МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный университет
Им. Ф.М. Достоевского»
Факультет филологии и медиакоммуникаций
Кафедра Библиотечно-информационной деятельности
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
______________________Стукен Т.Ю.
«____»______________________2011г.
Программа дисциплины
«Общее библиографоведение»
цикл ГОС ВПО второго поколения ОПД.8.05
входит в число общепрофессиональных дисциплин федерального компонента
к следующим образовательным профессиональным программам подготовки специалистов:
Специальность | Код специальности | Формы обучения |
Библиотечно-информационная деятельность | 071201.65 | Заочная сокращенная |
Омск 2011
Программа дисциплины разработана Смирновой Екатериной Матвеевной, доцентом, к.п.н., доцентом кафедры библиотечно-информационной деятельности.
Программа рассмотрена на заседании кафедры (учебного совета факультета)
______________________________________________________________________________
(протокол № 3 от 29 ноября 2010 г.)
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»
Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С.
Распределение общего объема часов по видам учебной работы
курс | семестр | Аудиторные занятия | СРС | |||||||
всего | лекции | практические занятия | семинарские занятия | всего | курсовые работы | реферативные работы | индивидуальные занятия | другие виды СРС | ||
Заочная сокращенная форма | ||||||||||
Всего: |
Общая трудоемкость дисциплины:
294 часа
Формы промежуточной аттестации:
Заочная форма- зачет – 1семестр; экзамен – 2 семестр
Формы текущего контроля: проверка конспектов, списков, домашних заданий рефератов, контрольной работы, дайджестов, исследовательского и практических заданий, отчетов; индивидуальные консультации и беседы
Цели и задачи дисциплины.
Общее библиографоведение является обязательной общепрофессиональной дисциплиной федерального компонента, базовой для освоения других библиографических дисциплин. Эта учебная дисциплина охватывает теоретический раздел библиографической науки.
Основные цели изучения данной дисциплины:
· практическая цель — формирование профессиональной компетентности;
· образовательная цель — повышение теоретического уровня и фундаментальности подготовки; укрепление ее связей с передовой библиографической наукой и практикой;
· воспитательная цель — привитие уважения к профессии библиографа.
Задачи курса соотнесены с основными задачами профессиональной подготовки будущих специалистов данной квалификации:
· обеспечить овладение понятийным аппаратом и понимание сущности центральных категорий библиографоведения («библиографическая информация», «библиография», «библиографоведение», «библиографическая деятельность»);
· охарактеризовать основные закономерности и принципы развития библиографии, особенности ее структурирования;
· дать общее представление об организационно-управленческой основе библиографической деятельности;
· сформировать знание методико-технологического характера;
· сформировать знание библиографических ресурсов и инфраструктуры библиографии;
· привить умения анализировать библиографические явления с теоретических позиций;
· сформировать представление о научной дисциплине в целом: объекте, предмете, структуре библиографоведения, его методах и связях с другими дисциплинами; видах и методике библиографоведческих исследований.
Курс «Общее библиографоведение» состоит из следующих разделов: 1. Библиографическая информация как исходное понятие общей теории библиографии; 2. Библиографическая деятельность как центральная категория библиографоведения; 3. Инфраструктура библиографии; 4. Библиографоведение как наука.
В результате изучения первого раздела курса студенты должны получить четкое представление о библиографической информации (БИ) — исходном понятии общей теории библиографии (ее роли, функциях, формах существования) и овладеть навыками анализа и классифицирования традиционных и компьютерных библиографических пособий (БП).
Задачи второго раздела — дать будущим специалистам представление о возникновении и становлении библиографии, состоянии ее понятийного аппарата, компонентной и видовой структуре.
Изучение третьего раздела дает знание организационных аспектов библиографической деятельности (БД) в стране, особенностей международного сотрудничества, состояния материально-технического, экономического и информационного обеспечения БД и библиографического образования, а также проблем компьютеризации БД.
Освоение четвертого раздела вооружит студентов пониманием методологии библиографической науки, знанием организации и направлений научно-исследовательской работы в области библиографоведения.
Выполняя практические задания, студент приобретает такие умения и навыки:
· распознавать БИ среди других видов информации;
· анализировать БП;
· классифицировать БП;
· использовать сетевые ресурсы федеральных и региональных библиотечно-информационных центров;
· анализировать отраслевые журналы;
· осуществлять тематический библиографический поиск;
· составлять и оформлять дайджесты.
В программе учтено содержание небиблиографических общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких, как: социальные коммуникации, документоведение, общее библиотековедение, информатика, основы НИР и др. Проблемы, общие для них и библиографоведения, рассматриваются только в библиографических аспектах.
Лучшему восприятию дисциплины способствуют материалы дисциплин ''Документоведение'', ''Библиотечное обслуживание'', ‘’АСПИ’’, ‘’СПАБ’’ Приобретенные знания, умения и навыки подготовят студентов к освоению таких дисциплин, как ‘’Краеведческая библиография’’, ''Стандарты в БИД'', ''Информационные ресурсы по педагогике'', ‘’Информационные ресурсы по праву’’, ‘’Д и П художественной литературы и искусства’’.
3.Тематический план
Общая трудоемкость дисциплины: 294 часа
Курс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа студента | Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового) | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | ||||||
Раздел 1. Основы теории библиографической информации как исходного понятия общей теории библиографии | ||||||||
Тема 1. Роль библиографической информации (БИ) в системе социальных коммуникаций | Проверка конспектов, схем Контр. работа | |||||||
Тема 2. Формы существования БИ. | Консультация, Конспекты Проверка реферата | |||||||
Раздел 2. Библиографическая деятельность - центральная категория библиографоведения | ||||||||
Тема 3. Сущность библиографии | Проверка конспектов и практ | |||||||
Тема 4. Структура практической библиографической деятельности | Проверка и обсуждение на семинаре структ-лог схем | |||||||
Тема 5. Общие вопросы организации и методики библиографирования | Консультации и обсуждение в аудит. | |||||||
Тема 6. Библиографическое обслуживание | Проверка Консультация | |||||||
Тема 7. Видовая структура библиографии | Индивид. беседа Проверка схем Зачет | |||||||
Раздел 3. Инфраструктура библиографии | ||||||||
Тема 8. Организация библиографической деятельности (БД) | Индивид. беседа Проверка отчетов (ДЗ) и практ | |||||||
Тема 9. Международное библиографическое сотрудничество | Проверка консп. | |||||||
Тема 10. Материально-техническое и экономическое обеспечение БД | Проверка отчета (Исслед. №1) | |||||||
Тема 11. Библиографическое образование и просвещение | Проверка конспектов | |||||||
Тема 12. Информационное обеспечение библиографии | Проверка ДЗ и практ | |||||||
Раздел 4. Библиографоведение как наука | ||||||||
Тема 13. Объект, предмет и структура библиографоведения | Консультации Индивид. беседы Проверка ДЗ | |||||||
Тема 14 Методология библиографии и библиографоведения | Проверка ДЗ Консультация | |||||||
Тема 15. Место библиографоведения в системе наук | Проверка конспектов, реферата Консультация | |||||||
Экзамен | ||||||||
Всего: |
Содержание дисциплины
Введение: предмет, задачи и структура курса.
Раздел 1. Основы теории Библиографической информации как исходного понятия общей теории библиографии