Для выявления проблем, слабых сторон или, наоборот, сильных сторон могут использовать различные методы. Самый популярный и известный является SWOT-анализ. Так же данный метода был выбран благодаря своим сильным сторонам (метод универсален; его использование не требует наличия узкопрофильного образования; не затратный; выбор анализируемых элементов остается за человеком, который проводит анализ).
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы)
Проведем SWOT-анализ организации, с целью выработки грамотных рекомендаций по совершенствованию производственной деятельности (см. таблицу 2).
Таблица 2. SWOT-анализ
Возможности | Угрозы | ||
Снижение налогов (5) Государственное регулирование конкуренции (3) Рост платежеспособности населения (5) Появление на рынке новых, более выгодных поставщиков(5) Расширение производственных площадей (5) | Возможность появления новых конкурентов (4) Низкая покупательская способность (5) Неблагоприятная политика государства (5) Возрастание требований со стороны потребителей (4) Гипотетический рост арендной платы (4) | ||
Сильные стороны | Слабые стороны | ||
Работа на известный сегмент (5) Высококвалифицированный персонал (5) Умелое совершенствование продукции (5) Большой технологический опыт (5) Хорошая репутация компании у потребителя (5) | Высокие издержки (5) Текучесть персонала (3) Устаревшее оборудование (4) Конфликтные отношения среди персонала организации (3) | ||
Возможности | Угрозы | ||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
В результате данного анализа, поле матрицы «Мир из стекла» - сила и возможности (СИВ), т.е. организация должна использовать свои сильные стороны для реализации потенциальных возможностей, связанных с внешней средой ее деятельности, т.е. целью данного предприятия должно стать – получение максимальной прибыли, при минимизации издержек, а также реализация задуманных проектов.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы по состоянию организации:
1) у предприятия есть возможности для увеличения прибыли;
2) потенциал к выпуску качественного товара;
3) угрожает деятельности: неблагоприятная политика государства и снижения покупательской способности.
Поставить следующие задачи:
1) решить внутриорганизационные проблемы;
2) сформировать долговременный коллектив из высококвалифицированных работников;
3) выявить возможные новые проблемы, предвидеть внезапные изменения и быть готовым к ним,
4) внедрить более ресурсосберегающие технологии.
Для роста эффективности производства и увеличения прибыли, организация может принять следующие меры:
1) внедрение нового, более технологичного и экономичного оборудования, а так же новых производственных станков для расширения ассортимента компании, а так же и для снижения основных издержек производства;
2) проведение мероприятий по усовершенствованию рекламы для привлечения новых клиентов (в интернете: создание сайта организации с доступной информацией по ассортименту и прайс-листом, аккаунты в социальных сетях; возможность рекламы по радио, телевидению или в газетах);
3) перевод менеджеров по продаже на систему оплаты труда на основе «плавающих» окладов, который заключается в том, что фиксированной является минимальная величина оклада, а остальная часть заработка, в зависимости от результатов деятельности, становится переменной. Такая система оплаты труда стимулирует ежемесячное повышение производительности труда менеджеров;
4) расширение производственных площадей (новые производственные площади дадут возможность для приобретения нового оборудования, которое приведет к расширению ассортимента и повысит конкурентоспособность предприятия);
5) создание возможностей для повышения квалификации работников. Этот шаг поможет повысить не только качество производимой продукции, но и даст толчок для развития новых дизайнерских или производственных идей на предприятии;
6) предприятию «Мир из стекла» свойственна функциональная организационная структура, одним из недостатков которой является трудность координации деятельности подразделений. Для устранения этого недостатка или сведения его к минимуму предлагается установить ответственного за каждое из подразделений. Это позволит выявить наиболее частые ошибки и издержки на производстве, а так же качественно сократить их;
7) подача заявления на получение государственной поддержки. Как было выявлено ранее, предприятие вправе полагаться на помощь государства в субсидировании или льготном кредитовании, средства от которых целесообразно потратить на расширение производства;
Заключение
В соответствии с поставленными в начале работы целями подведем итог исследования курсовой работы.
В первой главе мы выяснили, что малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких, средних и частных предпринимателей, прямо не входящих в крупные производственные объединения. Значение малого предпринимательства в развитых рыночных странах со временем уменьшается, в том числе в розничной торговле, где доминируют крупные компании. Тем не менее, его роль остается существенной, поскольку малые предприятия:
1) могут производить и продавать особые виды товаров и услуг, производство которых крупные компании не готовы освоить и предложить к продаже;
2) обеспечивают производителей рынком сбыта их товаров там, где не действуют крупные продавцы;
3) носят более гибкий характер и быстрее реагируют на изменяющуюся внешнюю среду
Субъектами малого предпринимательства являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, к которым установлены критерии отнесения предприятия к малому бизнесу:
1) Ограничение по статусу.
2) Ограничение по численности работников.
3) Ограничение по выручке.
Также субъектами являются: предприниматель, потребитель, государство, наемный работник.
Государство осуществляет ряд мероприятий по поддержке малого бизнеса:
1) упрощение нормативно-правовой базы налоговой системы;
2) разработка стратегии роста сектора экономики, в связи с социально-экономическим развитием страны (федеральные и региональные программы);
3) осуществление финансовой и материально-технический помощи;
4) защита прав предпринимателей и их собственности, а также поощрение предпринимательской деятельности;
5) формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развитие системы оказания консультационных услуг.
Во второй (практической) части работы мы делали анализ организации «Мир из стекла», являющейся ярким примером малого предпринимательства в Воронежской области.
«Мир из стекла» - предприятие, занимающееся обработкой стекол и зеркал и производством мебели из стекла различного дизайна. Ассортимент продукции компании «Мир из стекла» включает в себя множество видов товаров и услуг. В работе было выяснено, что «Мир из стекла» имеет функциональную структуру, далее была проведен финансовый анализ деятельности. В следствие неблагоприятной политики государства и снижения покупательской способности прибыль предприятия падает на периоде с 2013г. по 2015г на 42%.
Были разработаны следующие рекомендации:
1) обновление оборудования;
2) усовершенствование рекламного компонента деятельности;
3) реорганизация системы начисления заработной платы отдельным категориям работников;
4) проведение мероприятий по повышению квалификации производственного персонала;
5) более активное использование государственной поддержки.
Список используемой литературы:
1. Абчук В.А. Курс предпринимательства: учебное пособие/ Абчук В.А. – СПб.: Альфа, 2001. – 272 с.
2. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельность: учебник/ А.Н. Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336с.
3. Базылев Н.И. Основы бизнеса: учебное пособие/Н.И.Базылев, М.Н. Базылева.- М.Мисанта, 2013 – 415 с.
4. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник/ О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко.– М.: Дашков и К, 2012г– 370 с.
5. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие/ В.Ю. Бурова.– Чита, 2011. – 441 с.
6. Волкова В.А. Организация производства: учебное пособие для вузов/Волкова В.А., Корчагина Т.Л. – Кемеровский технологический институт. – Кемерово, 2005. – 80 с.
7. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник/ А.Д. Выварец.– М.: Юнити-Дана, 2012.– 543 с.
8. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов/ В.Я. Горфинкеля.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.– 767 с.
9. Засканов В.Г. основы предпринимательской деятельности: учебное пособие/ Засканов В.Г., Швецов Ю.Ф., Широков Ю.Ф. – Самарский государственный аэрокосмический ун-т. Самара, 2004. – 289 с.
10. Камышев Э.Н. Пособие начинающему предпринимателю. – Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 116 с.
11. Круглова Н.Б., Основы бизнеса (предпринимательства) /Н.Б.Круглова. – М.:Кнорус, 2011. – 544 с.
12. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008. – 608
13. Переверзев М.П., Основы предпринимательства/М.П.Переверзев. – М.ИНФА, 2011- 187 с.
14. Переверзев М.П., Предпринимательство и бизнес/М.П.Переверзев, А.М.Лунева. – М.ИНФРА-М, 2012 – 176с.
15. Скляренко В.К., Экономика предприятия/В.К.Скляренко, В.М. Прудников. – М.:ИНФРА, 2010. – 528 с.
16. Шевелев С.Ю. Развития предпринимательства в России: организационные, правовые и экономические аспекты: монография./ Шевелев С.Ю., Шевелева В.А., Кропотова Л.А. – СПб.: издательство Санкт – Петербургского университета управления и экономики, 2014. – 138 с.
17. Франовская Г.Н. Малый бизнес: учебное пособие для вузов/ под ред. Франовской Г.Н. – В.: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2007. – 182 с.
18. Гражданский кодекс РФ: (ст.2 п.1; ст.23; ст.48;ст.50)
19. Хасбулатов Л.И. Международное предпринимательство: учебник. М.:Проспект, 2015. 640 с.
20. Федеральный закон N 129-ФЗ (ред. От 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ст.22.3
21. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
22. Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
23. Федеральный закон от 22.07.2008 п. -148 ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»
24. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. 01.05. 2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля »
25. Постановление правительства РФ от 21.08.2010 N 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»
26. Всероссийская профессиональная конференция «Современное развитие малого бизнеса». Челябинск, 2013. – 152 с.
27. Международная научно-практическая конференция «Европейски север». Мурманск, 2011. – 634 с.
28. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Москва, Кремль.2016.-82с.
29. Путеводитель по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Калуга, 2015. - 46с.
30. Документация индивидуального предприятия «Мир из стекла».
[1] Г.Н. Франовская Малый бизнес: учебное пособие для вузов, 2007. – С.12.
[2]Горфинкеля В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов/ В.Я. Горфинкеля.– М.: Юнити,, 2008..–С.8.
[3] М.Г. Лапуста Предпринимательство: учебник 2008 г. ИНФРА-М С.7.
[4] Гражданский кодекс РФ п.1 ст.2
[5] Г.Н. Франовская Малый бизнес: учебное пособие для вузов, 2007. – С.12.
[6]Тихонова Ж. В. Международная научно-практическая конференция «Европейский север»
2011.,С351 с.
[7]Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
[8]Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие/ В.Ю. Бурова.– Чита, 2011. – С.168.
[9]Гражданский кодекс РФ. Ст. 48.
[10] ГК РФ Ст.50
[11] В.Я, Горфинкель Экономика предприятия: учебник для вузов – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008 С.74
[12]Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебник для вузов/ В.Ю. Бурова.– Чита, 2011. – 176 с..
[13] Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельность: учебник/ А.Н. Асаул. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. С.90
[14] ГК РФ ст.23
[15] Федеральный закон N 129-ФЗ (ред. От 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ст.22.3
[16]В.Я. Горфинкель Экономика предприятия: учебник для вузов – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008 С.92
[17] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ст.15
[18]Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебник для вузов/ В.Ю. Бурова.– Чита, 2011. – 176 с.. С.248
[19] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
[20]Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «о защите конкуренции»
[21]Документация индивидуального предприятия «Мир из стекла».