Характеристика возрастных возможностей




 

Для ребенка пятого года жизни характерен по-прежнему большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках (поскольку это непосредственно музыкальна деятельность, и продукт своей деятельности ребенок воспринимает сразу реально).

В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши, разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других.

Особенно важно то, что они способны воспринимать и воспроизводить простую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок. Ребенок с удовольствием импровизирует несложные ритмы марша, плясовой. Ритмические импровизации легче осваиваются им на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты: бубне, барабане, треугольнике, на различных детских музыкальных игрушках, в том числе и самодельных (из баночек, бутылочек, пластмассовых коробочек, эстетически оформленных).

В этом возрасте улучшается координация движений руки, обогащается слуховой опыт, поэтому дошкольник уже способен воспроизводить на одной пластинке металлофона несложные ритмические рисунки. Это довольно значимый шаг в освоении деть игры на музыкальных инструментах.

Однако надо помнить следующее: поскольку в данном возрасте возбуждение продолжает преобладать над торможением, затруднение у детей вызывает начало игры на металлофоне (получив молоточек, ребенок хочет сразу же начать играть, и ему очень трудно ждать, когда будет сыграно вступление или подготовятся к игре другие дети). Однако это не должно являться препятствием для обучения их игре на детских музыкальных инструментах.

 

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Осваивать азбуку пятой ступени музыкальной культуры дошкольника; развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народного, классического и современного репертуара, исполняемых взрослыми или детьми на детских музыкальных инструментах: духовых (дудочка, флейта), ударных (барабан, бубен, треугольник, металлофон, ксилофон), ударно-клавишных (фортепиано) и т. п.:

• Продолжать формировать запас музыкальных впечатлений.

• Продолжать формировать культуру восприятия, побуждать внимательно, заинтересованно слушать музыку, исполняемую на детских музыкальных инструментах.

• Побуждать к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прослушанное музыкальное произведение.

• Развивать целостное музыкально-эстетическое восприятие:

— побуждать эстетически воспринимать музыку, различать ее характер (спокойный, задорный);

— воспринимать музыкальный образ, его развитие.

• Развивать дифференцированное музыкальное восприятие:

учить воспринимать средства музыкальной выразительности, позволяющие ребенку лучше понять художественный музыкальный образ (содержание), его развитие:

— темп (медленный, умеренно медленный, быстрый);

— регистр (высокий, средний, низкий);

— динамику (тихое, умеренно громкое, громкое звучание);

— тембры инструментов (нежный, звучный), используемых оркестре, и звучащих игрушек-самоделок;

— метричную пульсацию (постоянную, без изменения).

• Развивать восприятие отдельных отношений музыкальных звуков, исполненных на детских музыкальных инструментах, различных:

— по высоте (в пределах октавы, септимы, сексты, квинты);

— по длительности (не более трех простых ритмических рисунков, построенных на половинных, четвертных и восьмых длительностях);

— по динамике (громкое, умеренно громкое, тихое звучание);

— по тембру (глухой — звонкий, нежный — звучный).

• Побуждать воспринимать азбуку пятой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: воспринимать способы звукоизвлечения на металлофоне и некоторых других инструментах.

• Побуждать выражать самостоятельно свои музыкальные впечатления о прослушанной музыке, исполненной на детских музыкальных инструментах, в эстетических суждениях (уметь сравнить, найти общее в произведениях), также в творческой исполнительской деятельности — в выразительном пении или рисунке; побуждать моделировать

с помощью карточек характер, форму, возможно, содержание музыки.

II. Осваивать азбуку пятой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах (металлофон, барабан, бубен, треугольник), а также на самодельных ритмических игрушках:

• Учить азбуке пятой ступени способов игры на детских музыкальных инструментах: правильному звукоизвлечению на одной пластинке металлофона (мягкому движению кисти руки, легкому удару молоточком и т. д.), совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых ребенку инструментах.

• Побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично, своевременно вступая в игру и заканчивая ее.

• Содействовать выразительному, эмоциональному исполнению характера музыки (спокойного, задорного) и передаче развития музыкального образа.

• Учить отображать в игре на инструменте свое отношение к развитию музыкального образа, используя осознанно средства музыкальной выразительности: динамику, темп, регистр.

• Учить исполнять точно постоянную метрическую пульсацию и несложные ритмические рисунки на различных ударных музыкально-ритмических игрушках, в том числе и на самодельных.

• Побуждать выражать свои музыкальные впечатления о сыгранной музыке и отношение к ней в эстетических суждениях, а также в творческой исполнительской деятельности — в рисунке, движении, пении.

III. Побуждать детей к освоению азбуки пятой ступени творческой импровизации на различных детских музыкальных инструментах, прежде всего на металлофоне, фортепиано:

• Побуждать самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для аккомпанемента знакомой песни, имеющей контрастные по характеру куплет и припев.

• Побуждать к импровизации на металлофоне своего имени и т. п.

• Побуждать самостоятельно подбирать по тембру музыкальные инструменты и игрушки для обогащения игровых образов сказки и своевременно играть на них при рассказывании сказки взрослым.

 

Репертуар

Песенки-ритмы

«Музыкальные молоточки». Е. Тиличеева (на металлофоне).

«Месяц май». Е. Тиличеева (на металлофоне).

«Мы идет с флажками». Е. Тиличеева (на металлофоне).

«Спите, куклы». Е. Тиличеева (на треугольнике, колокольчике).

«Марш». Е. Тиличеева (на барабане, бубне).

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

1. Ребенок освоил азбуку пятой ступени музыкальной культуры дошкольников; имеет развитое музыкально-эстетическое восприятие:

• С удовольствием слушает, помнит, различает, сравнивает произведения, прослушанные за год, просит их сыграть.

• Обладает культурой слушания произведений в исполнении на детских музыкальных инструментах.

• Чувствует характер и содержание музыкальных произведений, эмоционально откликается на музыку.

• Воспринимает отдельные средства музыкальной выразительности (промежуточные).

• Понимает, сравнивает способы правильного звукоизвлечения на отдельных детских музыкальных инструментах, а также на музыкальных игрушках.

• Эмоционально реагирует на прослушанную музыку.

• Эмоционально выражает свои впечатления о прослушанной музыке: в словах, движениях, рисунке; может моделировать содержание и характер музыки.

II. Ребенок освоил азбуку пятой ступени исполнительской деятельности на детских музыкальных инструментах и игрушках:

• Старается передать при игре на металлофоне (или на музыкальных ритмических игрушках) характер музыки, особенности музыкального образа, используя средства музыкальной выразительности.

• Может правильно играть на одной пластине металлофона (или на других детских музыкальных инструментах, игрушках).

• Владеет чувством ансамбля (ритмического, динамического).

• Может эмоционально исполнять несложные произведения на одном звуке.

• Может выражать свои музыкальные впечатления в собственных суждениях, движениях, пении и рисунке.

III. Ребенок освоил азбуку пятой ступени импровизации на детских музыкальных инструментах и игрушках:

• У него проявляются первые творческие импровизации на металлофоне, фортепиано.

• Может импровизировать на металлофоне свое имя, плясовую, колыбельную и т. п.

• Способен самостоятельно подобрать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нем.

 

ОРИЕНТИРЫРАЗВИТИЯ

 

I. Развивать способности.

• Музыкальные способности:

— общие:

способности восприятия музыки: развивать музыкально-эстетическое восприятие музыки, передающей образ в развитии; различать смену характера музыки, изменение музыкального образа, в связи с этим изменение средств музыкальной выразительности (в том числе и промежуточные); развивать музыкально-сенсорное восприятие;

эмоциональную отзывчивость на музыку развивать в процессе сопереживания выразительности музыки — чувствовать изменение характера и музыкального образа, выделять и понимать некоторые яркие интонации ее;

музыкальную память развивать в процессе обогащения опыта ребенка разнообразными музыкальными впечатлениями, музыкально-двигательными и певческими представлениями; развивать память, побуждая ребенка запоминать выученный репертуар; для закрепления повторять знакомые песни, танцы;

музыкальное воображение: развивать музыкальные впечатления детей в процессе слушания произведений, связанных с их жизненным опытом; для развития воображения использовать другие виды искусств — живопись, поэзию;

музыкальное мышление: развивать процессы сравнения в музыкально-сенсорной деятельности; развивать мышление в процессе моделирования характера и содержания музыки, пения по ручным знакам;

— специальные:

координацию слуха и голоса развивать в процессе различных певческих упражнений, в певческой исполнительской деятельности побуждать детей воспроизводить низкие и высокие звуки, передавать отдельные движения мелодии;

координацию движений: макродвижения развивать в процессе овладения всех видов движений; побуждать менять движения в соответствии с изменением характера музыки и средств ее выразительности; микродвижения (кисти, пальцев руки) развивать в процессе игры на металлофоне (или другом инструменте) и пения по ручным знакам и руке — «нотный стан»;

— музыкально-творческие способности развивать в процессе формирования музыкального, песенного, музыкально-игрового и танцевального творчества.

 

• Художественные способности:

— развивать во всех видах детской художественной деятельности восприятие характера и настроения, переданных в произведениях искусства, восприятие динамики художественного образа и средств его выразительности; побуждать к эмоциональной отзывчивости;

— обучать способам передачи динамики художественного образа в различных видах детской художественной деятельности;

— побуждать к творчеству в передаче образа.

 

• Интеллектуальные способности: развивать интеллектуальную активность в процессе музыкально-образовательной работы; вовлекать детей в проблемные мини-ситуации (выбрать для ответа необходимую карточку из двух предлагаемых); назвать для ответа одно средство музыкальной выразительности из двух предлагаемых; моделировать (условно-образно) характер и содержание музыки, и ее форму (условно-схематично).

 

• Физические способности:

— развивать легкость, пластичность движений;

— осваивать умение передачи в пластике движений изменение характера музыки и относительно контрастных средств музыкальной выразительности;

— овладевать простыми танцевальными шагами, а также циклическими (русский переменный с пятки на носок);

— овладевать движениями рук и ног (однонаправленными).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: