Азбука четвертой ступени




Музыкального образования

 

СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ

 

Характеристика возрастных возможностей

 

На четвертом году жизни интенсивно формируются основы личности ребенка. В этом возрасте у него развиваются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому он с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением; у ребенка продолжает развиваться музыкальное восприятие. Его внимание становится все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца, т. е. обладает элементарными основами культуры слушания музыки. Уровень восприятия музыки вполне достаточен, чтобы он служил основой для дальнейшего музыкального образования ребенка (воспитания, обучения и развития).

В этом возрасте у малыша уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые виды песни (колыбельная и плясовая).

Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство детей так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов. Поэтому они довольно легко в непринужденной обстановке осваивают музыкально-дидактические игры и упражнения, доступные их возрасту по содержанию, правилам и длительности. У детей могут успешно развиваться музыкально-сенсорные способности. Таким образом, данный возраст весьма благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки.

Однако необходимо помнить, что в этом возрасте произвольность поведения только формируется, музыкальная деятельность малыша имеет неустойчивый характер, поэтому он по-прежнему не может долго слушать музыку и продолжительность ее слушания должна быть четко регламентирована.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

I. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени культуры слушания музыки, к основам музыкальной культуры, к различным направлениям музыкального искусства — произведениям народного, классического и современного репертуара, доступного детям младшего дошкольного возраста; формировать представления об отражении в музыке чувств, настроений, образов, явлений окружающей жизни, связанных с их жизнедеятельностью, прежде всего в мире родного дома и семьи:

• Формировать интерес к музыке.

• Формировать музыкальные впечатления, а также представление о малых жанрах музыки (песня, танец, марш) и отдельных видах песни (колыбельная, плясовая).

• Формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с произведениями, имеющими яркий, конкретный образ (без развития).

• Развивать сопереживание музыке, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, яркие по характеру, доступные по содержанию.

• Развивать основы культуры слушания музыки, побуждать слушать заинтересованно и внимательно до конца, не отвлекаясь.

II. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени деятельности слушания музыки:

• Побуждать к эстетическому наслаждению в процессе слушания музыки, развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие высокохудожественных музыкальных произведений, элементарно воспринимать выразительность музыки:

— настроение, характер музыки (веселый, грустный);

— отдельные яркие интонации (например, вопрос — ответ);

— художественный музыкальный образ.

• Развивать дифференцированное музыкальное восприятие произведений, учить различать изобразительные особенности музыки:

— контрастные средства музыкальной выразительности — темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамику (тихое, громкое звучание), тембр (глухой, звонкий);

— внемузыкальные средства выразительности (поза исполнителя, техника, манера игры и т. п., на каком инструменте играет, знать название двух-трех).

• Развивать музыкально-сенсорное восприятие: учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать отдельные выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте (не менее октавы), длительности (ритмические рисунки, состоящие преимущественно из половинных и восьмых длительностей), тембру (звучание двух-трех довольно контрастно звучащих детских музыкальных инструментов), динамике (тихое и громкое звучание), темпу (медленный, быстрый).

• Выражать свои музыкальные впечатления и отношение к характеру и музыкальному образу прослушанной музыки в элементарных эстетических суждениях; побуждать моделировать (условно-образно на фланелеграфе содержание и характер музыки.

III. Приобщать детей к азбуке четвертой ступени детского музыкального творчества:

• Побуждать к музыкально-творческим проявлениям — передавать характер марша, веселой пляски, колыбельной песни в пластических импровизациях.

 

Репертуар

(из предлагаемого в программе материала педагог может выбирать произведения по своему усмотрению)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: