Вариант 1 Эволюция.
1. Укажите примеры предупреждающей окраски как формы приспособленности организмов к условиям внешней среды
1. чередование чёрных и жёлтых полос на брюшке у осы
2. песчаная окраска спинной стороны тела донных рыб
3. жёлто-бурый цвет шерсти грызунов пустыни
4. чёрные пятна на красных крыльях у божьей коровки
5. белая окраска полярной куропатки зимой
6. яркая окраска гусениц некоторых бабочек
2. Прочитайте текст. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните
Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.
3. Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует
ПРИМЕР | ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ |
A. развитие жаберного дыхания у рыб и раков B. обтекаемая форма тела у рыб и китов C. окраска шерсти у серой и чёрной крыс D. разная форма клювов у большой и хохлатой синиц E. наличие крыльев у птиц и бабочек | 1. дивергенция 2. конвергенция |
4. Установите соответствие между характеристикой вида Дикобраз азиатский и критерием
ХАРАКТЕРИСТИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. Животные ведут ночной образ жизни. B. Животные питаются растительной пищей. C. Беременность самок длится 110–115 дней. D. У самки выделяется молоко после рождения детёнышей. E. Лапы снабжены длинными когтями. F. Самые длинные и более редкие иглы растут на пояснице животных | 1. морфологический 2. физиологический 3. экологический |
5. Установите соответствие между примером приспособления и его значением в жизни
ПРИМЕР | ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ |
A. изменение окраски тела B. наличие стрекательных клеток C. способность впадать в спячку D. мигрирование в поисках пищи E. сезонное изменение густоты шерсти F. наличие игл на спине | 1. защита от врагов 2. перенесение неблагоприятных условий |
6. Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формой
ПРИМЕР БОРЬБЫ | ФОРМА БОРЬБЫЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ |
A. токование самцов глухарей в брачный период B. соподчинение особей шимпанзе в стаде C. обитание клеща в коже человека D. взаимодействие рабочих пчёл разных ульев E. обитание щуки и карася в одном водоёме F. произрастание берёзы бородавчатой и берёзы повислой в смешанном лесу | 1. внутривидовая 2. межвидовая |
7. Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции
ВИД | НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ |
A. одуванчик обыкновенный B. домовая мышь C. латимерия D. лотос ореховидный E. австралийская ехидна F. заяц русак | 1. биологический прогресс 2. биологический регресс |
Пользуясь рисунком
определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция? |
9. Установите соответствие между признаком и способом изоляции особей популяции
ПРИЗНАК | СПОСОБ ИЗОЛЯЦИИ |
A. территориальная разобщённость особей B. образование северной и южной популяции вида C. невозможность скрещивания из-за разных сроков созревания половых клеток D. разделение ареала географическими преградами E. разные сроки цветения особей одного вида растений | 1. пространственная 2. репродуктивная (биологическая) |
10. Установите соответствие между характеристикой вида Дикая свинья (кабан) и критерием
ХАРАКТЕРИСТИКА | КРИТЕРИЙ ВИДА |
A. Свиньи предпочитают дубовые и буковые леса. B. Способ добывания пищи – рытьё земли. C. Свиньи ведут дневной образ жизни. D. Число поросят в выводке зависит от упитанности самки и её возраста. E. Окраска особей – от светло-бурой или серой до чёрной, поросята полосатые. F. Животные ведут стадный образ жизни | 1. морфологический 2. физиологический 3. экологический |
11. Установите соответствие между примером и группой доказательств эволюции животных
ПРИМЕР | ГРУППА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A. окаменелости моллюсков B. скелетные останки мамонта C. жаберные щели у хордовых D. личинка насекомого в янтаре E. нервная трубка у рыб F. хорда у позвоночных | 1. палеонтологические 2. эмбриологические |
Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
1. образование корнеплодов у моркови
2. наличие зацепок у плодов репейника
3. образование клубней у картофеля
4. развитие проводящей ткани у растений
5. образование плодов у покрытосеменных растений
6. возникновение фотосинтеза
13. На рисунке представлена схема видообразования по Ч. Дарвину. Какой эволюционный процесс приводит к образованию изображённых на рисунке III новых видов? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?