Принципы, правила и этапы французских мастерских




Мастерская построения знаний задумывается как поиск, как столкновение с миром, который предстоит познать, как разрыв с прежним знанием, которое заново осознается на мастерской и заменяется новым (А. Бассис). Цель мастерской – преобразовать мир человека, позволить учащемуся искать себя и стать, в конце концов, собой, разбудить в нем чувство достоинства, уважения и принятия себя, открыть себя для себя и других, научить его росту, направить его развитие.

 

 

Закон мастерской – делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет точных методик по проведению мастерской, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свою мастерскую.

Для методов ЖФЭН характерны:

- отношение учителя к ученику, как к равному себе;

- самостоятельное «строительство» знаний учащимися;

- уважительное отношение к мнению другого;

- новый тип педагога.

Обобщение опыта работы французской мастерской дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:

1. мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

2. в процессе занятий мастер обращается к чувствам учащегося, пробуждает в нем интерес к изучаемой теме;

3. он работает вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знаний;

4. мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы;

5. важную информацию он подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся;

6. исключает официальное оценивание работы учащегося, но через социализацию и афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции;

Мастерская выступает как форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность учащихся и, вместе с тем, предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы. Система заданий – это альтернатива простой передаче информации. Этапы мастерской:

Индукция (наведение) - предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для этого учитель использует набор индукторов - индикаторов, которые "натолкнут" ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения. Задача педагога (мастера) при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность. В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово, стихотворение, неизвестное понятие, термин, изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события, непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка. Независимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.

Самоконструкция, следующий этап мастерской, представляет собой этап индивидуальной работы. На данном этапе осуществляется переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

Социоконструкция - третий этап, на котором организуется парная работа. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

Социализация - на этом этапе процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Афиширование - следующий этап технологии французской мастерской. На данном этапе результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской (класса) в процессе "презентация" различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов и т.п. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, "официальное" признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

Разрыв - шестой этап. На данном этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Учитель создает условия для возникновения у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. В результате чего происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.

Одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников. В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподаванияи других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться. План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

В заключении хотелось бы отметить, что в мастерских приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учится осознавать себя в деятельности, происходит раскрытие их индивидуальности, является широким пространством для деятельности и развития творческого потенциала личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: