ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МОТОДОЛГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ (на примере ПМК ДЮТ объединение творческой молодежи Краснооктябрьского района города Волгограда)




Цель, гипотезы и задачи исследования

 

Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния компьютерной зависимости на современную молодежь для предложения мер по профилактике лечения данной зависимости.

Объект исследования: подростки, занятые в ПМК ДЮТ объединение творческой молодежи Краснооктябрьского района города Волгограда.

Предмет исследования: определение уровня компьютерной зависимости молодежи в ПМК ДЮТ объединение творческой молодежи Краснооктябрьского района города Волгограда.

Гипотеза исследования: Высокий уровень зависимости от компьютерных игр способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.

Выборка: 30 человека.

Возраст учащихся: 14-16 лет.

Этапы исследования:

I. Исследовательский этап;

II. Аналитический этап;

I. Исследовательский этап:

Задачи:

1) протестировать учеников 9 и 10 классов;

2) обработать полученные данные;

3) проанализировать полученные данные;

 

 

Методика исследования

 

Для исследования компьютерной зависимости использован тест для определения компьютерной зависимости, разработанный К.Янг (приложение А). Способ предлагает двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «нет» - 1 балл, за ответ «да» - 2 балла.

Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

До 10 баллов - 0 % риска развития компьютерной зависимости;

10-20 балла - стадия увлеченности;

20-30 баллов - риск развития компьютерной зависимости.

более 30 баллов - наличие компьютерной зависимости.

На стадии увлеченности подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

Во время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

Если более 30 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие подростки всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

Результаты исследования

 

После проведения теста-опросника получены следующие результаты.

Таблица 2.1

Результаты теста - опросника К.Янг

Порядковый номер испытуемого Результат теста, баллы
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

В исследовании приняли участие подростки отдела социально педагогической работы, занятые в группах: "Дзюдо", "Большой теннис", "Музееведение" и "Шахматы".

Сравнительный анализ показал:

1) 13% подростков имеют зависимость от компьютерных игр;

2) 50% подростков находятся в группе риска компьютерной зависимости;

3) 30% подростков - в стадии увлеченности;

4) 2% подростков не подвержены риску.

По завершению опроса, молодежи было предложено ознакомится с результатами, чтобы получить обратную связь по причинам возникновения у определенных подростков зависимости.

Данные показали, что распространенными причинами риска появления компьютерной зависимости являются ниже изложенные факторы (таблица 2).

 

Таблица 2.2

Причины возникновения компьютерной зависимости у молодежи.

Наименование Доля среди опрошенных, %
Скромность, зажатость в общении 30%
Наличие свободного времени 25%
Скука, апатия 20%
Агрессия, злость 15%
Проблемы в семье 10%

 

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно разработать рекомендации по профилактике зависимости молодежи от компьютерных игр.

Данные мероприятия помогут исключить риски среди подростков возникновения компьютерной зависимости, а тем кто уже попал в группу риска избавится от пагубного влияния игра и компьютера.

 

 

Рекомендации

 

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Нужно убедить самого игромана в том, что он болен, а это очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера.

Есть рекомендации, исполнение родителями которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

1. Пребывание подростка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы молодежь играла по нескольку часов. Детям младшего старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.

2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги подросток скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3. Подростку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на "папином". Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.

4. Лишая подростка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Нельзя позволять ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Возможно для этого подойдет в нашем случае несколько разных кружков, которые помогут подросткам иметь возможность быть занятыми и взаимодействовать с другими ребятами. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не играть в столь любимые игры. Пусть освоит графические программы или видео- редакторы, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5. Самооценка подростка. Найдите занятие, в котором подросток будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

6. Поощряйте дружбу между сверстниками. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их чада играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

В случае с подростками, у которых ярко выражена зависимость от игр, необходимо применять кардинальные меры и прибегать к помощи специалистов.

Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии.

ВЫВОД: Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии результаты лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре.

Таким образом, данные исследования будут полезны для разрешения сложившейся ситуации. Результаты исследований вместе с общими мерами профилактики были переданы руководителям кружков с целью доведения до родителей, стоит отметить, что данные исследования не являются критическими и носят рекомендательный характер для налаживания диалога между молодежью и взрослым поколением.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Двадцать первый век стал временем невиданных недугов и странных диагнозов.

Среди новых недугов есть и страшные, временами смертельные – птичий грипп, атипичная пневмония, современные мутации коронавируса. Есть и такие, что раньше не удавалось диагностировать – дислексия, редкие ферментопатии. Есть и сомнительные с точки зрения обывателя: синдром хронической усталости, целюллит, зависимость от игр.

Человек — существо разумное и мыслящее, и информация имеет для него огромное значение. А компьютер — мощный инструмент хранения и обработки всех видов информации. Уровень развития программного обеспечения компьютера в современном мире создает иллюзию реальности, в которую и попадает человек.

Всемирная сеть Интернет создала возможность интерактивного общения. Установлено, что наиболее привлекательно это общение для неуверенных в себе людей.

Видеоигры. Поклонники — в основном, подростки. Особенность интерактивных игр — мощное звуковое и видео снаряжение, которые создают ощущение реальности. Все это на некоторое время отстраняет человека от окружающего мира. Важно помнить, что большинство игр имеют контекст о насилии и пропаганде агрессивного поведения.

В данной работе была поставлена цель по оценке влияние компьютерной зависимости на молодежь в ПМК ДЮТ объединение творческой молодежи Краснооктябрьского района города Волгограда и предложение рекомендаций по ее профилактике.

Было проведено анкетирование по оценке игровой зависимости у молодежи в ПМК ДЮТ объединение творческой молодежи Краснооктябрьского района города Волгограда. В исследовании принимали участие подростки отдела социально педагогической работы, занятые в группах: "Дзюдо", "Большой теннис", "Музееведение" и "Шахматы".

Сравнительный анализ показал:

1) 13% подростков имеют зависимость от компьютерных игр;

2) 50% подростков находятся в группе риска компьютерной зависимости;

3) 30% подростков - в стадии увлеченности;

4) 2% подростков не подвержены риску.

Также были выявлены основные причины возникновения компьютерной зависимости у опрошенных:

1. Скромность, зажатость в общении;

2. Наличие свободного времени;

3. Скука, апатия;

4. Агрессия, злость;

5. Проблемы в семье.

На основе полученных данных были разработаны рекомендации социально-педагогической профилактики зависимости молодежи от компьютерных игр.

Туда вошли меры по привлечение родителей к процессу профилактики, а также введение дополнительных занятий для подростков в кружках, в особенности, кружок "Информатики", который поможет подросткам по-другому взглянуть на значение компьютера в жизни человека.

Данные исследования будут полезны для разрешения сложившейся ситуации. Результаты исследований вместе с общими мерами профилактики были переданы руководителям кружков с целью доведения до родителей, стоит отметить, что данные исследования не являются критическими и носят рекомендательный характер для налаживания диалога между молодежью и взрослым поколением.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. 2010. Вып.4.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2010, 431 с.)

3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 2012.Т. 19 №1.- С.89-100.

4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2012, 431 с.)

5. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2012 г. стр.32-58.

6. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 2013.- С.13-15.

7. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал "Человек и наука". Февраль 2012.

8. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум // От суждений к вычислениям. М.: - 2011. - С.351

9. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 2012. - С.4-6.

10. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2014. Т.25. № 1. - C.90-100.

11. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2012. - С. 235-250

12. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2012. - С.82-101.

13. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 2011. - С. 112.

14. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2010. - С.251-253.

15. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2010. - С 100-131.

16. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.: Издательство: Педагогика, 2014. Т.4. - С. 432.

17. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского.М., 2010. - С. 431

18. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2011. - С. 198

19. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. Т.5. № 2. - С. 20-27

20. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции // Аддиктология. 2013. № 1. - С.65-77.

21. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2012 - С. 436.

22. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2010. Т.5. Вып.7.

23. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 2011/1. - С. 114-132.

24. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2011. -С. 236.

25. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 2011 № 3. - С. 70-78.

26. Марков Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев: 2012. - С. 199.

27. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред..Е. Войскунского.М., 2010. - С.77-99.

28. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - С. 432.

29. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" // Психологический журнал. 2012. Т.22. № 1. - С.113-117.

30. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2011. - С. 268.

31. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2013. №2. - С.24-29

32. Интернет ресурс: Сайт ПМК ДЮТ объединение творческой молодежи Краснооктябрьского района города Волгограда https://detskiycentr-kr-volg.narod.ru/new_index/index7.htm

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тест К.Янг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: