Эффективность массовой коммуникации.




Эффективность СМК - отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Если в результате деятельности СМК имеется продвижение к намеченной цели, к положительному резуль­тату, то можно говорить об их эффективности.

Цели адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественно­го мнения, соответствующих взглядов на социальную действитель­ность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании и др.

2 группы критериев эффективнос­ти деятельности СМК:

  • критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убежде­ния, социально-психологическое состояние людей, направлен­ность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
  • критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социаль­ных групп.

Характеристика эффективности СМК – численность аудитории, которую данное средство ох­ватывает своим информационным воздействием. Для печатного из­дания эта характеристика условно оценивается через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания.

Мера эффективности — степень реализации целей, соответствующих-потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.

Уровень эффективности СМК и их конкретное проявление обусловлены:

  • характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;
  • технической, технологической, научной и интеллектуальной возможностью процесса их распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений;
  • степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоение аудиторией содержания передаваемой информации, степень воплощения идей, задач, теоретических установок в практическую социальную реальность.

Результатами, которых добиваются СМК, являются эффекты - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.

Эффекты проявляются как:

  • возникновение каких-то новых «образований» (знаний, мнений, идей, стремлений и др.);
  • коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;
  • переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.

Именно система эффектов, которых желает добиться то или иное СМК, и определяют задачи и совокупность целей коммуникатора.

Эффективность СМК — явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, пост Следовательно, эффективность СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивид ном сознании, а также изменение в поведении социальных под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможно практического применения данной информации.

В связи с этим выделяются критерии эффективности на личностном уровне и уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информации конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям след отнести:

  • приобретение информации, необходимой для жизнедеятельности;
  • изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.);
  • приобретение личностью особых морально-нравственных и ду­ховных ориентиров;
  • социализация и ресоциализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;
  • осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.

Критерии эффективности СМК на уровне социальных групп прежде всего показывают, насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы, и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественных групп. На уровне социальных групп важным критерием выступает изменение общественного под воздействием социальной информации.

Главным содержанием эффективности СМК выступают: донесе­ние информационных сообщений до аудитории в том контексте, который составлен коммуникаторами; освещение событий с осо­бой точки зрения, представляющей прежде всего позицию комму­никатора; создание особого морально-психологического состояния в конкретных социальных группах или у всей аудитории; формиро­вание психологической готовности социальных групп к активным действиям и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: