Научно-исследовательская работа на тему: «Ограничения прав военнослужащих»




 

Аннотация: В работе раскрыты законодательные основы ограничения прав и свобод военнослужащих, приведена классификация и примеры ограничений.

 

Ключевые слова: военнослужащие, военная служба, ограничения, права, Российская Федерация.

 

Правовой статус личности характеризует основные аспекты юридического бытия человека как члена общества: совокупность его прав и обязанностей, взаимоотношения с государством и другими субъектами права, социальное положение индивида и т.д. Это широкая, обобщающая категория, которая раскрывает все элементы закрепленного в праве состояния личности, находящиеся между собой в определенных связях, в социальном плане обусловленные тем местом, какое личность занимает в системе общественных отношений, и элементами которого служат правовые явления. С их помощью законодатель фиксирует правовое состояние личности в системе общественных отношений [7].

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные ограничения могут вводиться не только в отношении всего населения страны, но и в отношении отдельных категорий граждан, например государственных служащих и военнослужащих [1].

Военнослужащие Вооруженных сил России как социальная группа представляют собой неотъемлемую часть российского общества, но с присущими им социальными, демографическими, психологическими особенностями, обусловленными специфическими правовыми отношениями.

Особенности деятельности военнослужащих определяются в значительной мере их специальным правовым статусом. Федеральное законодательство закрепляет понятие статуса военнослужащего. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих.

Ограничения - это вытекающие из законов и других нормативных правовых актов пределы, за которые не должна выходить деятельность военнослужащего [6].

На Вооруженные силы России возложен основной объем мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества. Специфика военной службы состоит в защите основ конституционного строя, прав и законных интересов общества, обороны страны и безопасности государства, что обусловливает необходимость существования ограничений военнослужащих в отдельных правах и свободах.

В совокупности прав, которыми наделены военнослужащие, выделяют общегражданские и военно-служебные права. К общегражданским относят закрепленные в законодательстве политические, социально-экономические и личные права, которыми военнослужащие обладают как граждане Российской Федерации. Правовое регулирование пользования военнослужащими принадлежащими им общегражданскими правами имеет некоторые особенности, связанные с прохождением военной службы [8].

Для правового статуса военнослужащих характерно наличие специальных (дополнительных) военно-служебных прав, то есть прав, которыми военнослужащие наделены именно в связи с прохождением военной службы. Эти права делят на общие военно-служебные права, которыми наделены все военнослужащие; специально-должностные права, которыми военнослужащие наделены в связи с замещением определенной должности либо на время выполнения соответствующих обязанностей.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» определены ограничения (запреты) для военнослужащих Российской Федерации. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить эффективную служебную деятельность, установить препятствия возможному злоупотреблению, создать условия для независимости служебной деятельности от какого - либо влияния, не связанного со службой [4].

Для определения закономерных связей между различными видами ограничений, применяемых в отношении военнослужащих, представляется уместным привести классификацию ограничений по различным основаниям: по степени персонификации военнослужащего:

- общие и личные;

- по возможности временного ограничения: абсолютные и относительные;

- в зависимости от возникновения военно-служебных отношений: связанные с поступлением на военную службу, действующие во время прохождения военной службы и сохраняющиеся после увольнения с военной службы;

- по сферам общественных отношений: политические, экономические, личные (индивидуальные) [5].

Конституционно-правовой статус военнослужащего - юридическая форма социального положения лица, проходящего военную службу. Его структурными компонентами являются:

- совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей;

- правосубъектность (право- и дееспособность);

- юридическая ответственность [9].

Возможность ограничения некоторых прав в отношении военнослужащих предусматривается законом исходя из специфики исполнения обязанностей военной службы.

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Военнослужащие исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Указанные ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Проблема ограничения прав и свобод военнослужащих заключается в установлении законодателем в соответствии с нормами и принципами Конституции Российской Федерации границ и пределов действия прав и свобод. По мнению ряда ученых, вводимые и применяемые органами государственной власти ограничения прав и свобод должны соответствовать принципам и концептуальным установкам международной практики и Конституции Российской Федерации. Анализ положений ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод об их соответствии международным правовым нормам о необходимых и допустимых в демократическом обществе ограничениях [8].

Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 29) и Международных пактах о правах человека указаны следующие основания и условия возможных ограничений [2, 3]:

1) они могут вводиться только на основании закона. По Конституции Российской Федерации – на основании федерального закона;

2) они применяются исключительно в целях соблюдения и уважения прав и свобод других и постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав. По Конституции Российской Федерации – в целях защиты прав и законных интересов других лиц;

3) они вводятся в интересах удовлетворения справедливых требований морали, обеспечения и охраны государственной безопасности, общественного благосостояния. По Конституции Российской Федерации – в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, особенности военной службы обусловливают ограничения некоторых прав и свобод военнослужащих, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу, основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод военнослужащих.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в п. 7 ст. 10 установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Указанные запреты соответствуют основным ограничениям, установленным для государственных служащих Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Их назначение:

- обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;

- установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих;

- создать условия для независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.

Несоблюдение военнослужащим указанных ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, а при наличии состава преступления – для привлечения к уголовной ответственности.

 

Надо сказать, что специфика военной службы объективно требует ограничения определённых прав военнослужащих вне зависимости от политического режима в том или ином государстве и даже исторического этапа развития общества. Последние лишь могут влиять на характер и степень таких ограничений. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина закрепляются в качестве обязанности российского государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Часть 3 ст. 55 Основного закона страны предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина «федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В свою очередь, основываясь на данном конституционном положении, законодатель в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляет, что «военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами», и далее по тексту устанавливает конкретные ограничения военнослужащих в конституционных правах и свободах.

Таким образом, цель данных ограничений - создание условий, необходимых для надлежащей защиты специфическими средствами, которыми обладают Вооружённые Силы Российской Федерации, тех конституционных ценностей, на которые указывается в ч. 3 ст. 55 Конституции России. То есть критерии таких ограничений являются общими для всех.

Однако, несмотря на общность конституционно-правовых критериев ограничения прав и свобод человека и гражданина, их конкретно-правовая основа для военнослужащих имеет специфику, обусловленную особым видом деятельности данных субъектов. Не вызывает сомнения, на наш взгляд, тот факт, что общепризнанные правовые начала и принципы правового статуса человека и гражданина не могут в полной мере найти применения в Вооружённых Силах государства.

Ряд общепризнанных прав и свобод человека и гражданина должен быть ограничен, если речь идёт о таком специальном субъекте, как военнослужащий. Социальная обусловленность таких ограничений заключается в их направленности на обеспечение эффективного функционирования военной службы в целом, а также, что не менее значимо, в установлении правовых преград возможному злоупотреблению со стороны самих военнослужащих, в создании условий для независимого осуществления ими должностных полномочий.

Соответственно можно говорить о том, что ограничения прав и свобод военнослужащих социально обусловлены спецификой и особой значимостью выполняемых ими государственных функций в сфере обороны государства и обеспечения национальной безопасности.

В целях укрепления гарантий прав военнослужащих предлагается ввести институт уполномоченного по правам военнослужащих, наделив его необходимыми полномочиями по контролю за соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащих. При этом предлагается предоставить военнослужащим право напрямую, минуя своих непосредственных начальников, обращаться к уполномоченному по правам военнослужащих с жалобами и заявлениями на нарушение своих прав и свобод.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция PФ: принята 12.12.1993 (с изм. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФKЗ) // СЗ PФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей OOH 10.12.1948 // Российская газета. 1995. № 67.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (ХХI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи OOH // Международное публичное право. Сборник документов. T.1. M.: БЕК, 1996. С. 470-482.

4. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ // Собрание законодательства PФ. 1998. №22. Ст. 2331.

5. Захаров Н.В. Конституционные основания ограничения прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил России // Актуальные вопросы современного права. Пути теоретического и практического решения проблем. - 2018. С. 66-68.

6. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. - М.: Астра, 2015. 417 с.

7. Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 616 с.

8. Слесарский К.И. Ограничение конституционных прав и свобод личности при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 6 (258). С. 30-39.

9. Солдатов А.Д. К вопросу о административно-правовом статусе военнослужащего // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 9 (25). С. 568-572.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: