Межличностная коммуникация как процесс, ее особенности и формы.




Лекция № 1.

Межличностная коммуникация как процесс социального взаимодействия.

План.

1. Межличностная коммуникация как процесс, ее особенности и формы.

2. Технологии межличностной коммуникации.

 

Межличностная коммуникация как процесс, ее особенности и формы.

 

Роль коммуникации в современном обществе в последние десятилетия резко возросла. С ускорением научно-технического прогресса и развитием компьютерных технологий феномен межличностной коммуникации становится все более привлекательным для изучения многими научными направлениями. Межличностная коммуникация и ее технологии вызывает определенный интерес в социальной деятельности. Ведь именно в этой сфере коммуникативный аспект в человеческом общении играет важную роль.

Следует отметить, что с межличностной коммуникацией люди сталкиваются практически каждый день, обмениваясь информацией друг с другом. Причем информация может носить различный характер и передаваться от собеседника к собеседнику различными способами. Сегодня выбор современных средств общения достаточно широк. Информация может быть представлена в устном виде, на бумажных и электронных носителях, может передаваться при личном контакте с собеседником и на больших расстояниях. Все эти факты говорят о том, насколько разнообразны современные способы получения, сбора, хранения и передачи информационных данных.

Для начала следует понять сущность коммуникации как социального феномена. Так, в современном словаре иностранных слов коммуникация определяется как общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д., как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности; важнейший механизм становления индивида как социальной личности, проводника установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; как средство коррекции асоциального проявления индивида или группы.

В современной отечественной науке сложилось несколько точек зрения на природу коммуникации, все они определялись в рамках различных научных дисциплин.

Например, с точки зрения культурологического знания, М.С. Каган определяет коммуникацию как информационную связь субъекта с тем или иным субъектом – человеком, животным, машиной.

В рамках психологии коммуникация представляет собой смысловой аспект социального взаимодействия.

Классическое понимание коммуникации связано с именем Н.Винера, разработавшего кибернетическую модель коммуникации, ориентированную на повышение эффективности средств связи. В качестве основных элементов этой модели выступают:

1. Отправитель – источник информации. Отправитель не только определяет содержание коммуникативного послания, но и формулирует смысл коммуникации;

2. Кодирование – выбор средств передачи содержания с использованием конкретного канала связи;

3. Сообщение – оформленное коммуникативное намерение (коммуникативное послание);

4. Канал связи – способ коммуникации;

5. Адресат – субъект-получатель информации;

6. Декодирование – определение адресатом содержания коммуникативного послания;

7. Обратная связь – реакция получателя на коммуникативное послание.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов, которое представляет собой движение материальныхобъектов в трехмерном геометрическом пространстве и в астрономическом времени или движение идеальных объектов (смыслов, образов) в многомерных умозрительных (виртуальных) пространствах и временах.

Межличностная коммуникация, как правило, связана с идеальной моделью коммуникации и во многом первична, в ней участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, и т.п..). Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации. Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия – человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью. Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное. Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации. Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации – можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений.

Функции межличностной коммуникации — дополнительно к базовым функциям выделяют также группу социально-значимых функций межличностной коммуникации:

1. Взаимодействия

2. Воздействия

Специфика этих функций заключается в следующем:

1. реализация этих функций основывается на использовании языка

2. В мотивационной обусловленности их выполнения

Основные факторы влияющие на межличностные коммуникации

1. Фактор обратной связи

2. Компетентность отправителя

3. Доверие получателя к отправителю

4. Право отправителя на передачу информации

5. Ожидания получателя

6. Статус отправителя

7. Совместимость партнеров

8. Социокультурная среда — совокупность определенных норм, правил, принципов, традиций, которые обеспечивают условия для общения

Виды межличностных коммуникаций:

1. По форме общения выделяют вербальные и не вербальные коммуникации:

Вербальные — осуществляются с помощью устной речи и всегда несут в себе конкретную информацию — служит для передачи сообщения.

Универсальное средство межличностных коммуникаций — язык. В процессе коммуникации язык реализуется в виде отдельных текстов. Текст — структурная единица простейшего акта общения, которая определяет поведение коммуниканта.

Эффективность языковых средств межличностных коммуникаций удачно сформулирована У. Чейфом. Язык создает возможность го­ворящему брать понятия, находящиеся в его собственном сознании, и вызывать эти понятия в сознании своего слушателя. Звуки активизируют уже имеющиеся понятийные единицы слушателя, которые являются общими для говорящего и слушающего. Они могут и часто выводят новые конфигурации этих знаковых понятий в той мере, в которой говорящий человек сообщает что-то новое. Однако новыми явля­ются лишь эти конфигурации, а не понятия, из которых они состав­лены.

К коммуникативным символам также относятся рисунок, схемы, диаграммы, модели, макеты и т.д. В большинстве случаев они ис­пользуются для пояснения словесных сообщений, поскольку позво­ляют наглядно иллюстрировать преподносимую идею и считаются мощным визуальным средством изображения.

Невербальные — сообщения которые используются без устной речи, и передают отношение к партнеру.

1. По признаку личной активности выделяют активные и пассивные коммуникации

2. По количеству участников межличностные коммуникации могут быть двухсторонние и многосторонние.

3. По направлению (восходящие, нисходящие и горизонтальные)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: