Упражнения по видам и приемам делового общения




 

 

Задание 1. Дейл Карнеги писал в 1936 году: “Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от умения общаться с людьми”.

· Почему Д Карнеги придает такое большое значение умению вести деловое общение? Только ли в сфере финансов требуется деловое общение?

· Возрастают ли требования к деловому общению в условиях рыночной экономики?

· Прочитайте еще раз данное выше определение делового общения. Только ли предпринимателям необходимо деловое общение или оно необходимо любому человеку?

Задание 2.Какие высказывания могут быть отнесены к сфере делового общения, какие – нет?

· Который час?

· Классный фильм!

· Выходи за меня замуж!

· Одолжи мне три рубля!

· Хочется с тобой поболтать о чем-нибудь.

· Как мы давно с вами не виделись!

· Приходи ко мне вечером!

· Вы не дадите мне отвертку?

· Я бы хотел у вас работать.

· Хотите салату?

· Шикарное платье!

· Сколько лет, сколько зим!

· Здравствуйте!

 

Задание 3. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Применимы ли они в деловом общении? Сформулируйте на основе данных поговорок рекомендации по деловому общению.

 

Например: Хорошее слово – половина дела.

Смысл этой поговорки в том, что для достижения успеха в каком-либо деле важно уметь хорошо рассказать о том, как его надо сделать, надо уметь воодушевить людей на выполнение этого дела. В деловом общении эта поговорка учит: “Учись хорошо говорить, умей хорошо объяснять задачу”.

Материал для упражнения:

Сперва подумай, а там и скажи.

Лучше запнуться ногою, чем языком.

Кто о ком за глаза говорит, тот того боится.

Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Будь своему слову господин.

Поклониться – всегда пригодится.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Без рассуждения не твори осуждения.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Гордым быть – глупым слыть.

В чужой монастырь со своим уставом не ходи.

Говори, да не проговаривайся.

 

Задание 4. Как вы понимаете словосочетание “деловой человек”? Какими качествами должен обладать такой человек? Все ли люди должны быть деловыми? Всегда ли надо быть деловым человеком?

 

Задание 5. Важнейшее условие эффективного делового общения – толерантность (вспомните понятие “толерантность” – занятие 17). Выполните тесты, которые проверят вашу толерантность.

 

Тест 1. Насколько вы гибки в отношениях с людьми?

Отвечайте “да” или “нет”.

1. Иногда вы чувствуете, что спорите только ради жела­ния поспорить: да — 1; нет — 0.

2. Если ваше мнение не совпадает с мнением ваших роди­телей: вы соглашаетесь с ними — 0; остаетесь при своем мнении — 1.

3. Красивые и торжественные обряды обязательно надо сохранить: да — 0; нет — 1.

4. Вы придерживаетесь устаревших традиций: да — 0; нет — 1.

5. Способности и черты характера, унаследованные от ро­дителей, являются важными: да — 0; нет — 1.

 

Если вы набрали 5 баллов — у вас разнообразные ин­теллектуальные интересы, вы стремитесь быть в курсе все­го, отличаетесь критичностью мышления и терпимостью к противоречиям.

4 балла — вы стремитесь быть гибким в отношениях с людьми, но не всегда вам это удается, по отношению к не­которым людям вы неспособны проявить гибкость в обще­нии. Надо этому учиться.

3 балла и менее — вы консервативны, не любите пере­мен, новое воспринимаете в основном негативно, оно вас раздражает; у вас нередко проявляется склонность к нраво­учениям и наставлениям. Последнего надо особенно избегать — собеседники этого не прощают. Не давайте оценок и советов, если вас не просят, и вы увидите, насколько легче станет вам общаться с людьми.

 

Тест 2. Терпимы ли вы в общении с людьми?

 

Выбирайте вариант ответа.

1. У вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь ли вы?

Да —0; нет — 2.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает на­чать игру. Что вы предпочитаете?

Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет, — 0;

чтобы играли и те, кто не знает правил, — 2.

3. Спокойно ли вы воспримете неприятную для вас но­вость?

Да — 0; нет — 2.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных ме­стах появляются нетрезвыми?

Если они не преступают допустимых границ, меня это во­обще не интересует — 2; мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать, — 0.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми иных, чем у вас, профессий, положения, обычаев?

Мне трудно было бы это сделать — 0; не обращаю вни­мания на такие вещи — 2.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?

Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники — 0; если даже шутка мне и неприятна, я постараюсь ответить в та­кой же манере — 2.

7. Согласны ли вы мнением, что многие люди “сидят не на своем месте”, “делают не свое дело”? Да — 0; нет — 2.

8.Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

Мне, честно говоря, неприятно, что внимание. отвлечено от меня, — 0; я лишь радуюсь за него (нее) —2.

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое, поколение, превозносит бы­лые времена. Ваша реакция?

Ухожу пораньше под благовидным предлогом — 2; всту­паю в спор — 0.

 

4 балла и менее — вы непреклонны и упрямы. Стремитесь всегда навязать свое мнение, не колеблясь, повышаете голос. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с теми, кто с вами не согласен.

6—12 баллов — вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда на излишнюю рез­кость, неуважение к собеседнику, и в такой момент можете выиграть спор у того, у кого слабее характер.

14—18 баллов — твердость убеждений сочетается у вас с тонкостью, гибкостью ума. Вы можете принять чужую идею, с пониманием отнестись к поступку другого человека, даже если не одобряете его. Достаточно критически относи­тесь к своему мнению, способны с тактом отнестись к собе­седнику, отказаться от своих ошибочных взглядов.

 

Если тест показал, что у вас низкий уровень толерантности, это должно вас обеспокоить. Нетерпимость – серьезнейшее препятствие в общении в целом и деловом общении – особенно. Нетерпимость практически исключает эффективность общения в случае полемики или дискуссии, стимулирует возникновение и развитие конфликтов и скандалов. Толерантность в общении нужно вырабатывать, избегая негативных оценок, сокращая объем своего говорения за счет предоставления слова собеседнику, путем выработки умения слушать, не перебивая. Следует чаще соглашаться с собеседником, поддерживая отдельные его высказывания, одобряя их. И не спорьте по мелочам, просто соглашайтесь с собеседником, идите ему навстречу.

 

6. Вспомните и назовите вежливые слова и выражения – переспросы. Используйте их в ответах на вопросы вашего собеседника - соседа по столу. Он задает вам любой вопрос, а вы должны переспросить:

Например: Когда завтра у нас занятия? - Что-что? Простите, повторите пожалуйста, меня отвлекли. Собеседник повторяет, а вы отвечаете на его вопрос.

Материал для выполнения упражнения:

· Что? Что? Я вас не понял, что вы сказали?,

· Как вы сказали? Простите, я вас не расслышал, повторите, пожалуйста...,

· Простите, я не совсем понял вас...

· Простите, здесь шумно, я не совсем понял вопрос....

· Простите, вы не могли бы повторить? и т.д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: