ТЕХНОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРСКИХ




Необычная система обучения, предоставляющая каждому учащемуся, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании технологиЯ французской мастерской или Ателье появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН – это сокращенное название «Французской группы нового образования» - добровольный творческий союз ученых и практиков. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и другие; в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис – известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, впоследствии в роли президента ЖФЭН стала его жена и соратник Одет Бассис.

В последние годы метод французской мастерской используется во многих странах мира, так как идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизации и аксиологизации (ценностно – смысловая направленность) образования и воспитания, интересу к индивидуальности, стремлению воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. В педагогической печати и в настоящее время появляются статьи, сборники, монографии, посвященные развитию теории и практики «нового образования», которые свидетельствуют о том, что, обращаясь к французским методам, педагоги создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями. М.Б. Багге, Н.И. Белова, М.Г. Ермолаева, И.А. Мухина провели анализ достоинств французской мастерской, сравнивали их с традиционными уроками, показали потенциал мастерских по развитию творческих способностей детей и взрослых. Французская мастерская - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

1. не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

2. не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

3. не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

 

4. не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Для технологии французской мастерской характерны следующие принципы:

1. ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера;

2. право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки;

3. безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;

4. предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по-своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя;

5. значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы;

6. диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, с научным или художественным авторитетом – необходимое условие. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура;

7. организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждой или целой группы. Все это содействует появлению чувства свободы;

8. решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не задает вопросов и не отвечает на них.

Ценными, таким образом, для технологии мастерских являются:

1. отношение учителя к ученику как к равному;

2. не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации, самостоятельного решения творческих задач;

3. плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;

4. умение работать в команде;

5. критичность мышления;

6. выступление в роли лидера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: