Тема 3.2 Среднеорбитные спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС/GPS




 

Общие сведения о системе ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система): принцип работы системы, ее комплектация.

Состав системы (три основные подсистемы) навигационных космических аппаратов (НКА) - космический сегмент; контроля и управления: [наземный командно-изменительный комплекс (КИК), или сегмент управления] навигационной аппаратуры потребителей (НАП) - судовые приемоиндикаторы (ПИ). Назначение основных подсистем и функции, которые они выполняют.

Основная задача, решаемая системой ГЛОНАСС.

Навигационная спутниковая система GPS. Принцип ее работы. Состав аппаратуры НКА и принцип работы системы. Состав аппаратуры НКА и НАП. Определение местоположения судна по трем расстояниям НКА (беззапросный метод радионавигации).

Космический сегмент GPS и количество спутников, входящих в его состав. Плоскости орбит и радиусы. Стандарты частот и аппаратура, находящаяся на борту каждого спутника. Код свободного доступа и защищенный код.

Сегмент контроля и управления. Станции слежения: места их расположения и функции, которые они выполняют.

Навигационная аппаратура потребителей. Принцип ее работы. Точность определения координат для одночастного (L1) и двухчастного (L1, L2) приемников.

Совместное использование сигналов ГЛОНАСС и GPS.

 

Методические указания

При изучении данной темы студент должен внимательно разобраться в составе среднеорбитных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, изучить принцип их работы и методы определения местоположения судна, других решаемых навигационных задач.

Необходимо тщательно разобраться с орбитальной группировкой НКА, изучить ее структуру, а также структуру навигационных радиосигналов, навигационного сообщения; целостность радионавигационного поля. Далее следует перейти к изучению наземного комплекса управ­ления, раздела сегмента потребителей и знать точностные характеристики.

Раздел знакомит с состоянием и развитием среднеорбитных систем ГЛОНАСС/GPS в настоящий период. Необходимо тщательно разобраться с дифференциальным режимом и контролем целостности.

Затем изучается порядок совместного использования сигналов ГЛОНАСС и GPS; помехозащищаемость и электромагнитная совместимость СРНС; комлексирование СРНС и других навигационных систем и типов приемоиндикаторов, и их возможности.

 

Литература: [4, 12, 13].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите требования Конвенции СОЛАС-74 к навигационному обеспечению морских судов.

2. Расскажите о назначении и общих характеристиках среднеорбитных навигационных спутниковых системах. Назовите баллистические структуры СРНС ГЛОНАСС.

3. В чем отличие космического сегмента ГЛОНАСС от космического сегмента GPS?

4. Навигационное сообщение ГЛОНАСС. Чем оно отличается от навигационного сообщения GPS?

5. Расскажите о структуре навигационных радиосигналов и их различии с радиосигналами GPS?

6. Как классифицируются приемоиндикаторы СНС?

7. Назовите точностные характеристики ГЛОНАСС, их отличие от точностных характеристик GPS.

8. Как осуществляется контроль целостности радионавигационного поля?

9. Расскажите о дифференциальных подсистемах, их режимах.

10. Чем достигается помехозащищаемость СНС ГЛОНАСС?

11. Чем достигается электромагнитная совместимость системы ГЛОНАСС?

12. Комплексирование ГЛОНАСС и других навигационных СНС.

Тема 3.3 Электронные картографические навигационные и информационные системы (ЭКНИС). Аппаратура для чтения электронных карт

 

Основные определения и сокращения, используемые в ЭКНИС.

Электронная навигационная карта (ЭНК), основная и дополнительная навигационная информация, содержащаяся в ней. Структура и ее формат.

Системная электронная навигационная карта (СЭНК): база данных, занесенных в нее; использование и учет корректуры в ней; дополни­тельная информация для мореплавателей.

Использование СЭНК в ЭКНИС для формирования на экране изображения карты и автоматизированного решения навигационных задач. Включение в СЭНК информации, поступающей из других источников.

Картографическая информация, используемая в ЭКНИС. Сертифицированные ЭКНИС. Их возможность работать с множеством видов электронных карт (ЭК): векторными картами, выпущенными гидрографическими обществами в соответствии с международными стандартами S-57 - электронными навигационными картами (ЭНК); официальными растровыми навигационными картами; электронными картами, частично не соответствующими стандарту S-57 (упрощенные ЭК).

Преимущества векторных ЭК перед бумажными, и их возможности. Подсоединение ЭКНИС к РЛС/САРП для: выявления векторов скорости целей и путей целей; записи в памяти путей целей; проигрыша выбран­ного маневра; корректуры координат судна, используя привязку, взятую с РЛС/САРП.

Основные функции электронных картографических систем: отобра­жение электронной карты на экране дисплея ЭКНИС; возможность ве­дения предварительной и исполнительной прокладок; реализация функций САРП и использование данных приемника НАВТЕКС.

Корректура электронных навигационных карт.

Рекомендации по практическому использованию ЭКНИС.

Международные и национальные требования к ЭКНИС.

 

Методические указания

Изучение темы студент должен начать с ознакомления с основными определениями и сокращениями, принятыми в ЭКНИС. Затем следует изучить методы определения места судна с помощью навигационных спутников и перейти к изучению электронных навигационных карт (ЭНК), их структуры и формата.

После этого следует перейти к изучению системной электронной на­вигационной карты (СЭНК) и уяснить для себя: базу данных, занесенных в нее; как используется и учитывается в ней корректура; какая дополнительная информация в ней заложена для мореплавателей, взятая из других источников.

Далее необходимо изучить: картографическую информацию, используемую в ЭКНИС; материал о сертифицированных ЭКНИС и возможности их работы с множеством видов электронных карт.

Студент должен знать: преимущества векторных электронных карт перед бумажными и их возможности; возможности подсоединения ЭКНИС к РЛС/САРП; функции и задачи, решаемые судоводителем в таком варианте использования ЭКНИС и РЛС/САРП.

Затем следует перейти к изучению: основных функций электронных картографических систем; материала о корректуре электронных навигационных карт; рекомендаций по практическому использованию ЭКНИС.

И в заключение по этой теме надо ознакомиться с Международными и национальными требованиями к ЭКНИС, которые установлены на морских судах и береговых объектах.

 

Литература: [4, 11-14].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте основные определения и сокращения, которые исполь­зуются в ЭКНИС.

2. Какая информация содержится в электронной навигационной карте (ЭНК)?

3. Расскажите, что вы знаете о системной электронной навигаци­онной карте (СЭНК)?

4. Расскажите о сертифицированных ЭКНИС и их возможностях работы с различными видами электронных навигационных карт (ЭНК).

5. Назовите преимущества векторных ЭК перед бумажными.

6. Какую информацию получает судоводитель с дисплея ЭКНИС при подсоединении к ЭКНИС РЛС/САРП?

7. Расскажите об основных функциях, которые выполняют ЭКНИС.

8. Что вы знаете о корректуре электронных навигационных карт?

9. Назовите некоторые рекомендации по практическому использованию ЭКНИС.

10. Перечислите основные международные и национальные требования к ЭКНИС.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: