Что же понимается под деловым общением?
Деловое общение - это общение между собеседниками для достижения деловой, то есть предметной или информационной цели.
В таком смысле деловому общению противостоит светское и развлекательное общение, которые не ставят предметных или информационных целей, а предполагают лишь коммуникативные цели - установление, поддержание, развитие, сохранение контакта, возобновление контакта.
К деловому общению относится производственное общение коллег в коллективе, общение на совещаниях и в процессе переговоров, в официальных местах (учреждение, магазин, справочное бюро, железнодорожная касса и т.д.) - словом, любое общение, в процессе которого вы хотите чего-то добиться от собеседника - получить от него что-либо, изменить его поведение, узнать нужную вам информацию.
Деловое общение выступает в устной и письменной форме (в последнем случае говорят о деловой переписке, деловом письме) и может носить как официальный, так и неофициальный характер.
Сферы делового общения: производство, быт, общественные отношения, политика, межличностные отношения.
В узком смысле под деловым общением понимают чисто производственное общение - речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
Деловое общение реализуется в различных формах (жанрах):
· деловой разговор (обычно краткий, в бытовых ситуациях) – для координации действий;
· деловая беседа – для решения конкретной производственной проблемы;
· деловой спор – для решения спорного производственного вопроса;
· деловое (производственное) совещание – выработка коллективного мнения, решения;
· диспетчерское совещание – информация смежников о делах остальных;
· деловые переговоры – для координации совместной деятельности;
· собрание – для обсуждения информации, выработки мнения;
· отчет перед руководством – информация о деятельности, выполнении поручений;
· брифинг, инструктивное совещание – сообщение информации, инструктаж;
· научная конференция – обмен научными результатами;
· рекламирование – для увеличения спроса, продвижения товара;
· бытовой диалог – для решения текущих повседневных проблем (в магазине, семье).
В ходе делового общения используются отдельные конкретные речевые жанры:
запрос информации,
деловое предложение,
просьба,
претензия,
замечание,
приказание,
отказ,
аргументация и др.
Основная форма делового общения –деловая беседа.
Под деловой беседой в узком смысле понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
В широком смысле слова под деловой беседой понимают любую беседу представителей каких-либо организаций или частных лиц, имеющую целью достижение какой-либо деловой (предметной) цели.
Функции деловой беседы:
· совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
· контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;
· поддержание деловых контактов.
Основными этапами деловой беседы являются:
· начало беседы (установление контакта); задачи: установить контакт с собеседником, создать благоприятную атмосферу, пробудить интерес собеседника);
· изложение и обоснование своей позиции;
· выяснение позиции собеседника;
· совместный анализ проблемы (аргументирование выдвигаемых положений, опровержение замечаний, устранение сомнений, поиск вариантов);
· принятие решения;
· завершение беседы.
Для того, чтобы наше деловое общение было успешным, необходимо:
знать законы общения и уметь ими пользоваться;
знать приемы речевого воздействия на собеседника и уметь ими пользоваться:
знать нормы делового этикета и уметь ими пользоваться.
Умение вести деловое общение – важнейшее условие эффективной деятельности предпринимателя, руководителя и вообще любого профессионала, поскольку большинство результатов деятельности отдельного человека в современном обществе невозможно без участия в его деятельности других людей, с которыми необходимо взаимодействовать.
Какое деловое общение является эффективным?