Другие книги серии « Сант Мат» – Путь Мастеров 2 глава




29 Со­ами Д­жи. Со­ами Шив Дай­ял­ Сингх(1818—1878) —ве­ли­кий Свя­той из Аг­ры. Учи­тель Джай­мал Синг­ха.

 

Так, в Пенд­жа­бе мис­сию Со­ами Джи пе­ре­нял Ба­ба Джай­мал Сингх30, за­тем по­сле­до­вал Его зна­ме­ни­тый ду­хов­ный сын и пре­ем­ник Ха­зур Са­ван Сингх Джи31, чья Ми­лость сей­час сия­ет во всем ми­ре яр­че, чем пре­ж­де, че­рез «Ру­ха­ни Сат­санг»32 с его цен­тром в Де­ли (Ин­дия) — об­щий фо­рум, где вре­мя от вре­ме­ни встре­ча­ют­ся ре­ли­ги­оз­ные дея­те­ли как Ин­дии, так и за­ру­бе­жья.

 

30 Ба­ба Джай­мал Сингх Джи. Так­же из­вес­тен как Ба­ба Джи (1839—1903) — Мастер Ба­ба Са­ван Синг­ха.

31 Ха­зур Са­ван Сингх Джи (1858—1948). Ро­дил­ся в Пенд­жа­бе, ин­же­нер, уче­ник и пре­ем­ник Ба­ба Джай­мал Синг­ха, жил в Беа­се, учи­тель Сант Кир­пал Синг­ха.

32 «Ру­ха­ни Сат­санг». Ру­ха­ни — встре­ча. Сат­санг — ме­сто, где го­во­рит об Ис­ти­не Сант-Сат­гу­ру (прим. пер.).

 

Они ста­ра­ют­ся сце­мен­ти­ро­вать че­ло­ве­че­ст­во, де­тей Еди­но­го Бо­га, в еди­ное брат­ст­во на­ро­дов, не­взи­рая на их со­ци­аль­но-ре­ли­ги­оз­ные раз­ли­чия и раз­ли­чия са­мих стран, в ко­то­рых они жи­вут.

Ко­гда Свя­тые по­ки­да­ют мир, их бес­цен­ный ду­хов­ный опыт, при­об­ре­тен­ный ими во вре­мя по­ис­ков Ис­ти­ны, со­би­ра­ет­ся и до­бав­ля­ет­ся к уже су­ще­ст­вую­щей свя­щен­ной ли­те­ра­ту­ре ми­ра. В два­дца­том ве­ке нам по­сча­ст­ли­ви­лось чи­тать Свя­щен­ные Пи­са­ния дав­но ми­нув­ших ве­ков.

Мы зна­ем Зен­д А­ве­сту33, Ве­ды34, Упа­ни­ша­ды35, ве­ли­кие эпо-сы Ра­мая­ну36 и Ма­хаб­ха­ра­ту37, Бха­га­вад Ги­ту38, Вет­хий и Но­вый За­ве­ты, Ко­ран, Ади Грант Са­хиб39 и мно­го дру­гих про­из­ве­де­ний, как-то: Cap Ба­чан40 и Гур­мат Сид­хант41. Все эти пи­са­ния из­ла­га­ют од­ну и ту же Ис­ти­ну, и хо­тя Ис­ти­на Од­на, од­на­ко пу­ти, ве­ду­щие к ней, раз­лич­ны, по­это­му тер­ми­но­ло­гия и спо­со­бы вы­ра­же­ния ав­то­ров так­же раз­лич­ны.

 

33 Аве­ста — Свя­щен­ные кни­ги древ­них пер­сов, по­кло­няв­ших­ся ог­ню и Солн­цу.

34 Ве­ды — ин­дий­ская ре­ли­ги­оз­ная ли­те­ра­ту­ра.

35 Упа­ни­ша­ды (до­слов­но: тай­ное уче­ние) — брах­мин­ские ру­ко­пи­си (при­мер­но 700—800 лет до н.э.), тол­ко­ва­ние Вед.

36 «Ра­мая­на» — са­мая древ­няя из эпи­чес­ких по­эм на сан­ск­ри­те, на­пи­сан­ная муд­ре­цом Вал­ми­ки, по­ве­ст­ву­ет о ски­та­ни­ях Бо­га Ра­мы (счи­та­ет­ся 7-м во­пло­ще­ни­ем Бо­га Виш­ну) и о по­хи­ще­нии его же­ны Си­ты Ра­ва­ной, де­мо­ни­че­ским пра­ви­те­лем Цей­ло­на.

37 «Ма­хаб­ха­ра­та» — на­цио­наль­ный эпос Ин­дии. Со­дер­жит бо­же­ст­вен­ные и ге­рои­че­ские рас­ска­зы, в ко­то­рых рас­смат­ри­ва­ют­ся ин­дий­ские ре­ли­ги­оз­ные уче­ния. Со­став­ле­на в фор­ме диа­ло­гов. 400—500 лет до н.э.

38 Бха­га­вад Ги­та («Пес­ня Обо­жае­мо­го») — часть «Ма­хаб­ха­ра­ты», од­на из свя­щен­ней­ших книг Ин­дии; ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ский эпос в фор­ме диа­ло­га ме­ж­ду Криш­ной и Ард­жу­ной, его уче­ни­ком; син­тез мно­гих ре­ли­ги­оз­ных сис­тем; из­ло­же­ние дос­туп­ных пу­тей к ос­во­бо­ж­де­нию; око­ло 300 лет до н.э.

39 Ади Грант Са­хиб (Гу­ру Грант Са­хиб) — Свя­щен­ные Пи­са­ния сик­хов.

40 Пи­са­ние Со­ами Джи.

41 Гур­мат Сид­хант. Сант Мат — Уче­ние Гу­ру и Свя­тых.

 

Сле­дуя уче­нию то­го или ино­го муд­ре­ца, мы, не об­ла­дая ни скры­тым зна­че­ни­ем клю­че­вых слов тек­ста, ни пол­ным по­ни­ма­ни­ем язы­ка и диа­лек­та то­го вре­ме­ни, ока­зы­ва­ем­ся не спо­соб­ны по­нять всю его глу­би­ну.

По­ка не при­дет нам на по­мощь че­ло­век оза­ре­ния, сам, на сво­ем соб­ст­вен­ном опы­те по­знав­ший ис­ти­ны, из­ло­жен­ные в Свя­щен­ных Пи­са­ни­ях, и не объ­яс­нит их дос­туп­ным нам язы­ком, мы не смо­жем по­нять смыс­ла из­ло­жен­ной в них Муд­ро­сти. В ру­ках по­доб­но­го све­ду­ще­го Мас­те­ра древ­ние ле­то­пи­си ожи­ва­ют и за­тем слу­жат ищу­щим ду­шам ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния.

По­это­му го­во­рит­ся:

 

Ин­ст­ру­мен­ты в ру­ках Мас­те­ра

Есть Свя­щен­ные Пи­са­ния, и по­мо­га­ют они нам

Пе­ре­плыть жиз­ни оке­ан.

Но по­нят­ны­ми лишь то­гда ста­но­вят­ся,

Ко­гда нам их объ­яс­нит Бо­го­че­ло­век.

 

Во вре­мя По­свя­ще­ния ищу­щий Ис­ти­ну соз­на­тель­но под­соединяется к Свя­щен­но­му Сло­ву, Си­ле Бо­га в фор­ме Све­та и Зву­ка, ис­хо­дя­щих из виб­ра­ци­он­но­го дви­же­ния в глу­би­не океа­на Люб­ви, ка­ким и яв­ля­ет­ся Бог.

По­свя­щен­но­му на­гляд­но де­мон­ст­ри­ру­ют­ся Си­ла и Дух Бо­га, и он на­чи­на­ет ви­деть Свет Бо­га и слы­шать Му­зы­ку Сфер, без­ос­та­но­воч­но виб­ри­рую­щую вез­де и по­всю­ду, в про­стран­ст­ве и вне про­стран­ст­ва, ибо нет та­ко­го мес­та, где бы она не су­ще­ст­во­ва­ла.

О Гу­ру На­на­ке, пол­но­стью ок­ра­шен­ном цве­том вез­де­су­ще­го На­ама и по­гру­жен­ном в веч­ный экс­таз, рас­ска­зы­ва­ют, что од­на­ж­ды во вре­мя сво­их стран­ст­во­ва­ний, ока­зав­шись в Мек­ке (Ара­вия)42, он ле­жал в Свя­щен­ном мес­те но­га­ми в на­прав­ле­нии Свя­той Каа­бы43.

 

42 Мек­ка — свя­щен­ный го­род му­суль­ман в про­вин­ции Хид­жаз (Сау­дов­ская Ара­вия). Ме­сто ро­ж­де­ния Ма­го­ме­та, при­вле­каю­щее еже­год­но свы­ше 100 ты­сяч па­лом­ни­ков; здесь, в боль­шой ме­че­ти Эль-Ха­рам, на­хо­дит­ся зна­ме­ни­тая Каа­ба со свя­щен­ным чер­ным кам­нем.

43 Каа­ба — глав­ная свя­ты­ня му­суль­ман: храм в Мек­ке, имею­щий фор­му ку­ба с реб­ром в 6 са­же­ней. В од­ном из его уг­лов за­му­ро­ван боль­шой чер­ный ка­мень (Эс­вад), оп­рав­лен­ный в се­реб­ро (прим. пер.)

 

Слу­жи­те­ли хра­ма не по­тер­пе­ли по­доб­но­го, как им по­ка­за­лось, бо­го­хуль­ст­ва и, ос­корб­лен­ные, гнев­но вос­клик­ну­ли: «Как сме­ешь ты ле­жать но­га­ми к До­му Бо­га?!»

На что Гу­ру На­нак, ви­дев­ший вез­де и по­всю­ду виб­ри­рую­щий Дух Бо­га, сми­рен­но от­ве­тил: «По­жа­луй­ста, ука­жи­те мне то ме­сто, где нет Бо­га, чтоб я смог по­вер­нуть свои но­ги ту­да». Имен­но так ви­дят мир упо­ен­ные Бо­гом Свя­тые, ви­дят Бо­га вез­де и по­всю­ду как вез­де­су­щий Прин­цип Жиз­ни, пуль­си­рую­щий во всем, что су­ще­ст­ву­ет.

О том же в Ал­ко­ра­не ска­зал Про­рок: «Цар­ст­во Бо­жие про­сти­ра­ет­ся с Вос­то­ка на За­пад, и вер­ные най­дут его в том на­прав­ле­нии, в ко­то­ром по­вер­нут ли­цо свое к Бо­гу, и Бог встре­тит их, ибо не ог­ра­ни­чен Он оп­ре­де­лен­ным про­стран­ст­вом. Он вез­де­сущ, и из­вест­но Ему серд­це ка­ж­до­го».

Аль-ни­сай, му­суль­ман­ский дер­виш44, рас­су­ж­дая на эту же те­му, до­ба­вил: «Для ме­ня весь мир есть Свя­ты­ня и Бо­же­ст­вен­ный Храм для мо­литв. Мои по­сле­до­ва­те­ли воль­ны мо­лить­ся, где бы их ни за­ста­ло вре­мя мо­литв».

44 Дер­виш — му­суль­ман­ский стран­ст­вую­щий мо­нах, ас­кет.

 

В дея­ни­ях Апо­сто­лов мы чи­та­ем: «Бог, со­тво­рив­ший мир и все, что в нем, Он, бу­ду­чи Гос­по­дом не­ба и зем­ли, не в ру­ко­твор­ных хра­мах жи­вет...» (Дея­ния 17:24).

Оли­вер Уэн­делл Холмс45 при­да­ет осо­бое зна­че­ние пре­дан­но­сти, ибо люб­ве­о­биль­ная пре­дан­ность ос­вя­ща­ет как ме­сто и вре­мя, так и ме­тод мо­лит­вы. «Все свя­то там, где с пре­дан­но­стью пре­кло­нил свои ко­ле­ни че­ло­век», — го­во­рит он.

 

45 Оли­вер Уэн­делл Холмс (1809—1894) — аме­ри­кан­ский пи­са­тель, про­фес­сор ана­то­мии и фи­зио­ло­гии (прим. пер.).

 

Си­ла и Дух Бо­га — вез­де­су­щи. Они при­сут­ст­ву­ют и виб­ри­ру­ют веч­но и вез­де. Слу­шая Бо­же­ст­вен­ную Ме­ло­дию (Сло­во), ду­ша, как в лиф­те, не­про­из­воль­но под­ни­ма­ет­ся во все выс­шие и выс­шие сфе­ры и бу­дет про­дол­жать под­ни­мать­ся, сле­дуя ме­ло­дич­ной Му­зы­ке, по­сте­пен­но де­лаю­щей­ся все бо­лее и бо­лее воз­вы­шен­ной, по­ка не соль­ет­ся с Ис­точ­ни­ком, из ко­то­ро­го про­изош­ла, — с Аб­со­лю­том Ана­ми или Бе­зы­мян­ным, Бес­сло­вес­ным.

Мы все ищем Бо­га в со­от­вет­ст­вии с на­шим по­ни­ма­ни­ем. Ду­ша по­сле дли­тель­но­го и уто­ми­тель­но­го внут­рен­не­го про­цес­са са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­очи­ще­ния в кон­це кон­цов при­во­дит­ся Си­лой Бо­га к но­гам жи­ву­ще­го Мас­те­ра-Свя­то­го для ее воз­вра­ще­ния об­рат­но к Бо­гу:

 

Ни­кто не мо­жет прий­ти ко Мне,

ес­ли не при­вле­чет его Отец, по­слав­ший Ме­ня;

и Я вос­кре­шу его в по­след­ний день.

От Ио­ан­на 6:44

 

«По­след­ний день» здесь оз­на­ча­ет день, в ко­то­рый ду­ша по­ки­да­ет ос­тан­ки сво­его те­ла, что воз­мож­но сде­лать доб­ро­воль­но при жиз­ни, под­няв­шись вы­ше те­лес­но­го соз­на­ния пу­тем прак­ти­че­ско­го про­цес­са са­мо­ана­ли­за, ли­бо при­ну­ди­тель­но в мо­мент смер­ти, ко­гда Ан­гел Смер­ти вы­тас­ки­ва­ет ду­шу (соз­на­ние и жизнь) из те­ла. «Тот, кто по­слал те­бя в мир, ны­не зо­вет те­бя об­рат­но. Воз­вра­щай­ся лег­ко и спо­кой­но до­мой», — так го­во­рит Гу­ру Ард­жан.

Изо­бре­те­ние ра­дио и ра­да­ра до­ка­за­ло — и в этом нет и те­ни со­мне­ния, — что ат­мо­сфе­ра во­круг нас на­пол­не­на виб­ри­рую­щи­ми зву­ка­ми, ко­то­рые воз­мож­но уло­вить и ус­лы­шать на лю­бом рас­стоя­нии при на­ли­чии пра­виль­но скон­ст­руи­ро­ван­но­го и хо­ро­шо на­стро­ен­но­го и от­ре­гу­ли­ро­ван­но­го ап­па­ра­та. То же са­мое про­ис­хо­дит во вре­мя по­свя­ще­ния, ко­гда све­ду­щий Мас­тер так на­страи­ва­ет ду­шу [уче­ни­ка], что она на­чи­на­ет слы­шать Му­зы­ку Сфер.

Внеш­няя зем­ная му­зы­ка без­ус­лов­но ока­зы­ва­ет силь­ное влия­ние на че­ло­ве­ка. Бое­вые зву­ки гор­нов и труб взбад­ри­ва­ют мар­ши­рую­щих сол­дат. В сво­их клет­ча­тых юб­ках жи­те­ли гор­ной Шот­лан­дии три­ум­фаль­но мар­ши­ру­ют под зву­ки во­лын­ки. Под рит­мич­ные вы­кри­ки ров­но гре­бут вес­ла­ми мат­ро­сы, под­ни­ма­ют па­ру­са и тя­нут ка­на­ты. При­глу­шен­но бьют по­хо­рон­ный марш ба­ра­ба­ны, и дви­жет­ся под зву­ки его за гро­бом тра­ур­ная про­цес­сия. Тан­цов­щи­ки тан­цу­ют под ак­ком­па­не­мент му­зы­ки и звон сво­их брас­ле­тов на ру­ках и но­гах. Да­же жи­вот­ным нра­вит­ся звон ко­ло­коль­цев, при­вя­зан­ных к их ро­гам. Из не­про­хо­ди­мой ча­щи ле­са бой ба­ра­ба­на спо­со­бен вы­ма­нить быс­тро­но­гую ан­ти­ло­пу, а му­зы­кой ви­ны за­кли­на­тель змей окол­до­вы­ва­ет ядо­ви­тых кобр. Внеш­няя му­зы­ка при­во­дит ду­шу к гра­ни­це ма­те­ри­аль­ной сфе­ры и про­бу­ж­да­ет ина­че не­дос­туп­ные сле­зам не­до­ся­гае­мые чув­ст­ва.

Во­ис­ти­ну, та­ко­ва си­ла му­зы­ки.

Джон Драй­ден, зна­ме­ни­тый анг­лий­ский по­эт, жив­ший в XVII ве­ке, крас­но­ре­чи­во опи­сал власть му­зы­ки:

 

Ка­кие стра­сти воз­бу­дить

Не смо­жет му­зы­ка и уто­лить?

Ко­гда по стру­нам уда­рял ру­кой Джу­бал,

Со­бра­тия его стоя­ли, слу­шая, во­круг,

И изум­ле­ни­ем на­пол­ни­лись серд­ца.

Бо­го­тво­рить хо­те­лось им сей слад­кий звук.

«Не мень­ший, чем сам Бог, — так ду­ма­ли они, —

Жи­вет внут­ри сей скор­лу­пы пус­той»,

И го­лос тре­пет­ный и слад­ко­звуч­ный

Был без­ус­лов­но го­ло­сом Его.

Ка­кие стра­сти воз­бу­дить

Не смо­жет му­зы­ка и уто­лить?

 

Ес­ли та­ко­ва си­ла зем­ной му­зы­ки, то мож­но се­бе пред­ста­вить, ка­ко­ва долж­на быть си­ла Му­зы­ки Бо­же­ст­вен­ной, не­бес­ной!

Сколь пья­ня­ще и упои­тель­но бы­ло бы под­нять­ся над те­лес­ным соз­на­ни­ем и всту­пить в кон­такт с Не­бес­ной Гар­мо­ни­ей! Сло­во есть Си­ла Бо­га, при­шед­шая в дей­ст­вие. Бог в дей­ст­вии есть зву­ча­щая сим­фо­ния Люб­ви, бью­щая клю­чом и пе­ре­ли­ваю­щая­ся че­рез край. Бог яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но ис­точ­ни­ком Люб­ви, Све­та и Жиз­ни.

Путь к Аб­со­лю­ту ле­жит и вьет­ся че­рез мно­гие «оби­те­ли» (сфе­ры и под­сфе­ры), на­чи­ная с фи­зи­че­ской сфе­ры и кон­чая До­мом От­ца. Пу­те­ше­ст­вие это да­ле­ко не безо­пас­но. Пе­ре­сечь же сфе­ру ра­зу­ма без ру­ко­во­дства све­ду­ще­го Про­вод­ни­ка, хо­ро­шо зна­ко­мо­го с по­во­ро­та­ми и из­ги­ба­ми пу­ти, во­об­ще не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. От­сю­да де­ла­ет­ся со­вер­шен­но яс­ной аб­со­лют­ная не­об­хо­ди­мость по­доб­но­го све­ду­ще­го Про­вод­ни­ка: Гу­ру или фа­ке­ло­нос­ца, Со­вер­шен­но­го Мас­те­ра — опыт­но­го, зна­ко­мо­го со вся­че­ски­ми опас­но­стя­ми и труд­но­стя­ми пу­ти.

Толь­ко Он один, тот, ко­му зна­ком путь воз­вра­ще­ния к Бо­гу, мо­жет бла­го­по­луч­но про­вес­ти ду­шу че­рез скольз­кие зо­ны ос­ле­пи­тель­но­го Све­та и зо­ны при­во­дя­щих в за­ме­ша­тель­ст­во те­ней, сквозь об­ман­чи­вые ча­ры си­рен и вся­че­ские ужа­сы не­ве­до­мо­го.

Нас так пре­ду­пре­ж­да­ет Мау­ла­на Ру­ми46:

 

Най­ди с Пу­тем хо­ро­шо зна­ко­мо­го Про­вод­ни­ка,

Ибо не­ска­зан­ны­ми опас­но­стя­ми усе­ян твой Путь

И хит­ры­ми за­пад­ня­ми без сче­та.

46 Мау­ла­на Ру­ми, Джа­лал-уд-Дин (1207—1273) — ве­ли­кий пер­сид­ский су­фий­ский Свя­той. Ав­тор «Мас­на­ви», мно­ги­ми счи­таю­щей­ся луч­шей из ко­гда-ли­бо на­пи­сан­ных ду­хов­ных по­эм. Его Мас­те­ром был Ша­маз-и-Таб­риз. Как и все про­чие ве­ли­кие су­фи­сты, про­по­ве­до­вал Sultan-ul-Azkar, или йо­гу Зву­ко­во­го По­то­ка

 

В уст­ра­шаю­щем океа­не жиз­ни нас с го­ло­вой за­хле­сты­ва­ют мир­ские де­ла. На­шу бес­по­мощ­ность яр­ко и об­раз­но опи­сы­ва­ет Ка­бир. Путь к ис­тин­но­му сча­стью, го­во­рит он, дли­нен и тру­ден, а мы бес­про­буд­но хра­пим на уров­не чувств. Ка­бир уве­ще­ва­ет нас про­снуть­ся и на­чать му­чи­тель­ный подъ­ем вверх по го­ре. Зем­ная жизнь мерт­вой хват­кой дер­жит нас в сво­их сталь­ных ког­тях, при этом мы еще не­сем на на­ших го­ло­вах тяж­кий груз ил­лю­зий. Так на­зы­вае­мые дру­зья на­ши и род­ст­вен­ни­ки — все­го лишь кре­ди­то­ры и долж­ни­ки (при­шед­шие из про­шлых жиз­ней), вся­че­ски­ми лжи­вы­ми пу­тя­ми без­жа­ло­ст­но раз­ры­ваю­щие нас на час­ти. И ди­ву да­ешь­ся, по­че­му мы про­дол­жа­ем лю­бить их, це­п­лять­ся за них, об­ни­мать и при­жи­мать их к на­шей гру­ди, не по­доз­ре­вая, что из-за них са­ми ис­те­ка­ем кро­вью. То, что мы счи­та­ем сво­им, сво­ей соб­ст­вен­но­стью, есть ми­раж, за­час­тую ис­че­заю­щий в мгно­ве­ние ока.

И опять в ко­то­рый раз бед­ная ду­ша од­на бре­дет пус­тын­ной тро­пой к мес­ту Суд­но­го Дня (Dharam Raj, Бо­же­ст­вен­ная Си­ла Пра­во­су­дия47).

 

47 Dharam Raj — Ко­роль Те­ней. Ко­роль-Су­дья. Бо­же­ст­вен­ный «сче­то­вод», Дер­жа­тель Рав­но­ве­сия, от­прав­ляю­щий пра­во­су­дие над при­быв­шей ду­шой; Его при­го­вор за­ви­сит от дел, свер­шен­ных ду­шой на Зем­ле, и Он ли­бо на­гра­ж­да­ет, ли­бо на­ка­зы­ва­ет по За­ко­ну «что по­се­ешь, то и пож­нешь» или «око за око и зуб за зуб». При­го­вор Его аб­со­лют­но спра­вед­лив.

 

В из­но­шен­ной лод­ке на­ше­го те­ла, без ру­ля и вет­рил, по­доб­ные клочь­ям пе­ны не­сем­ся мы по опас­но­му по­то­ку жиз­ни до­бычей мо­гу­чих вет­ров и бу­шую­щих волн. Как до­б­рать­ся нам до дру­го­го бе­ре­га? За гро­ши мы иг­ра­ем в иг­ру без вы­иг­ры­ша, а в кон­це ее, как за­трав­лен­ный зверь, уми­ра­ем, не зная, ку­да мы идем. Ни­че­го не ве­дая о жиз­ни по ту сто­ро­ну мо­ги­лы, как мо­жем мы спа­стись? Про­бле­ма эта вы­ше на­ше­го по­ни­ма­ния, и мы, сби­тые с тол­ку, чув­ст­ву­ем се­бя бес­по­мощ­ны­ми.

Мас­тер обе­ща­ет ни­ко­гда не по­ки­дать нас и все­гда быть с на­ми как в ми­ре этом, так и в ми­ре по­сле­дую­щем. До­ка­за­тель­ст­вом то­му слу­жит Лу­че­зар­ная фор­ма Мас­те­ра48, про­яв­ляе­мая Им внут­ри ка­ж­до­го по­свя­щен­но­го. И не­дву­смыс­лен­но за­ве­ря­ет он нас:

 

...и возь­му вас к Се­бе, чтоб и вы бы­ли, где Я

От Ио­ан­на 14:3

 

По­свя­щен­но­му объ­яс­ня­ет­ся эзо­те­ри­че­ский ме­тод вос­хо­ж­де­ния к Цар­ст­ву Не­бес­но­му, что ле­жит внут­ри не­го са­мо­го. Внут­рен­нее Пу­те­ше­ст­вие на­чи­на­ет­ся с от­кры­тия «Еди­но­го Ока», или Shiv Netra. «Еди­ное Око», или «Тре­тий глаз», на­чи­на­ет функ­цио­ни­ро­вать по­сле то­го, как вни­ма­ние49 че­ло­ве­ка, по­ки­нув те­ло ни­же глаз, пол­но­стью со­би­ра­ет­ся в мес­те на­хо­ж­де­ния ду­ши, а имен­но в цен­тре по­за­ди двух глаз, ме­ж­ду бро­вей50.

 

48 Лу­че­зар­ная фор­ма Мас­те­ра. Guru Dev — са­мо­све­тя­щая­ся ас­т­раль­ная фор­ма Мас­те­ра, встре­чаю­щая уче­ни­ка, как толь­ко он под­ни­мет­ся над те­лес­ным соз­на­ни­ем. См. кни­гу Сант Кир­пал Синг­ха «Бо­го­че­ло­век», гла­ва «Гу­ру­Дэв» (Guru Dev).

49 Вни­ма­ние — внеш­нее про­яв­ле­ние ду­ши.

50 «Еди­ное Око» — Гу­ру Рам Дас го­во­рит о «Еди­ном Оке» сле­дую­щее: «Мыс­ли еже­се­кунд­но блу­ж­да­ют во все сто­ро­ны, ибо не во­шли в Тил» («Еди­ное Око»). Тул­си Са­хиб за­ве­ря­ет нас, что «Тай­на по­зна­ния Бо­га от­кры­ва­ет­ся толь­ко то­му, кто про­ник за Тил» {прим. пер.).

 

Вой­дя в по­тус­то­рон­ний мир, по­свя­щен­ный не толь­ко встре­ча­ет сво­его Мас­те­ра, но и мо­жет по­го­во­рить с Ним и за­тем вер­нуть­ся об­рат­но, яс­но пом­ня все пе­ре­жи­тое им в по­тус­то­рон­нем ми­ре. В Цар­ст­ве Бо­жи­ем не су­ще­ст­ву­ет бес­ко­неч­ной це­пи при­чин и след­ст­вий, а так­же не су­ще­ст­ву­ет вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, ду­ша жи­вет там в веч­ном на­стоя­щем мо­мен­те в со­звуч­ном ей сво­ём соб­ст­вен­ном ми­ре. Об­ще­ние ме­ж­ду ду­ша­ми про­ис­хо­дит по­сред­ст­вом эфир­ных волн (мыс­лей) или виб­ра­ций.

Все это и мно­гое дру­гое дос­ти­га­ет­ся пу­тем про­дол­жи­тель­ной садх­ны, или еже­днев­ных ду­хов­ных, пре­дан­но-люб­ве­о­биль­ных прак­ти­че­ских уп­раж­не­ний.

Та­ким образом по­свя­щен­ный дос­ти­га­ет соз­на­тель­но­го кон­так­та с Мас­те­ром в по­тус­то­рон­них ми­рах, шаг за ша­гом по­сте­пен­но пол­но­стью сли­ва­ет­ся с Ним и, как Апо­стол Па­вел, по пра­ву то­гда мо­жет вос­клик­нуть:

Я со­рас­пял­ся Хри­сту, и уже не я жи­ву, но жи­вет во мне Хри­стос. А что ны­не жи­ву во пло­ти, то жи­ву ве­рою в Сы­на Бо­жия, воз­лю­бив­ше­го ме­ня...

КГа­ла­там 2:19—20

 

Мас­тер есть «Сло­во, став­шее пло­тию», Он по­сто­ян­но на­хо­дит­ся в пря­мом об­ще­нии с Бо­же­ст­вен­ным Сло­вом внут­ри се­бя, Он фак­ти­че­ски бла­жен­ст­ву­ет в Нем, вос­кли­цая: «Я и Отец — од­но» (От Ио­ан­на 10:30) или, как мы чи­та­ем в Гур­ба­ни, «Я и Отец мой ок­ра­ше­ны в еди­ный цвет» и «Мы со­ра­бот­ни­ки с От­цом Мо­им» (со­вме­ст­но ду­хов­но управ­ляю­щие ми­ром). Мож­но ска­зать, что Мас­тер яв­ля­ет­ся соз­на­тель­ным со­ра­бот­ни­ком Бо­же­ст­вен­но­го Пла­на51.

 

51 Соз­на­тель­ный со­ра­бот­ник Бо­же­ст­вен­но­го Пла­на — че­ло­век, ко­то­рый ви­дит, что в Тво­ре­нии всё вер­шит Бог и что сам он все­го лишь ма­рио­нет­ка, пля­шу­щая по Во­ле Его.

 

За­час­тую Мас­тер бе­рет сво­его по­свя­щён­но­го как бы под при­кры­тие и вы­во­дит его за пре­де­лы не­ко­то­рых сфер, да­бы сфе­ры эти не окол­до­ва­ли его свои­ми не­ска­зан­ны­ми кра­со­та­ми, чтоб по­свя­щен­ный не за­пу­тал­ся в них, не по­те­рял­ся в за­са­дах чу­дес на Пу­ти.

Мау­ла­на Ру­ми пре­ду­пре­ж­да­ет нас:

 

Ес­ли в по­тус­то­рон­ний мир же­ла­ешь ты

Свер­шить па­лом­ни­че­ст­во,

Возь­ми с со­бой па­лом­ни­ка-то­ва­ри­ща.

Зна­че­нья не име­ет, ин­дус ли он,

Араб ли он иль ту­рок,

Но будь уве­рен точ­но в том,

Что он есть ис­тин­ный па­лом­ник.

 

Та­ким па­лом­ни­ком и яв­ля­ет­ся жи­ву­щий Мас­тер. «Тип муд­ре­ца, па­ря­ще­го вы­со­ко и не блу­ж­даю­ще­го ни­ко­гда, он Не­бе­сам род­ным и До­му без­мер­но пре­дан на­все­гда». Пре­бы­вать воз­ле жи­ву­ще­го на Зем­ле Мас­те­ра есть ве­ли­кое бла­го­сло­ве­ние. Он ни­ко­гда не по­ки­нет и не ос­та­вит сво­его по­свя­щен­но­го, и это, как ис­тин­но ска­за­но в Еван­ге­лии (От Мат­фея 28:20), «до скон­ча­ния ве­ка». Во вре­мя По­свя­ще­ния Мас­тер в сво­ей Све­тя­щей­ся, Лу­че­зар­ной фор­ме всту­па­ет в «Еди­ное Око» уче­ни­ка и с этих пор не­из­мен­но ос­та­ет­ся с ним до кон­ца Пу­те­ше­ст­вия в Сач-Кханд52, к Sat Naam или Sat Purush53, где Он вби­ра­ет­ся в Sat Naam, вби­рая в Се­бя ду­шу уче­ни­ка, и оба та­ким об­ра­зом ока­зы­ва­ют­ся Еди­ны­ми в Бо­ге. И да­же ес­ли ко­гда-ли­бо уче­ник со­бьет­ся с пу­ти или его со­бьют с пу­ти, он сно­ва бу­дет воз­вра­щен на путь Ис­ти­ны — ли­бо в этой жиз­ни, ли­бо в жиз­нях по­сле­дую­щих.

 

52 Сач-Кханд — 5-я сфе­ра Тво­ре­ния, сфе­ра Ис­ти­ны, чис­то ду­хов­ная сфе­ра. Ме­сто­пре­бы­ва­ние По­зи­тив­ной Си­лы, пер­во­го и глав­но­го про­яв­ле­ния Бо­га-Аб­со­лю­та. Цель дос­ти­же­ния Свя­тых и их уче­ни­ков. Здесь дос­ти­га­ют­ся пол­ное ос­во­бо­ж­де­ние от пе­ре­во­пло­ще­ний и веч­ная жизнь. Сач-Кханд не­под­вла­стен ве­ли­ко­му рас­тво­ре­нию Все­лен­ной. Здесь за­кан­чи­ва­ет­ся ра­бо­та Гу­ру, и даль­ше (вы­ше) ду­шу ве­дет сам Бог.

53 Sat Punish — пер­вое и глав­ное про­яв­ле­ние Бо­га-Аб­со­лю­та в Сач-Кхан­де; Ему под­чи­не­ны как Сач-Кханд, так и все ни­же на­хо­дя­щие­ся Все­лен­ные; на­зы­ва­ет­ся так­же Akal Purush и Sat Naam (Сат На­ам).

 

Как Хри­стос, так и дру­гие Мас­те­ра со вре­ме­нем долж­ны по­ки­дать Зем­ную сфе­ру Тво­ре­ния, од­на­ко они про­дол­жа­ют жить в фор­ме Шабд (Сло­во) внут­ри, вне про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. По­сколь­ку мы свя­за­ны с тем или дру­гим из ушед­ших Мас­те­ров, со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­но, что ка­ж­дый из нас хо­чет жить для Не­го и уме­реть ра­ди Не­го. К со­жа­ле­нию, мы не име­ем ни ма­лей­ше­го по­ня­тия, как ус­та­но­вить с ним кон­такт внут­ри се­бя са­мо­го.

Та­кой кон­такт воз­мо­жен и дос­ту­пен, но толь­ко при ус­ло­вии, ес­ли мы встре­тим Учи­те­ля (Shabd Swarup), или оли­це­тво­рен­ное Сло­во, спо­соб­но­го со­еди­нить нас со Сло­вом, нет, транс­фор­ми­ро­вать нас в это Сло­во, в ко­то­ром веч­но жи­вут все Мас­те­ра про­шед­ших ве­ков.

Мне вспо­ми­на­ет­ся один слу­чай, про­ис­шед­ший в 1955 го­ду в Аме­ри­ке. Од­на да­ма по­до­шла ко мне и зая­ви­ла, что она встре­ча­ет внут­ри се­бя Хри­ста, этим впол­не удов­ле­тво­ре­на и не име­ет же­ла­ния пред­при­ни­мать ка­кие-ли­бо по­пыт­ки для про­дви­же­ния на ду­хов­ном по­при­ще. Од­на­ж­ды, при слу­чае, я по­со­ве­то­вал ей спро­сить Хри­ста и уз­нать от Не­го, что имен­но не­об­хо­ди­мо ей сде­лать, чтоб дос­тичь даль­ней­ше­го ду­хов­но­го про­грес­са. И вот на дру­гой день она вер­ну­лась и по­про­си­ла, и до­воль­но на­стой­чи­во, дать ей По­свя­ще­ние, объ­яс­нив, что Хри­стос ска­зал ей, что, ес­ли она хо­чет про­дви­нуть­ся даль­ше на ду­хов­ном Пу­ти, ей при­дет­ся ис­кать ру­ко­во­дства у жи­ву­ще­го на Зем­ле Со­вер­шен­но­го Мас­те­ра.

Внут­рен­ние Си­лы ни­ко­гда не пре­пят­ст­ву­ют ищу­щим Бо­га; и ес­ли кто-ли­бо на­хо­дит­ся в свя­зи с древ­ним, дав­но ушед­шим Мас­те­ром, то этот Мас­тер с ра­до­стью ука­жет сво­ему по­сле­до­ва­те­лю, ка­кие имен­но сле­ду­ет пред­при­нять ша­ги для даль­ней­ше­го ду­хов­но­го про­грес­са.

Не­мно­гих из сво­их по­свя­щен­ных Мас­тер под­ни­ма­ет в пя­тую сфе­ру Тво­ре­ния, Сач-Кханд, и по­ка­зы­ва­ет им эту сфе­ру не­во­об­ра­зи­мо­го ве­ли­ко­ле­пия и кра­со­ты. Боль­шин­ст­во же по­свя­щен­ных Мас­те­ра толь­ко про­дви­га­ют по­сте­пен­но вверх в на­прав­лении Сач-Кхан­да. Как уже бы­ло ска­за­но ра­нее, в Тво­ре­нии су­ще­ст­ву­ет во­семь сфер; вось­мая яв­ля­ет­ся ко­неч­ной Це­лью и дос­ти­га­ет­ся толь­ко те­ми, кто до­бил­ся пол­но­го со­вер­шен­ст­ва.

 

Ос­та­вив по­за­ди Cam Лок [Сач-Кханд],

Ду­ша по­зна­ет Не­вы­ра­зи­мо­го [Алак],

За­тем Не­по­сти­жи­мо­го [Агам];

Но в сфе­ре вы­ше всех — Ана­ми — жи­вут Свя­тые,

Сми­рен­ный На­нак от­ды­ха­ет там.

 

В От­кро­ве­нии Свя­той Ио­анн Бо­го­слов так опи­сы­ва­ет свой соб­ст­вен­ный внут­рен­ний опыт:

 

Я был в ду­хе в день вос­крес­ный и слы­шал по­за­ди се­бя гром­кий го­лос, как бы труб­ный, ко­то­рый го­во­рил: Я есмь Ал­фа и Оме­га, пер­вый и по­след­ний... Я об­ра­тил­ся, что­бы уви­деть, чей го­лос, го­во­рив­ший со мною... и уви­дел по­доб­но­го Сы­ну Че­ло­ве­че­ско­му... и очи Его — как пла­мень ог­нен­ный... и го­лос Его — как шум вод мно­гих; и ли­це Его — как солн­це, сияю­щее в си­ле сво­ей. И ко­гда я уви­дел Его, то пал к но­гам Его, как мерт­вый. И он по­ло­жил на ме­ня дес­ни­цу Свою и ска­зал мне: не бой­ся; Я есмь пер­вый и по­след­ний... Имею­щий ухо да слы­шит, что Дух го­во­рит... по­бе­ж­даю­ще­му дам вку­шать от дре­ва жиз­ни... по­бе­ж­даю­щий не по­тер­пит вре­да от вто­рой смер­ти... по­бе­ж­даю­ще­му дам вку­шать со­кро­вен­ную ман­ну и дам ему бе­лый ка­мень, и на кам­не на­пи­сан­ное но­вое имя, ко­то­ро­го ни­кто не зна­ет, кро­ме то­го, кто по­лу­ча­ет... По­бе­ж­даю­щий об­ле­чет­ся в бе­лые оде­ж­ды; и не из­гла­жу име­ни его из кни­ги жиз­ни... По­бе­ж­даю­ще­го сде­лаю стол­пом в хра­ме Бо­га Мое­го... Со­ве­тую те­бе ку­пить у Ме­ня зо­ло­то, ог­нем очи­щен­ное, что­бы те­бе обо­га­тить­ся, и бе­лую оде­ж­ду, что­бы одеть­ся... и глаз­ною ма­зью по­мажь гла­за твои, что­бы ви­деть.

От­кро­ве­ние. Вы­бор­ки из гл. 1, 2, 3

 

В гла­ве 12 вто­ро­го По­сла­ния к Ко­рин­фя­нам Апо­стол Па­вел, го­во­ря о сво­их ви­де­ни­ях и от­кро­ве­ни­ях, рас­ска­зы­ва­ет о «треть­ем не­бе»: «Знаю че­ло­ве­ка... ко­то­рый... в те­ле ли — не знаю, вне ли те­ла — не знаю: Бог зна­ет, — вос­хи­щен был до третье­го не­ба [Брахманд]... Что он был вос­хи­щен в рай и слы­шал не­из­ре­чен­ные сло­ва, ко­то­рых че­ло­ве­ку нель­зя пе­ре­ска­зать» (2-е Ко­рин­фя­нам 12:2—4). Ни­кто из Мас­те­ров не раз­гла­ша­ет со­кро­вен­ных и глу­бо­чай­ших тайн. Ша­маз-и-Таб­риз го­во­рит: «Ко­гда хо­чу я по­ве­дать о мо­ем Воз­люб­лен­ном, дро­жит мое пе­ро и рвет­ся стра­ни­ца». Маула­на Ру­ми так­же за­пре­ща­ет вы­да­вать внут­рен­ние тай­ны: «Ты не дол­жен рас­ска­зы­вать о сво­их ви­де­ни­ях да­же ни на йо­ту. Ина­че вы­черк­нет Он из тво­ей па­мя­ти все, что ты ви­дел, как буд­то бы это­го ни­ко­гда и не бы­ло». С чув­ст­вом вос­кли­ца­ет Ка­бир:

 

Я за­кли­наю те­бя всей Си­лой,

На­хо­дя­щей­ся в мо­ей вла­сти:

Будь ос­то­ро­жен, все внут­рен­ние тай­ны

Тай­на­ми долж­ны и ос­тать­ся.

 

За­клю­чим не­за­бы­вае­мы­ми сло­ва­ми ве­ли­ко­го Мау­ла­на Ру­ми, ав­то­ра зна­ме­ни­той по­эмы «Мас­на­ви»:

 

Мне не сле­ду­ет го­во­рить те­бе ни­че­го боль­ше,

Ибо не мо­жет вме­стить океа­на рус­ло про­сто­го ру­чья.

 

Имен­но та­ким об­ра­зом Мас­те­ра вре­мен дав­ным-дав­но про­шед­ших скры­ва­ли Тай­ную Бо­же­ст­вен­ную Док­три­ну, скры­ва­ли как свя­щен­ную до­ве­рен­ность и толь­ко в ред­ких слу­ча­ях со­об­ща­ли — да и то лишь не­мно­гое — про­ве­рен­ным и на­деж­ным уче­ни­кам (gurmukhs). Дей­ст­ви­тель­но, со­вер­шен­но не­воз­мож­но рас­су­ж­дать на по­доб­ную те­му про­сты­ми, обы­ден­ны­ми сло­ва­ми, ибо, не по­про­бо­вав пу­дин­га, как мож­но рас­ска­зать о его вку­се? Пред­мет этот есть прак­ти­че­ский про­цесс са­мо­ана­ли­за, ис­сле­до­ва­ния и об­ра­ще­ния вни­ма­ния внутрь; и кто ми­ло­стью Со­вер­шен­но­го Мас­те­ра по­лу­чит этот дос­туп и су­ме­ет глу­бо­ко про­ник­нуть внутрь са­мо­го се­бя, без­ус­лов­но най­дет бес­цен­ную Жем­чу­жи­ну.

При­кос­но­ве­ние Ре­аль­но­сти вы­но­сит че­ло­ве­ка за пре­де­лы от­но­си­тель­но­сти, и смерт­ный че­ло­век в мгно­ве­ние ока об­ра­ща­ет­ся бес­смерт­ным ду­хом, рас­се­кая гор­ди­ев узел54 инерт­ной ма­те­рии и жи­вой ду­ши. Та­ким об­ра­зом рас­кры­ва­ет­ся тай­на «Жиз­ни» и «Смер­ти», ибо од­на лишь жизнь су­ще­ст­ву­ет сре­ди сколь­зя­щих и ис­че­заю­щих те­ней пре­хо­дя­ще­го, и жизнь по­бе­дой по­гло­ща­ет смерть на ка­ж­дом ша­гу. На по­сле­дую­щих стра­ни­цах пред­при­ни­ма­ет­ся по­пыт­ка кое-что рас­ска­зать о Тай­ной Док­три­не на язы­ке трех­мер­но­го ми­ра, дос­туп­ном всем, но со­вер­шен­но не­дос­та­точ­ном для опи­са­ния Не­опи­суе­мо­го.

 

54 Гор­ди­ев узел — узел, ко­то­рым бы­ло при­вя­за­но в древ­но­сти дыш­ло ко­лес­ни­цы Гор­дия в хра­ме Зев­са на го­ре Гор­ди­ум (Га­ла­тия). Ора­кул пред­ска­зал, что тот, кто раз­вя­жет этот узел, бу­дет вла­деть Ма­лой Ази­ей. Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, да­бы ис­пол­нить это про­ро­че­ст­во, рас­сек узел ме­чом. По­это­му-то вся­кое за­пу­тан­ное де­ло на­зы­ва­ют гор­дие­вым уз­лом. «Рас­сечь гор­ди­ев узел» оз­на­ча­ет од­ним ре­ши­тель­ным дей­ст­ви­ем рас­пу­тать де­ло.

 

И да по­мо­гут чи­та­те­лю Си­ла и Дух Бо­жий дос­тичь боль­ше­го по­ни­ма­ния это­го пред­ме­та у ног све­ду­ще­го Мас­те­ра, спо­соб­но­го ода­рить нас ду­хов­ны­ми бо­гат­ст­ва­ми, — ода­рить здесь и сей­час, в этой жиз­ни, ибо как знать, взой­дет ли для нас по­сле смер­ти свет Ис­ти­ны, как тор­же­ст­вен­но и серь­ез­но нам обе­ща­ют так на­зы­вае­мые «учи­те­ля», пе­ре­пол­няю­щие мир...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: