Наташа (из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” т. 1, ч. 1, гл. VIII)




Ученик 1 группы.

Портрет – один из жанров изобразительного искусства.

И живописцы, и скульпторы, и графики любят работать в этом жанре. А зародилось искусство портрета в глубокой древности.

В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. В бинты мумий (особым образом высушенных тел) на месте лица были вставлены портреты людей. Ученые считают, что они (по месту находки их назвали фаюмскими) писались еще при жизни людей, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты – им меньше двух тысяч лет.

В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина наряду с фаюмскими портретами хранится, например, скульптурный портрет фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до нашей эры.

Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово “персона” - “личность”). Первые парсуны очень походили на иконы, но имели уже сходство с изображаемым лицом. А сходство для портрета очень важно.

Постепенно росло мастерство художников-портретистов, и на свет появились выдающиеся произведения, такие как портрет Федора Шаляпина, Александра Сергеевича Пушкина, М.И. Лопухиной, Струйской, написанные Рокотовым, Боровиковским, Серовым и другими.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

IV. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Ученик 2 группы.

Федор Шаляпин был другом Серова. И естественно, что художник часто рисовал великого певца в минуты отдыха, на природе, в различных позах, ролях.

Однажды Валентин Александрович Серов поставил перед собой задачу создать портрет – монумент, в котором бы выразилась сущность Шаляпина как великого русского артиста.

На нейтрально-сером фоне возвышается богатырская фигура певца, написанная углем и мелом. Это был редчайший случай, когда монументальный портрет в натуральную величину являлся бы портретом-рисунком. Мягко обрисовано лицо, контуры фигуры даны в энергичных линиях. А объем смоделирован опять мягко. Портрет воспринимается как “величественный, сурово-лирический гимн великому артисту”.

Ученик 3 группы.

Пушкин в деревне

Этот пушкинский портрет кисти В. Серова уникален даже среди множества других, созданных Кипренским, Тропининым. По нежности, бережности, гордости, с которыми портрет писался, ему нет равных.

Будто с натуры рисовал его художник: обнаженные деревья ранней осени, прозрачные дали, пустующие поля и скамейка, на которой в очень естественной позе сидит молодой Пушкин. Он задумчив. Черты лица овеяны не то грустью, не то печалью. Знакомые до боли курчавинки обрамляют лоб…

Как прекрасна возвышенная, обаятельная натура поэта! Кажется, “минута – и стихи свободно потекут”.. И хочется удалиться от поэта потихоньку, на цыпочках, чтобы не спугнуть минуту вдохновения.

Учитель:

А теперь взгляните на видеомонтаж.

Оказывается, о многом может рассказать художественный портрет.

Удивительно глубоки по замыслу портреты, иллюстрирующие профессии людей и род их занятий. Восхищает легкость и воздушность балерины Людмилы Семеняки, вызывает уважение хирург, присевший на минутку отдохнуть после тяжелой операции. Наверное, кто-то сегодня впервые увидит первооткрывателя алмазов Л.А. Попугаеву, целеустремленную, смелую девушку, именем которой названы улицы во многих поселках Якутии.

Портрет отражает стремление человека к открытиям и знаниям, любовь к книге.

А можем ли мы без картины А.П. Брюллова представить светскую красавицу Н.Н. Гончарову – жену А.С. Пушкина, или понять думы якута без портрета Мунхалова?

Да, поистине волшебна кисть художника.

Не зря Николай Заболоцкий, поэт, дал высокую оценку мастерству живописцев в стихотворении “Портрет”.

Портрет.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг. Полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Создается портрет и словами. Мастера художественной речи – писатели так ярко изображают героев своих произведений, что они предстают в нашем воображении как живые. Достаточно вспомнить прочитанные произведения, и сразу же возникнет перед глазами целая галерея знакомых героев: Герасим и Татьяна из рассказа И.С. Тургенева “Муму”, Маруся и Соня из “Детей подземелья” В.Г. Короленко, Остапа и Андрея в “Тарасе Бульбе” и другие.

Причем, портрет в литературном произведении имеет даже преимущество над живописным, так как сообщает об изменении в выражении лица или глаз, о голосе, манере держаться, походке, жестах и т.д.

Пожалуй, только на телеэкране можно создать портрет, подобный тому, который мы встречаем в литературе. Хочу заметить, что как художник кистью, так и писатель словами изображает на портрете то, что считает наиболее важным, характерным, особенным.

Давайте вспомним ранее прочитанные рассказы и их героев.

V. ПРЕЗЕНТАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (Домашнее задание, работа в группах).

Группа.

Наташа (из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” т. 1, ч. 1, гл. VIII)

… В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкой, и остановилась посередине комнаты… Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.

Группа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: