Погребальный культ и культ предков,представления о загробном мире.




Днепропетровский Национальный университет имени Олеся Гончара. Факультет общественных наук и международных отношений. Кафедра философии

Реферат

На тему:

«Религия в современной массовой культуре»

 

Выполнила: Проверил:

Студентка группы УЯ-12-1 доктор философских наук, профессор:

Покровкова София Шевцов Сергей Викторович

Религия древних славян

Вступление

 

В первые века нашей эры многочисленные славянские племена занимали обширные территории на востоке Европы: от побережья Балтийского моря на севере дор Дуная на юге, от Дуная на западе до бассейна Днепра и дальше на восток до Оки.

К славянским народам относят предков нынешних поляков, словаков, чехов, составляющих западную их группу. К восточным славянам причисляют предшественников современных русских, украинцев, белорусов.

Южную ветвь составляют предки нынешних болгар, сербов, хорватов и словенцев. Здесь нужно отметить,что отдаленные славянские народы не были объединены ни экономически, ни политически. Точно также никогда не существовало единой славянской религии. Понятно, что у каждого племени существовали свои культы и верования. В то же время многие обряды могли быть похожими у разных народов, и в религии различных славянских племен было немало общего.

О жизни и быте славян писал Прокопий Кессарийский: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден». (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.»

В данной работе мне хотелось бы раскрыть всю красоту славянского языческого мира, и изменить представление о язычестве, как о примитивном и, в некотором смысле, убогом мировоззрении наших предков.

 

Сваты. Русь языческая.. Автор: Лаврентьев

Погребальный культ и культ предков,представления о загробном мире.

Долгое время у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян сохранился культ почитания предков, который был связан с погребальным культом. На всей территории, на которой когда-то проживали славяне встречаются 2 типа могил: с трупосожжением и трупоположением. Исходя их этого, можно сказать, что у древних славян-язычников практиковались оба обряда, однако трупосожжение преобладало и было более типично. В случае трупоположения как правило покойника укладывали ногами на восток и лицо,таким образом, всегда было обращено к восходящему солнцу. По сей день при захоронении трупов в могилы сохранилось множество языческих обычаев.

В основном погребальный славянский языческий обряд заключался в том. Что тело умершего с плачем и пением доставлялось на кладбище, скорее всего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена. Там из поленьев был сложен костер, на который укладывали покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которое он часто носил при жизни. После этого родственники поджигали костер.Затем пепел складывали в урну, к которую складывались также и дары, которые должны были служить умершему в загробной жизни. Предки наши верили, что загробная жизнь походит на земную и умершим понадобится их имущество. После погребения совершали на могилах тризны (поминки), которые сопровождались песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями и пирами.

Язычники-славяне почитали души предков, которые назывались Род и Рожаницы. Род считался творцом вселенной. Рожаницы — Хозяйки мира, Прародительницы. Их изображали в виде двух фигур со сросшимися туловищами и головами. Им тоже приносили жертвы, почитая как своих берегинь.

Считалось, что душа, живя на земле, принимает различные виды, но этим не исчерпывается вся полнота представлений предка-язычника о загробной жизни души. Жизнь души, по его представлению, подвержена различным изменениям, согласно с изменением самой природы. Что делалось с природою, то же самое происходило, по представлению древнерусского человека и в мире загробном с душами умерших. Так, с наступлением зимы, когда вся природа коченела, предку казалось, что и души приходили в состояние, подобное сну и смерти; скованные стужею и морозом, они подвергаются оцепенению и пребывают печальными узниками, заключенными в темные, холодные места. Есть и поверье, что во время зимы мертвецы испытывают холод, мрак и тоску, поэтому накануне Рождества Христова и Крещения поселяне жгут посреди дворов навоз, чтобы усопшие могли на том свете немного согреться. Одно же древнее верование говорит, что Карачун в декабре месяце будит мертвецов, разбрасывая их кости, и они выходят из своих гробов.В декабре же месяце у древнего предка был праздник Коляды. Это праздник поворота солнца на лето и вообще возрождения благодатных сил природы. В этот праздник происходило угощение умерших, на что указывает сохранившийся до настоящего времени обычай в Украине и Белоруссии вечером перед Рождеством Христовом и Новым Годом есть кутью, медовую сыту и подобные поминальные кушанья; угощение же происходило в силу того, чтобы не только принести жертву умершим предкам, но и чтобы задобрить пробуждающихся к жизни вместе с природой от зимнего сна мертвецов. Русалки (которые, как мы знаем, считались за души умерших), по народному верованию, появляются только весной, а остальное время года они спят в своих хрустальных дворцах

 

 

Весною же, когда вся природа пробуждалась от зимнего сна, так сказать, возрождалась, то вместе с природою возрождались и души умерших к жизни, радости и вступали в деятельность, вызывая главным образом разные атмосферные явления. У простого народа даже до сего времени сохранилось поверье, что грозу и дождь производят умершие. Верит народ и в то, что мертвецы могут творить бездождие, посылать засухи, стужи и пр. Эти разрушительные явления народ особенно приписывает утопленникам, удавленникам, опойцам. Кроме указанного представления у предка было и другое, по которому загробная жизнь души носила такой же чувственный характер, как к земная. Предок, однако, шел и дальше в представлении загробной жизни души. Ему казалось, что положение человека на земле вполне определяет и положение души его в загробном мире. На земле жили простые поселяне, ремесленники, воины, и предку казалось, что и за гробом каждый умерший из этих сословий останется тем же, чем был при жизни: пахарь найдет там себе поле и луга и будет их обрабатывать, ремесленник будет заниматься тем же ремеслом, каким занимался при жизни, а воин — сражаться и охранять владения.

«Похороны древнеславянского князя» Автор: Семирадский

М. Васнецов «Тризна»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: