Темы курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению




Курсовая работа - самостоятельная работа студента, направленная на закрепление и углубление знаний по дисциплине "Финансы и кредит".

Курсовая работа на основе индивидуального задания выполняется на базе литературных материалов и материалов, собранных непосредственно в органах законодательной и исполнительной власти РФ, учреждениях финансово-кредитной сферы.

Задачи курсовой работы на основе индивидуального задания:

-закрепление, углубление,расширение и систематизация теоретических знаний по одной или нескольким темам курса;

-приобретение опыта работы с литературой, сбора, обработки и использование первичной информациидля анализа и выявления тенденций в сфере финансов и кредита;

-развитие навыков самостоятельной работы, а также навыков практического применения полученных знаний в области финансового планирования, бюджетного прогнозирования, финансового контроля и т.д.;

-формирование у студентов творческого подхода к обоснованию социально-экономическойцелесообразности государственных мероприятий в системе финансов.

При выполнении курсовой работы студент должен показать умение использовать теоретические знания, полученные при изучении дисциплины «Финансы и кредит», для решения задач в области финансовых отношений.


1. Объем и выбор темы курсовой работы

Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки объемом 25 - 30 страниц рукописного или 20 - 25 страниц машинописного текста. Графическая часть может быть представлена таблицами, схемами, чертежами, диаграммами и др.

Объем работы должен соответствовать времени, отведенному для этой цели учебными планами (45 - 60 часов).

Тема курсовой работы должна охватывать комплекс вопросов (проблем), которые рассматриваются в курсе "Финансы и кредит". При выборе темы курсовой работы рекомендуется учитывать направления совершенствования государственной финансовой политики, актуальные потребности конкретных финансовых органов и институтов, опыт работы и интересы студента.

Выбор темы курсовой работы, выполненной на основе индивидуального задания, можно производить с учетом возможной темы будущей дипломной работы, так как это позволяет целенаправленно работать в течение всего периода обучения и уменьшать затраты времени на подготовительный период (ознакомление с литературой, сбор материалов и др.) при дипломировании.

2. Содержание расчетно-пояснительной записки

Расчетно-пояснительная записка курсовой работы состоит из теоретического, расчетно-аналитического и проектного разделов.

Теоретический раздел должен содержать объективный методологический подход к рассмотрению изучаемого в курсовой работе вопроса. В основе объективного методологического подхода лежит понимание специфики финансов. По определению, финансы - это обусловленная фактомсуществования государства и необходимостьюобеспечения выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, в курсовой работе должно отразиться понимание финансов как экономической категории.

Совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов (доходов), а также различной ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической системе образует систему финансов. Система финансов состоит из общегосударственных финансов, местных финансов и финансов предприятий и учреждений. Центральными звеньями общегосударственных финансов являются федеральный бюджет и региональные бюджеты. В состав общегосударственных финансов входят также государственный кредит и система специальных (внебюджетных) и целевых фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др. Составной частью общегосударственных финансов является страхование, если в качестве субъекта собственности страховых ресурсов выступает государство.

Местные бюджеты, являющиеся основным звеном местных финансов, включают городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

В курсовой работе необходимо, основываясь на системном и комплексном подходе, раскрыть назначение и функции денежного фонда, являющегося объектом исследования.

В первом разделе расчетно-пояснительной записки рассматриваются также методические вопросы, связанные с процессом управления финансами, функционированием финансового механизма, финансовой политикой государства. Этот раздел выполняется на основе современной специальной литературы, специальных периодических изданий, нормативных материалов, материалов конференций, других литературных источников. Выполнение данного раздела должно составить логическую базу для последующих частей курсового проекта.

Расчетно-аналитический раздел содержит результаты анализа фактического состояния изучаемого вопроса. Для проведения анализа используются определенные методы и инструментарий.

Метод сравнения предполагает сопоставление фактических значений показателей, характеризующих какой-либо аспект изучаемого вопроса, с плановыми или базисными значениями. Например, при анализе исполнения федерального бюджета показатели отчетного периода сравниваются с данными Федерального закона о федеральном бюджете.

Метод группировки позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений, их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных подстановок заключается в замене отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный результат.

В качестве инструментария для анализа бюджетов могут использоваться бюджетные коэффициенты, выражающие отношения одних абсолютных показателей к другим. Бюджетные показатели могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории и с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

В ходе аналитической работы могут проводиться:

1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели рассматриваемого денежного фонда с показателями за прошлый период, а также плановые показателя с фактическими;

2) вертикальный анализ, в результате которого определяется структура денежного фонда, доля отдельных составляющих в итоговом показателе и их влияние на общий результат;

3) факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния
отдельных факторов на количественные характеристики изучаемых аспектов финансов и кредита;

4) трендовый анализ, в ходе которого выявляются тенденции изменения
финансовых показателей, и прогнозируется значение показателей в будущем.

Рассмотрим более подробно порядок выполнения расчетно-аналитического раздела курсовой работы на примере бюджетного анализа.

Цели бюджетного анализа:

-оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

-обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;

-обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

-выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

-выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

-выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

-определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

-выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета;

-подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

-определение уровня финансовой самодостаточности территорий, состояние базы их собственных доходов;

-определение уровня устойчивости территориального бюджета;

-выявление факторов, воздействующих на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

-оценка приемлемости и справедливости с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

В ходе анализа бюджета могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели - бюджетные коэффициенты, выявляться тенденции развития бюджетных показателей, оцениваться в качественной и количественной форме влияние факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

-анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;

-анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

анализ показателей сводного финансового баланса;

-анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

-анализ расходной части проекта бюджета по направления использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

-анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

-анализ исполнения плана расходов по направления финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

-анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

-анализ кассового исполнения бюджета.

В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивым;

2) нормальным;

3) неустойчивым;

4) кризисным.

Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Рм<Дс+Др,

где Рм - минимальные расходы бюджета, под которыми понимаются средства финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению;

Дс -собственные доходы бюджета;

Др -регулирующие доходы бюджета.

Нормальное состояние бюджета возможно при условии:

Рм =Дс+Др,

Неустойчивое состояние бюджета характеризуется соотношением:

Рм =Дс+Др+Дд,

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.).

Кризисное состояние бюджета характеризуется соотношением:

Рм>Дс+Др+Дд.

Для определения степени устойчивости бюджета используются следующие количественные критерии:

Дс/Д - доля собственных доходов в общей сумме бюджетных доходов Др/Д - доля регулирующих доходов в общей сумме бюджетных доходов 3/Р - доля бюджетной задолженности в общей сумме бюджетных

расходов.

В зависимости от значений указанных критериев состояние бюджета

характеризуется как абсолютно устойчивое, нормальное, неустойчивое.

Если Дс/Д = 60 -70 %, Др/Д =30 -40 %, 3/Р = 10 -15 %, то состояние бюджета считается абсолютно устойчивым.

Если Дс/Д = 40 -50 %, Др/Д =50 -60 %, 3/Р = 30 -35 %, то состояние
бюджета классифицируется как нормальное.

Если Дс/Д = 5 -10 %, Др/Д = 90 -95 %, 3/Р=40 =50 %, то состояние бюджета считается неустойчивым.

Для анализа бюджета могут быть использованы следующие коэффициенты:

1)коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов

Крс=Др/Дс;

2) коэффициентавтономии
Ка=Дс/Д;

3) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами

Кор =Дс/Рм;

4) коэффициентбюджетного покрытия
Кбп =Д/Рм

5) коэффициент бюджетной задолженности
Кбз -3/Р;

6) коэффициент бюджетной результативности региона
Кбр =Дт/Ч;

где Дт - территориальные бюджетные доходы;

Ч - среднегодовая численность населения региона;

7)коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кбо =Р/Ч.

 

Бюджетные коэффициенты позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, с аналогичными показателями бюджетовдругих территорий.

Проектный раздел курсовой работы должен содержать предложения и рекомендации по улучшению управления финансами, сформированные на основе положений теоретического и аналитического разделов. По этим предложениям должно быть произведено их обоснование, могут быть разработаны планы и процедуры реализации, оценка результативности.

Объем разделов расчетно-пояснительной записки в общем случае должен быть: теоретический - не более половины; аналитический - не более одной четверти; проектный - не более одной четверти.

3. Организация выполнения и защиты курсовой работы

Изучив рекомендуемую тематику (см. Приложение), студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы и согласует ее с руководителем. Организация выполнения курсовой работы включает:

-выбор и согласование темы курсовой работы;

-подбор и изучение соответствующей литературы;

-разработку примерного плана и содержания курсовой работы;

-разработку плана выполнения работы в календарном разрезе (сроки окончания работы и защита);

-разработку форм сбора исходных данных в учреждениях финансово-кредитной сферы;

-выбор методов обработки исходных данных, позволяющих оценить фактическое состояние изучаемого предмета;

-формулирование конкретных предложений и разработка рекомендаций совершенствования финансового механизма;

-оформление расчетно-пояснительной записки;

-представление курсовой работы руководителю и уточнение сроков защиты.

Приложение

Рекомендуемые темы курсовых работ по дисциплине «Финансы и кредит»

1.Развитие форм государственного кредита в современных условиях.

2. Доходы местных бюджетов в современных условиях.

2. Государственный долг Российской Федерации и совершенствование управления им на современном этапе.

3. Актуальные проблемы формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования.

4. Государственный долг России и проблемы его погашения.

3. Государственные ценные бумаги Российской Федерации.

5. Государственные органы управления финансами в России.

6. Актуальные проблемы формирования и использования Фонда социального страхования.

7. Государственный финансовый контроль и его развитие в современных условиях.

10.Бюджетный процесс: содержание и развитие в современных условиях.

11. Проблемы формированиядоходной базы Федерального бюджета в текущем году.

12.Финансовые методы регулирования экономики.

13.Финансовый механизм: сущность, структура, направление воздействия наэкономику.

14.Расходы Федерального бюджета России в современных условиях.

15.Расходы региональных (областных) бюджетов в современных условиях.

16.Бюджетный кодекс Российской Федерации и его роль в развитии системы финансов государства.

17. Роль государственных внебюджетных фондов в системе финансов.

18. Проблемы государственного Пенсионного фонда в текущем году.

19. Структура и состав местных финансов.

20. Расходы местных бюджетов в современных условиях.
21. Финансовая политика России на современном этапе.

22. Доходы региональных (областных) бюджетов в современных условиях. 23. Финансовые проблемы регионов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: