Лексические характеристики текстов, выполняющих PR-функции




 

Современное общество представляет собой множество «производителей» и «потребителей» информации. Информацию, исходящую от субъекта коммуникаций, носящую открытый характер и направленную на конкретные социальные (целевые) группы называют PR-информацией.коммуникация это форма социальной коммуникации, выстроенная с учетом маркетинговых задач компании, направленная на определенную целевую аудиторию и призванная информировать с целью определить и улучшить ее отношение к субъекту коммуникации в рамках действующих законов и этических норм. PR существует в различных жанровых разновидностях, каждая из которых имеет четко определенные стилевые и лингвистические характеристики и выполняет ту или иную прагматическую функцию.

Одним из главных жанров PR-коммуникации является пресс-релиз, который понимается как текстовая информация для внешних аудиторий, выполняющая информирующую и воздействующую функции. Пресс-релиз в изначальном виде преимущественно распространяется в сети Интернет, однако, в отличие от многих сетевых жанров, он не является интерактивным текстом; это расширяет коммуникативные возможности и позволяет дополнить собственно вербальную коммуникацию различными аудиовизуальными материалами.

Пресс-релиз содержит потенциал изменения стилистического уровня подачи информации в зависимости от коммуникативно-стратегических целей, применительно к той или иной целевой группе. Коммуникативной задачей текста является поддержание контакта с целевой аудиторией, создание стабильно позитивного образа компании в ее глазах посредством информирования о важных событиях в жизни компании, при условии соблюдения корпоративных норм и стандартов коммуникации.

Особенностью пресс-релиза как средства коммуникации является ориентация на внешнюю аудиторию (тогда как PR-тексты могут создаваться как для внешних, так и для внутренних аудиторий).

Коммуникативная схема пресс-релиза подразумевает имплицитное присутствие адресанта, который формирует PR-текст и организует коммуникацию в соответствии с ранее созданной коммуникативной стратегией, с учетом внешней информации и групп адресатов (представителей целевых аудиторий). При этом уникальной особенностью пресс-релиза является тот факт, что адресант часто отождествляется с субъектом сообщения, поскольку создает текст о себе (коллективный автор).

Пресс-релиз является примером монологической, формально односторонней вербальной коммуникации, он вписан в экстралингвистический информационный контекст, характеризуется композиционной целостностью, стилистическим и тематическим единством текста, и допускает классификацию текстов по тематическому принципу. Среди стилистических характеристик пресс-релиза важно отметить конкретность и релевантность, точность и однозначность, экспликативность, аргументированность, фактологическую полноту и идеологичность (тематический центр пресс-релиза сосредоточен на компании, поэтому текст отражает ее корпоративные ценности, приверженность определенным идеалам: защита окружающей среды, социальная ответственность и пр.).

Пресс-релиз является межстилевым текстом, т.к. способен сочетать в себе черты различных функциональных стилей (газетно-публицистического, официально-делового, художественного, научного). Стилевые колебания в рамках новостного поля компании объясняются тематическим варьированием. Выбор лексико-грамматических средств зависит от соотношения информативности и экспрессии в каждом конкретном тексте и актуальности информации.

В пресс-релизе актуальна проблема «автор-читатель». Можно выделить три функции автора (адресанта): информатор, комментатор и спикер. Последние две являются инструментами введения оценочных коннотаций в текст, тогда как автор-информатор «отвечает» за релевантность и манеру подачи сообщения внешним целевым аудиториям.

Композиция пресс-релиза обусловлена коммуникативно-стратегическими целями текста. Довлеющий прием расположения информации в тексте можно определить как антикульминацию, т.е. сообщение самой важной информации в начале текста, а деталей и дополнений в конце. Пресс-релиз имеет констатирующий характер, во многом предопределивший структурную стандартность изложения, которая позволяет делать текст легко воспроизводимым в схожих условиях.

Лексико-грамматическое оформление пресс-релиза является его ведущим жанрообразующим элементом, формируя информационную и экспрессивную составляющие текста. Среди главных лексических особенностей пресс-релиза можно назвать лексическую связность заглавия, лида и основного текста отдельно взятого пресс-релиза, а также текстов одной компании между собой; повторы (использование синонимов и способов повтора уже сообщенной информации); использование терминологической лексики (в первую очередь, специальной отраслевой и финансово-экономической); использование заимствований терминологического характера из других языков; преимущественное употребление слов в их прямых значениях без коннотативно-окрашенных контекстов.

Лексические средства могут выполнять функцию организующего центра для нескольких сообщений, в частности, компания Apple использует идею «революции» в значении «качественных инноваций в технике»: «Компания Apple начала подлинную революцию персонального компьютера»; новый «революционный» магазин приложений» и др.

Использование лексической или контекстуальной синонимии обусловлено однотемностью текста и тем, что степень подробности информации увеличивается в основной части текста. Повторы могут иметь целью воздействие на реципиента (например, убедить его в верности информации): «отозвался об организационных инновациях, оперативных инновациях и инновациях бизнес-моделей». Монотемность и стереотипность шаблона может создавать клише для его написания, повторяющиеся из текста в текст, и даже в рамках одного и того же текста. Использование языковых шаблонов характерно в первую очередь для текстов, предназначенных для внешних аудиторий. В частности, в пресс-релизах, посвященных кадровым назначениям при сообщении о профессиональном опыте используется формализованное клише: «занимал различные должности / выполнял различные задачи в направлении / в области...».

Терминологическая лексика в пресс-релизе применяется при повествовании о событиях, связанных с отраслевой и финансовой деятельностью компании. Таким образом, под терминологией в данном случае понимается специальная финансово-экономическая (выплата дивидендов) и отраслевая лексика (ограниченный поток при добыче нефти), которая незаменима для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах, предназначенных для подготовленного читателя. Также в текстах встречаются неассимилированные заимствования терминологического характера, например «cash-flow - денежный поток, движение платежей». В случае если пресс-релиз представляет собой заявление антикризисного характера, в тексте может присутствовать юридическая лексика и терминология («риски и неопределенность», «наложить санкции в размере», «выполнение нормативных и законодательных актов»). Не менее значимы при передаче терминологических значений аббревиатуры. К примеру, пресс-релизы SEAT, посвященные описанию новых комплектующих для автомобилей, используют ряд профессиональных сокращений, таких как CV (Control Valve - регулирующий клапан).

Важной характеристикой пресс-релиза является частое обращение к лексическим средствам других языков. В первую очередь, речь идет об англицизмах, что обусловлено восприятием английского в качестве языка международного общения.

Другой особенностью лексического оформления текста является его метафоричность. Предпочтение в тексте отдается скорее «стертым», «устоявшимся» в языке метафорам. Вместе с тем, метафорические значения, даже ставшие привычными, сохраняют отдельные черты национальной языковой ментальности и могут содержать компонент оценочности, который дополняет образную картину сообщения. В целом, лексика пресс-релиза содержит идею «положительной» оценки будущего. Отбор лексических средств производится с учетом их информативного содержания и потенциала воздействия на читателя в конкретном экстралингвистическом контексте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: