Правила проведения технических осмотров автомобилей и мотоциклов




(Постановление № 840, Приказ МООП РСФСР от 29 июля 1964 г. № 510).

Приказом МООП РСФСР № 500 от 28 июня 1965 г. утверждено «Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР», охватывающее все стороны деятельности ГАИ.В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР.В 1967 году отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР.

С 1 февраля 1974 года были введены в действие новые Правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов.

Постановлением Совета Министров СССР № 685 от 10 августа 1978 г. утверждено единое для всей страны Положение о Государственной автомобильной инспекции. В ноябре 1978 года Управление Госавтоинспекции МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.

19 декабря 1988 года были утверждены новые «Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов ».

В соответствии с Указом Президента России от 15 июля 1998 г. № 711 была создана Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, которая является правопреемником Госавтоинспекции.

Как видим, в советские годы проблема технического надзора всегда находилась под пристальным вниманием властей, ей уделялось достаточно большое внимание.

 

§ 2. Функции подразделений ГИБДД, осуществляющие технический надзор транспортных средств

 

Государственная инспекция безопасности дорожного движения - часть системы МВД России, которая входит в систему органов исполнительной власти России, ее задачи и функции в обеспечении безопасности дорожного движения определяются управленческими характеристиками ее деятельности. Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

июня 1998 года был принят Указ Президента РФ № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения », в нем утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

В сфере технического надзора на ГИБДД возлагаются следующие обязанности:

а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

в) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;

г) организация и проведение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним1.

В соответствии с Приказом МВД РФ № 297 от 20.04.1999, контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения Российской Федерации в системе органов внутренних дел Российской Федерации является исключительной компетенцией сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и участковых инспекторов милиции. Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право:

ж) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев;

при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением, транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;

з) не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:

изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения,

без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения;

имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

 


 

§ 3. Нормативно-правовая база деятельности ГИБДД по осуществлению технического надзора за транспортными средствами

 

Правовая основа деятельности ГИБДД при осуществлении технического надзора достаточно разностороння. Если ее разместить в порядке иерархической подчиненности, то получится следующая последовательность:

. Конституция Российской Федерации,

. Федеральные конституционные законы и федеральные законы. Важнейшими из них являются:

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции",

Кодекс РФ об административных правонарушениях,

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения.

. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации:

Венские конвенции 1968 года о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах;

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 года.

. Подзаконные и ведомственные акты:

Положение о ГИБДД,

указы и распоряжения Президента Российской Федерации:

Указ Президента РФ № 711 от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»;

постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

- Постановление Правительства Российской Федерации № 477 от 18.05.93 г. "О введении паспортов транспортных средств" и Правительства Российской Федерации № 1445 от 07.12.96 г. "О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации",

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 868 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 30 "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации".

нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации,

законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции,

наставление по техническому надзору ГИБДД.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,

Приказ МВД РФ от 15 марта 1999 года № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств»,

Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".

. Правила и инструкции, ГОСТы и ОСТы

ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", в ред. Приказа МВД РФ от 18.05.2001 N 528

ГОСТ Р 50574-93 "Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования".

ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования".

ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Технические требования".

ОСТ 37.001.269-96 "Транспортные средства. Маркировка".

ОСТ 37.001.519-96 "Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования. Методы испытаний".

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 1995 г., регистрационный N 997).

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Минтрансом России по согласованию с МВД России и ФАДС России 27 мая 1996 г. (зарегистрирована в Минюсте России 8 августа 1996 г., регистрационный N 1146).

ГОСТ Р 17.2.02.06-99 "Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей", в ред. Приказа МВД РФ от 18.05.2001 N 528

Руководства (инструкции) по технической эксплуатации транспортных средств, утверждаемые предприятиями-изготовителями.

Как видим, в первую очередь деятельность ГИБДД в сфере технического надзора регулируется значительным количеством подзаконных актов, что требует от его работников достаточно высокого уровня знаний и технической, и нормативной документации.

 


 

Глава 2. Технический надзор органов ГИБДД РФ

 


 

§ 1. Контроль за конструкцией транспортных средств при их производстве и сертификации

 

 

Важнейшие понятия:

контроль за конструкцией транспортных средств - проверка соответствия конструкции транспортных средств и предметов их дополнительного оборудования требованиям нормативных правовых актов;

изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;

сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям;

одобрение типа транспортного средства - процедура, посредством которой после проведения необходимых проверок, проведенных в соответствии с принципами Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в Российской Федерации, и в результате которой выдается одноименный документ1.

В целях реализации Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Госстандартом России в 1992 году введена обязательная сертификация автомототранспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования, запасных частей и принадлежностей, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.

Контроль за конструкцией транспортных средств при их производстве и сертификации осуществляется в соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России N 19 от 1 апреля 1998 г.

Все транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств подлежат обязательной сертификации в целях:

обеспечения безопасности дорожного движения;

создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

Правила по проведению работ в системе сертификации распространяются на легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, электромобили, мотоциклы, мопеды, прицепной состав, составные части их конструкции и предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности. Данные правила не распространяются на следующие транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими действующими нормативными правовыми актами:

тихоходные, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч;

изготовленные в порядке индивидуального творчества;

ранее зарегистрированные в Госавтоинспекции МВД России при внесении изменений в их конструкцию;

бывшие в эксплуатации (подержанные);

поставляемые только в Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Представители Главного управления ГИБДД, участвующие в работе комиссий по проверке условий производства и инспекционном контроле организаций-изготовителей:

) контролируют регистрацию одобрения типа транспортного средства, сертифицированного в установленном порядке, а также наличие данных, подтверждающих, что сертифицируемая продукция подверглась контролю и испытаниям на соответствие нормативным документам;

) выявляют причины несоответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных правовых актов;

) контролируют соблюдение установленных требований по учету, хранению, заполнению и выдаче паспорта технических средств (паспорта шасси технических средств);

) проверяют выполнение мероприятий по устранению причин, послуживших основанием для выдачи организации-изготовителю обязательных для исполнения предписаний, в которых указываются выявленные нарушения нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.

По решению ДОБДД для участия в работе комиссий по проверке условий производства сертифицируемой продукции, а также инспекционном контроле деятельности организаций-изготовителей за выпускаемой сертифицированной продукцией могут привлекаться представители территориальных органов управления ГИБДД субъектов Российской Федерации. В этом случае материалы по результатам работы комиссий направляются в 10-дневный срок в ДОБДД.

При выявлении недостатков в деятельности организации-изготовителя, связанных с производством продукции, не соответствующей требованиям нормативных правовых актов, а также продукции, реализуемой потребителям и не соответствующей сертифицированному образцу, ДОБДД направляет в организацию-изготовитель предписание.

В случае непринятия по предписанию необходимых мер виновные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а выданные ранее бланки ПТС и ПШТС изымаются.

 

§ 2. Контроль за конструкцией транспортных средств при выдаче организациям-изготовителям бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств

 

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 477 от 18.05.93 г. "О введении паспортов транспортных средств" и Правительства Российской Федерации № 1445 от 07.12.96 г. "О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации" паспорта транспортных средств и шасси транспортных средств (далее - паспорта) предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Территориальные органы управления ГИБДД субъектов Российской Федерации при выдаче организациям-изготовителям бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств осуществляют контроль за конструкцией транспортных средств путем проверки наличия у них одобрений типа транспортного средства и (или) заключений о соответствии выпускаемых шасси транспортных средств требованиям нормативных правовых актов.

Порядок выдачи бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств установлен Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, являющимся приложением к приказу МВД РФ, ГТК РФ1. <https://customs.ctm.ru/getdoc.php?name=7P63880>

Паспорта выдаются на автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепы к ним, подлежащие регистрации в ГИБДДМВД России, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам независимо от организационно - правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим и физическим лицам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном настоящим Положением.

Выдача бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств производится на основании поступающих от организаций-изготовителей заявок.

Шасси не регистрируются в подразделениях ГИБДД. Паспорт шасси представляется организации для изготовления полнокомплектного (конечного) изделия - транспортного средства с использованием шасси как его составной части. Организации-изготовители таких транспортных средств выдают их собственникам в установленном порядке паспорта транспортных средств взамен паспортов шасси. Паспорта шасси хранятся в организациях-изготовителях транспортных средств в установленном порядке.

С заявкой на получение истребуемого количества бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств представляется отчет об использовании ранее полученных бланков, сведения о количестве неиспользованных бланков, а также бланки, испорченные при заполнении.

Обоснованием истребуемого количества бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств являются планы выпуска транспортных средств, средний показатель выпуска транспортных средств и (или) заявки на поставку транспортных средств.

При выдаче бланков паспорта технических средств на транспортные средства, изготавливаемые с использованием шасси (как его составной части), указывается количество и номера паспорта шасси технических средств, взамен которых они будут оформлены.

В отчет об использовании ранее полученных бланков заносятся номера оформленных бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств с указанием марок, моделей, модификаций транспортных средств и их учетных данных (идентификационных номеров (VIN) транспортных средств, кузова, шасси, двигателя).

Территориальные органы управления ГИБДД субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год обязаны проводить проверки соблюдения организациями-изготовителями установленных требований по учету, хранению, заполнению и выдаче паспорта технических средств (паспорта шасси технических средств).

Для учета поступления и расходования бланков паспорта технических средств и паспорта шасси технических средств в ГИБДД ведется реестр учета поступления и расходования специальной продукции.

Действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении собственников транспортных средств и (или) шасси в паспортах делаются соответствующие записи с соблюдением требований, предусмотренных Положения о паспортах транспортных средств, <https://customs.ctm.ru/getdoc.php?name=7P63880> которые передаются новым собственникам либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и (или) шасси на основании доверенности.

При невозможности дальнейшего использования паспорта вследствие заполнения всех его реквизитов при изменении собственника транспортного средства и (или) шасси, в том числе при их перепродажах, подразделением Госавтоинспекции по месту совершения последней сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство и (или) шасси, взамен использованного паспорта выдается новый паспорт, в котором в разделе "Особые отметки" производится запись "Выдан взамен ПТС (или ПШТС)" и указываются серия, номер и дата выдачи прежнего паспорта. Замена паспорта производится на основании заявления собственника транспортного средства и (или) шасси либо лица, от имени собственника пользующегося и (или) распоряжающегося транспортным средством и (или) шасси на основании доверенности1.

Сданные в подразделения Госавтоинспекции паспорта, в том числе в случае снятия транспортных средств с учета вследствие их утилизации (списания), уничтожаются в установленном порядке с составлением акта.

При выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации - изготовителе, о наличии Одобрения типа транспортного средства или Заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.

Заполнение паспортов производится с использованием принтера электронно-вычислительной машины или иного печатающего устройства, либо от руки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: