Бергер П., Лукман Т. Социально конструирование реальности
Ведение.
- Каков основной тезис этой книги?
- Как Бергер и Лукман определяют реальность и знание?
- Как социологическое представление о знании и реальности относится к пониманию таковых рядовым человеком и философом? Почему социолог занимает именно такую позицию?
- Чем объясняется социологический интерес к проблемам «реальности» и «знания»? Поясните Ваш ответ.
- Что должна изучать социология знания с точки зрения Бергера и Лукмана?
- Кто и когда ввел в употребление термин «социология знания»?
- Каково наиболее широко признаваемое определение предмета социологии знания?
- В чем состоит центральная проблема социологии знания? Откуда берет начало эта проблема?
- Как интеллектуальные направления XIX века являются непосредственными предшественниками социологии знания?
- В чем проявилось влияние этих интеллектуальных направлений на социологию знания?
- Каковы основные черты и положения социологии знания Макса Шелера?
- Каковы основные черты и положения социологии знания Карла Мангейма?
- Каково назначение различения К. Мангейма между общей и партикулярной идеологией?
- Каков смысл понятия К. Мангейма «реляционизм»? Чем оно отличается от понятия «релятивизм»?
- В чем состоит задача социологии знания по К. Мангейму?
- Как Вернер Старк переформулирует мангеймовскую программу социологии знания?
- Про комментируйте утверждение, которое Бергер и Лукман связывают с концепцией В. Старка: «Главная проблема заключается в том, чтобы социология знания превратилась из социологии заблуждения в социологию истины» (с. 26)?
- Почему Бергер и Лукман исключают «из социологии знания эпистемологические и методологические проблемы, которые волновали двух главных ее основоположников»? Каковы следствия этого исключения?
- Прокомментируйте тезис Бергера и Лукмана: «Социология знания должна заниматься всем тем, что считается "знанием" в обществе»?
- Почему социология знания должна иметь дело с социальным конструированием реальности?
- Каковы интеллектуальные истоки позиции, которую занимают Бергер и Лукман? Какие элементы из других теорий заимствуют Бергер и Лукман?
- Как Бергер и Лукман формулируют главный вопрос социологии, учитывая позиции Дюркгейма и Вебера? Почему они формулирую вопрос именно так?
Глава 1. Основы знания повседневной жизни.
Реальность повседневной жизни.
- Какова цель данного исследования?
- Какую работы авторы проделывают в этой главе?
- Почему Бергера и Лукмана не интересуют представления интеллектуалов о повседневности?
- Что такое повседневность? Каковы ее основные черты?
- Какому методу следуют Бергер и Лукман? Каковы его характерные черты?
- Что означает тезис: «сознание всегда интенционально»?
- Что такое объективация? Что означает утверждение: «Реальность повседневной жизни оказывается объективированной»? В чем состоит различие между «объективным» и «объективированным»?
- Почему Бергер и Лукман утверждают, что реальностей много? Каково основание выделения этих реальностей?
- Как осуществляет переход из одной реальности в другую?
- Какое место повседневность занимает среди других реальностей? Почему?
- Почему Бергер и Лукман утверждают: «Я полагаю реальность повседневной жизни как упорядоченную реальность» (с. 41)?
- Что является центром организации повседневной реальности?
- Прокомментируйте утверждение Бергера и Лукмана: «Реальность повседневной жизни представляется мне как интерсубъективный мир, который я разделяю с другими людьми» (с. 43).
- Найдите в тексте фрагменты, демонстрирующие влияние Шюца на позицию Бергера и Лукмана? Объясните, почему Вы выбрали именно эти фрагменты?
- В чем состоит особенность повседневного знания?
- Что означает утверждение: «Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер»?
- Какие сектора повседневной жизни выделяют Бергер и Лукман? Как они соотносятся друг с другом? Что является основанием для выделения этих секторов?
- Какова пространственно-временная (темпоральная) организация повседневности?
Социальное взаимодействие в повседневной жизни.
- Что является прототипом социального взаимодействия для Бергера и Лумана? Почему?
- Почему «трудно установить жесткие образцы для взаимодействия в ситуации лицом-к-лицу» (с. 54)?
- Какую роль в повседневности играют схемы типизации?
- Почему «чем дальше типизации социального взаимодействия удалены от ситуации лицом-к-лицу, тем более они анонимны» (с. 56)?
- Как Бергер и Лукман описывают континуум типизаций повседневного мира?
- Как Бергер и Лукман определяют социальную структуру?