Цели урока: 1) повторить и расширить сведения об условиях обособления обстоятельств; 2) развивать умение опознавать обособленные обстоятельства и правильно оформлять предложения с обособленными обстоятельствами на письме.
I. Обособление определений и приложений (повторение – проверка домашнего задания)
II. Обособление обстоятельств (упр. 505, 506, задание перед текстом на с. 251 – 252, упр. 507, 510, 512, 513)
Д.з.: 1) задания после текста на с. 251 – 252; 2) упр. 508; 3) упр. 509; 4) индивид. задание – упр. 514 (вместо упр. 509 и 511).
Примечание. Распределим задание упражнения 514 между двумя учениками.
Урок 75. Обособление обстоятельств (продолжение).
Цели урока: 1) закреплять представление об условиях обособления обстоятельств; 2) развивать умение правильно оформлять предложения с обособленными обстоятельствами на письме.
I. Обособление обстоятельств (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 515)
Попросим учащихся прочитать составленные дома при выполнении упр. 509, 511 и 514 предложенияи записать отдельные примеры.
II. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (задание перед текстом на с. 256 – 257, упр. 520, 519)
Д.з.: 1) задание после текста на с. 257; 2) упр. 518; 3) упр. 521.
Резерв – упр. 516.
Урок 76. Обособление дополнений.
Цели урока: 1) формировать представление об условиях обособления дополнений; 2) формировать умение правильно оформлять предложения с обособленными дополнениями на письме.
I. Обособление обстоятельств (повторение – проверка домашнего задания, упр. 517)
II. Обособление дополнений (задание перед текстом на с. 259, чтение текста, упр. 522 – 524)
Д.з.: 1) повторить материал §§ 36 – 39; 2) составить и записать 10 – 15 предложений – примеров к текстам §§ 36 – 39.
Урок 77. Контрольная работа – диктант с языковым анализом.
Цели урока: проверить усвоение темы «Предложения с обособленными членами» в рамках изученного материала.
Высокий уровень подготовки
Утреннее купание.
Младший сын архитектора Петра Алексеевича Гриша, заспанный, свежий и здоровый, вышел в гостиную, перекинул через плечо мохнатое полотенце и, пройдя переднюю, отворил дверь на улицу.
Дачи в садах тянулись направо и налево в одну линию. С горы открывался обширный вид на восток, на живописную низменность. Теперь всё сверкало чистыми, яркими красками раннего утра.
Легко и сильно шагая, Гриша спустился с горы и дошёл до купальни по траве, мокрой, глянцевитой и резко пахнущей сыростью. В дощатом номере, странно озарённом матовым отсветом воды, он разделся и долго рассматривал свое стройное тело и гордо ставил свою красивую голову, чтобы походить на статуи римских юношей. Потом, слегка прищуривая серые глаза и посвистывая, вошёл в свежую воду, выплыл из купальни и сильно взмахнул руками, увидав, что на горизонте чуть-чуть показавшееся солнце задрожало тонкой огнистой полоской. Белые гуси, распустив крылья и шумно бороздя воду, тяжело шарахнулись в тростники. Широкие круги, медленно и плавно перекатываясь, легко закачались и пошли по реке…
(По И. А. Бунину)
Языковой анализ
1. Подчеркните в первом предложении те члены, которые осложняют его структуру и семантику.
2. Выпишите предпоследнее (I вариант) и последнее (II вариант) предложение текста и проведите его полный синтаксический разбор.
Средний уровень подготовки.
Ночное море.
Море грозно гудело под обрывами, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.
Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, сквозя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни.
Высокие волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий… И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, всё вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и уже ясно была видна морская даль.
(По И. А. Бунину)
Языковой анализ
1. Подчеркните обособленные члены в предложениях первого (I вариант) и второго (II вариант) абзацев.
2. Подчеркните в первом предложении третьего абзаца все ряды однородных членов. Составьте схему для каждого ряда однородных членов.
3. В последнем предложении текста подчеркните грамматические основы. Составьте схему этого предложения.