Дина (из рассказа “Кавказский пленник” Л.Н. Толстого)




Черный (татарин) понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: “Дина!”.

Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тридцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочена красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась, так что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого.

Аналогичные выступления учащихся 3-й и 4-й групп (Портрет Маруси – “Дети подземелья” В.Г. Короленко, портрет Павлуши – “Бежин луг” И.С. Тургенев).

VI. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Учитель:

На первый взгляд, тема одна – портрет литературного героя. Но так ли похожи представленные материалы. Давайте сравним.

- С чего начинает описание Аси И.С. Тургенев?

(С общего впечатления, произведенного героиней при первом знакомстве).

- Прочитайте это начало.

- Так ли начинает описание Дины Л.Н. Толстой?

- Что более подробно описано в портрете Аси и что у Дины?

- Сравните описание лица Аси и Дины?

- В какой из характеристик больше движения?

VII. ПОРТРЕТ И ДРУГИЕ ВИДЫИСКУССТВА.

Ученик 4 группы.

- А теперь подумайте, есть ли место портрету в других видах искусства? В каких именно?

(Дети догадываются: в архитектуре. Приводят примеры.)

Ученик показывает бюст А.С. Пушкина (работа О.Кипренского, 1827 год) и проводит сопоставительный анализ с портретом А.С. Пушкина:

- Есть ли общее в работах художника и скульптора?

- В чем отличие портрета и бюста?

Звучит музыка П.И. Чайковского.

На фоне музыки ученик ведет рассказ: “Творчество П.И. Чайковского – яркая страница не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. Родился в Пермской области. Получил образование и диплом Училища правоведения в Петербурге, служил в юстиции Министерства и в это время серьезно начал заниматься музыкой. В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию. Чайковский обращался практически по всем музыкальным жанрам и формам. Часто обращался к произведениям литературы, на основе которых создал лаконичные и эмоционально насыщенные музыкальные образы, которые по-другому можно назвать музыкальными портретами.

Послушайте миниатюру-фантазию “Пастушок”.

(Играет ученик).

Учитель:

Оказывается, портретную зарисовку можно создать и музыкой. Слушатель может почувствовать, как от начала к концу произведения меняется душевное состояние героя, каков он.

- Каким вы представляете героя этой маленькой фантазии?

VIII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ.

1. Словарно-орфографическая работа в словарях-справочниках.

Запись на доске.

П о ртрет
П о ртретный
П о ртретист

2. Устное определение лексического значения слова “портрет”.

а) Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Групповой портрет (несколько лиц).
б) (перен.) художественное изображение, образ литературного героя. Литературные портреты.
в) Словесный портрет (в криминалистике: описание наружности человека по определенному методу).

3. Запись в тетрадь по развитию речи сведений, данных учителем.

Учитель:

Запомните, что по источнику можно выделить описание внешности человека:

  • по памяти, на основе жизненного опыта (“Мой братишка (товарищ), каким он был несколько лет назад”, “Портрет друга, с которым я познакомился в лагере”).
  • по специальным наблюдениям, в том числе и по картине (“Моя сестренка (подруга) читает книгу (слушает радио)”).
  • на основе прочитанного (“Мальчики из “Бежина луга” И.С.Тургенева).
  • по воображению (“Портрет моего друга через 10 лет”, “Моя сестренка стала взрослой”).

Учитель:

Описание внешности человека может быть деловым, научным и художественным.

  • На художественных описаниях внешности мы сегодня остановились подробно.
  • Описание внешности этнической группы, расы, национальности, например, портрет африканца, киргизской девушки, якута представляет собой научное описание.
  • А деловое описание мы создадим сегодня на уроке в мини-проекте. Но сначала проведем небольшую разминку.

Определенную сумму знаний (теоретическую) вы получили на уроке. Переходя к практической работе, понимаем, что не избежать нам ошибок. Чтобы их было как можно меньше, сделаем работу над ошибками в работах ваших сверстников.

IX. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.

Карточка № 1 (1-я группа).

Задание: Данные примеры содержат речевые ошибки. Укажите (по возможности) тип каждой речевой ошибки.

1. Я сказал Сереже, чтобы он не возникал.

2. Маруся посмотрела на меня своими коричневыми глазами.

3. В конце аллеи появился молодой юноша.

4. В этом рассказе рассказывается о подвиге русского разведчика.

5. Мне нравятся ихние цветы.

6. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

Карточка № 2 (2-я группа).

Задание: Отметьте нарушения языковой нормы.

1. Я помогаю маме мыть посуды.

2. Он не боялся опасностей и рисков.

3. Мы сделали во дворе большую качель.

4. Один брат был богатей другого.

5. Гаврик рос круглой сиротой.

6. Гринев жил недорослью.

Карточка № 3 (3-я группа).

Задание: Исправьте грамматические ошибки.

1. Я скоро выздоровею.

2. Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны.

3. Я всегда радуюсь хорошей книгой.

4. Справа стоит кровать у моей сестры.

5. Он был похож на смертельно усталым человеком.

6. Крестьянство не успевали убрать урожай.

Карточка № 4 (4-я группа).

Задание:

  • Расставьте ударения, соблюдая орфоэпические нормы:
Из бересты Звонит Создан Начатый
Береста Звонят Создана Взяты
  • Образуйте формы множественного числа от слов:
Договор Профессор Директор Заговор

X. ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА РАБОТ.

XI. МИНИ-ПРОЕКТ ДЕЛОВОГО ОПИСАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Учитель:

1.Сейчас вам предстоит создать за несколько минут мини-проект делового описания.

- Как вы думаете, где используется в жизни такого рода описание?

- Что главное в деловом описании?

(При розыске пропавших. Указать особые приметы описываемого лица.)

2. Постановка задачи:

  • Выберите из своей группы одного человека, представьте, что вы его разыскиваете, и составьте текст делового описания.
  • Подумайте, какие навыки и умения вы приобретете вместе с этим опытом.

3.Самостоятельная работа по плану (план на столе у каждой группы).

План.

1. Возраст.

2. Имя.

3. Одежда.

4. Особые приметы.

4.Слушание проектов.

5.Самоанализ после изучения образца делового описания внешности человека.

Показ через проектор примерного текста:

“Потерялся мальчик четырех лет. Зовут Сережа. Одет в спортивный костюм зеленого цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается.

Нашедших (видевших) просим …”.

Результат работы 1 группы:

“Разыскивается мальчик в возрасте тринадцати лет. Зовут Фаткин Иван Анатольевич. Рост 1 метр 45 сантиметров. Одет в деловой школьный костюм темно-синего цвета. Обут в черные туфли. На правой щеке родинка. Лицо в конопушках. Полноват, немного сутулится.

Просьба позвонить по телефону… или обратиться в отделение милиции по телефону…”.

XII. ИТОГ УРОКА. ВЫВОДЫ.

В жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Этот вид работы требует умения видеть характерные детали внешности человека, а значит, развивает наблюдательность, учит давать информацию точно, кратко, “по-деловому”.

Пример - передача “Жди меня”.

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать портрет о своем товарище, друге.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: