модели, которая будет носить социально ориентированный характер. Этот курс был объявлен еще в 1992 г. в Маастрихтском договоре и получил развитие в решениях Амстердамского саммита ЕС (1997 г.)[26].

Создание координированной системы социального обеспечения предполагает и наличие единых координирующих органов. В ЕС таковыми являются два общеевропейских органа: Административная комиссия ЕС по социальному обеспечению и Консультативный трехсторонний комитет по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов. При этом принцип равенства прав и запрета дискриминации в сфере труда и социальной защиты является определяющим в деятельности названных органов[27].

Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональное объединение 12 стран Европы и Азии - республик бывшего Советского Союза. К сожалению, в отличие от ЕС этой международной региональной организации не удалось стать эффективным наднациональным органом, унифицирующим социальное законодательство государств.

Международные акты СНГ можно подразделить на две категории. Первую составляют акты, устанавливающие единые стандарты в отдельных сферах социального обеспечения. Эти акты призваны обеспечить унификацию социального законодательства стран-участниц. Это, прежде всего, Конвенция о правах и основных свободах человека (ратифицирована в 1995 г.)[28], Соглашение «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов» (1996 г.)[29], так называемые модельные акты «Об индексации доходов населения» (1998 г.)[30], «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.)[31], «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» (1999 г.)[32], «Об основах социального обслуживания населения» (2002 г.)[33].

Вторую группу международных актов СНГ составляют соглашения, содержащие коллизионные предписания, направленные на сохранение приобретенных социально-обеспечительных прав, их взаимного признания или приобретения новых социально-обеспечительных прав. Это довольно широкий перечень соглашений, таких, как: «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения» (1992 г.)[34]; «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ» (1992 г.);[35] «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих пограничных войск государств - участников СНГ» (1992 г.);[36] «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» (1994 г.) и др[37].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нормы и стандарты. Так, общие принципы права - это принципы международного права, которые выражают общепризнанные нормы поведения субъектов международного нрава.

Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Единого кодифицированного закона, охватывающего всю совокупность отношений по социальному обеспечению, до сих пор не принято. Поэтому главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению принадлежит законам.

Важнейшей составляющей международно-правового регулирования труда как на универсальном, так и на региональном уровне, является межгосударственное сотрудничество в области социального обеспечения.
Целью сотрудничества государств в области социального обеспечения «является уравнивание в правах с гражданами страны пребывания граждан другого (других) договаривающихся государств. Предмет международно-правового регулирования на сегодняшний день охватывает все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты людей от общепризнанных социальных рисков.

В ходе исследования были обнаружены следующие проблемы[Ю11]

1.

2.

3.

Пути решения данных проблем

1.

2.

3.

Вывод!!!!!!!!!

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [Ю12]

Международные договоры

1. Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 2[Ю13].

2. Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (24 января 2006 г.),

3. Национальный режим положен в основу Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения»

4. Соглашение «О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов» (1996 г.), так называемые модельные акты «Об индексации доходов населения» (1998 г.), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» (1999 г.), «Об основах социального обслуживания населения» (2002 г.).

5. «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения» (1992 г.); «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ» (1992 г.)

6. «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих пограничных войск государств - участников СНГ» (1992 г.); «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» (1994 г.) и др[38].

7. «Об охране материнства» 1952 г., ратифицирована в 1956 г.); № 121 «О пособиях в случае производственного травматизма» (1964 г.); № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967 г.); № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969 г.); № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г., ратифицирована в 1988 г.); № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.)

Нормативные акты РФ [Ю14]

1. Конституция РФ[Ю15].

2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.

3. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. – 1998. - № 14. - Ст. 1514

Специальная литература [Ю16]

1. Антропов В.В. Проблемы занятости и социальной защиты женщин в странах Евросоюза // Труд за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 39[Ю17].

2. Антропов В.В. Социальная защита в странах ЕС: современные тенденции, проблемы, перспективы // Труд за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 47-57.

3. Богатыренко З.С. Международная организация труда в XXI веке: новые условия и новые перспективы // Трудовое право. - 2010. - № 4. - С. 33-34.

4. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, - 2010. - С. 53-55.

5. Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. - М., 2010. - С. 468.

6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. - М., 2009. - С. 265-272.

7. Мачульская Е.Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. - М., 2009. - С. 439.

8. Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. - М., 2010. - С. 130.

9. Трудовое и социальное право Европейского Союза. Документы и материалы. - М., 2009. - С. 14.

10. Федорова М.Ю. Гарантии реализации права граждан на социальное обеспечение: понятие и виды // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2009. - С. 581.

11. Федорова М.Ю. Международные стандарты социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. - СПб.,2010. - № 1. - С. 518-519.

 


[1] Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. М., 2005. - С. 468.

[2] Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. - М., 2006. - С. 130.

[3] Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. – 1998. - № 14. - Ст. 1514

[4] Мачульская Е.Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. - М., 2004. С. 439.

[5] Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 2.

[6] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.

[7]Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М., 1996. - С. 14, 318.

[8] Федорова М.Ю. Гарантии реализации права граждан на социальное обеспечение: понятие и виды // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. - М., 2006. - С. 581.

[9] Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века // Труд за рубежом. - 2003. - № 1. - С. 13-14.

[10] Федорова М.Ю. Международные стандарты социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. - СПб., 2005. - № 1. - С. 518-519.

[11] Богатыренко З.С. Международная организация труда в XXI веке: новые условия и новые перспективы // Трудовое право. - 2006. - № 4. - С. 33-34.

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

[21] Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. - М., 2000. - С. 265-272.

[22] Трудовое и социальное право Европейского Союза. Документы и материалы. - М., 2005. - С. 14.

[23]

[24]

[25] Антропов В.В. Проблемы занятости и социальной защиты женщин в странах Евросоюза // Труд за рубежом. - 2006. - № 1. - С. 39.

[26]

[27] Антропов В.В. Социальная защита в странах ЕС: современные тенденции, проблемы, перспективы // Труд за рубежом. - 2005. - № 4. - С. 47-57.

[28]

[29]

[30]

[31]

[32]

[33]

[34]

[35]

[36]

[37] Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, - 2006. - С. 53-55.

[38] Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, - 2006. - С. 53-55.

[Ю1]Не правильно оформлено Содержание

[Ю2]Отсутствуют теоритеческая и нормативная база исследования. Как это делать написано в рекомендациях

[Ю3]Не правильно оформлены заголоки

[Ю4]Не допускается пробел между заголовком и текстом

[Ю5]Неправильно

[Ю6]Неправильно

[Ю7]Неправильно

[Ю8]Неправильно

[Ю9]Не правильно поставлен интервал текста

[Ю10]Отсутствуют ссылки на КАЖДУЮ КОНВЕНЦИЮ

[Ю11]Относительно применения международных норм ПСО, уровня обеспечения ПСО в сравнении с международным правом

[Ю12]Неправильно оформлен заголовок. Не лит-ра а источники

[Ю13]Неправильно оформлены источники

[Ю14]неправильно

[Ю15]неправильно

[Ю16]неправильно

[Ю17]В этом разделе все верно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: