• Подражательность:
— побуждать подражать поведению и действиям педагогов, а также положительной стороне поведения других детей;
— побуждать копировать способы исполнения отдельных умений в пении, движений под музыку;
— побуждать к продуктивному копированию образца; после его показа оказывать небольшую помощь ребенку, объясняя отдельные движения, действия,
— содействовать подражательности в передаче через движения действий животных, птиц и т. п.
• Инициативность:
— побуждать ребенка к решению вопросов, которые постоянно ставит перед ним педагог: «К кому в гости пойдем?», «На чем поедем в деревню?», «Что мы будем там делать?».
• Самостоятельность:
— побуждать выполнять задание, знакомое ребенку по прошлому опыту (спеть знакомую песню, выполнить освоенное движение, действовать известным ему способом: становиться парами, в хоровод и т. п.);
— формировать желание выполнять задание взрослого;
— побуждать к участию в свободных плясках, в песенных и музыкально-игровых импровизациях.
• Креативность:
— побуждать в игровых ситуациях к различным импровизациям (песенным, музыкально-игровым, танцевальным, инструментальным);
— побуждать к элементарным творческим проявлениям своего впечатления о музыке в простейших эстетических суждениях, в несложных движениях под музыку, в рисунке.
Азбука пятой ступени
Музыкального образования
СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ
Характеристика возрастных возможностей
Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года по-прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной), причем он любит слушать разнообразные музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара.
Определенный слуховой опыт позволяет ребенку активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Дошкольнику нравится содержание музыкальных произведений, связанное с его жизнедеятельностью в детском саду (а не только в своем доме), так как он способен сопереживать настроению и содержанию музыки, соотносящихся с его собственным опытом. В этом случае ребенок легко устанавливает элементарные связи между знакомыми ему жизненными явлениями и музыкальными образами произведений. Восприятию музыки в этом возрасте продолжает помогать иллюстрация — она играет роль основного материала, без которого дети не могут себе представить описанные в песне события. На пятом году ил люстрация все еще нужна для качественного восприятия характера и содержания музыки.
В этом возрасте дошкольники, как правило, в общем виде улавливают развитие музыкального образа произведения. Ребенок начинает более внимательно вслушиваться в музыку и способен замечать изменение средств музыкальной выразительности, на элементарном уровне может осознавать необходимость этих изменении, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления. Появляются первые аргументированные эстетические ощущения музыки и осознанное избирательное отношение к ней. Поскольку словарный запас у детей невелик, при ответах они успешно используют карточки с условно-образным изображением содержания музыки.
В процессе слушания музыки продолжается развитие основных музыкальных способностей, прежде всего таких, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма, так как ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. Кроме того, продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей детей в процессе овладения музыкально-дидактическими играми и упражнениями.
Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.
Таким образом, у детей данного возраста имеются потенциальные возможности для дальнейшего приобщения к слушанию высокохудожественных музыкальных произведений, соответствующих возрастным возможностям.
Однако необходимо помнить, что у ребенка 4—5 лет еще продолжается процесс развития органа слуха. Его барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
1. Приобщать детей к азбуке пятой ступени культуры слушания музыки, накапливая опыт восприятия лучших произведений народного, классического и современного музыкального искусства, позволяющего формировать ценностные ориентации ребенка к ближайшей социальной среде, в частности к своему детскому саду:
• Поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности.
• Продолжать развивать культуру слушания музыки, содействуя эстетическому наслаждению; побуждать сосредоточенно слушать музыкальные произведения, не отвлекаясь.
• Формировать представления об образной природе музыки в процессе ознакомления с произведениями, имеющими художественный музыкальный образ в развитии.
• Побуждать к сопереживанию музыке, достаточно адекватному характеру, чувствам, переданным в ней, развитию музыкального образа; учить находить связь между музыкальным образом и собственной жизнедеятельностью, прежде всего в детском саду.
• Развивать представления о первичных жанрах музыки; формировать далее представления о видах песни (хороводная), о видах танцев (парный танец, хоровод).
II. Осваивать азбуку пятой ступени деятельности слушания (восприятия) музыки:
• Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие произведений, передающих художественный музыкальный образ в развитии, в динамике и побуждающих детей к эмоциональной отзывчивости:
— на выражение в музыке настроения, характера (спокойный, задорный), чувств, интонаций, отраженных в произведении (просящая, сердитая);
— на развитие художественного музыкального образа, учить видеть сходство и различие образов.
• Развивать дифференцированное музыкальное восприятие:
— выразительных средств, позволяющих ребенку осознать характерные особенности музыкального образа, его развитие (изменение);
средств музыкальной выразительности, учить выделять их промежуточные оттенки: темп (быстрый, умеренно медленный, медленный); регистр (высокий, средний, низкий), динамику (громкое, умеренно громкое, тихое звучание), ритмические особенности, тембр (нежный, звучный, яркий);
средств внемузыкальной выразительности: обращать внимание на способы исполнения, позу, мимику музыканта; узнавать, называть инструменты, на которых исполнено произведение;
— различать форму произведения.
• Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков (прежде всего в процессе освоения музыкально-дидактических упражнений и игр):
— звуковысотных отношений в пределах октавы, септимы, сексты, квинты;
— ритмических отношений половинных и четвертных длительностей;
— динамических отношений в пределах f (громко), mf (умеренно громко), р (тихо);
— тембровых отношений (нежный, звучный, яркий) на основе различения звучания струнных (домра, цитра), духовых (свирель, кларнет), ударно-клавишных (пианино).
• Побуждать самостоятельно давать оценку и выражать музыкальные впечатления и отношение к прослушанной музыке в эстетических суждениях; побуждать моделировать (условно-образно) характер музыки, содержание (развитие музыкального образа).
III. Осваивать азбуку пятой ступени музыкального творчества: побуждать передавать характер музыки и ее содержание (образ в развитии) в художественных музыкально-ритмических движениях, возможно в рисунке.
Репертуар
Упражнения и игры для развития восприятия отдельных слуховых дифференцировок (Упражнения и игры даны в учебном пособии Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной «Наглядные средства музыкального воспитания дошкольников, (М., 1986).
«Птица — птенчики». Музыка Е. Тиличеевой.
«Качели». Музыка Е. Тиличеевой.
«Эхо». Музыка Е. Тиличеевой.
«Курицы». Музыка Е. Тиличеевой.
«Кто как идет». Музыка Г Левкодимова.
«Веселые дудочки». Музыка Г. Левкодимова.
«Узнай свой инструмент», «Веселые инструменты». Музыка Г Левкодимова.
«Громко — тихо». Музыка Г Левкодимова.