Другие книги серии « Сант Мат» – Путь Мастеров 3 глава




В свя­зи с этим Хри­стос из­рек серь­ез­ное пре­дос­те­ре­же­ние:

«Бе­ре­ги­тесь лже­про­ро­ков, ко­то­рые при­хо­дят к вам в овечь­ей оде­ж­де, а внут­ри суть вол­ки хищ­ные...» (От Мат­фея 7:15), а так­же: «...ес­ли сле­пой ве­дет сле­по­го, то оба упа­дут в яму» (От Мат­фея 15:14).

Пер­во­сте­пен­ной не­об­хо­ди­мо­стью по­это­му ока­жут­ся по­ис­ки све­ду­ще­го Мас­те­ра; од­на­ко, пре­ж­де чем при­нять Его как сво­его не­по­гре­ши­мо­го ру­ко­во­ди­те­ля и не­из­мен­но­го дру­га на пу­ти сле­до­ва­ния к Бо­гу, не­об­хо­ди­мо убе­дить­ся в Его под­лин­но­сти. Ку­да луч­ше по­тра­тить на по­ис­ки всю свою жизнь, чем сле­до­вать за псев­до­мас­те­ром и по­те­рять един­ст­вен­ную пред­ста­вив­шую­ся в жиз­ни воз­мож­ность. Не про­па­дут зря по­доб­ные по­ис­ки.

«Ищи­те и об­ря­ще­те».

 

Кам­нем я умер, об­ра­тил­ся рас­тень­ем,

Рас­тень­ем я умер, под­нял­ся жи­вот­ным,

Жи­вот­ным я умер и стал че­ло­ве­ком.

Нет при­чи­ны бо­ять­ся.

Уми­рая, я мень­шим не стал.

Вновь, од­на­ко, ум­ру я, но те­перь че­ло­ве­ком,

Чтоб с бла­жен­ны­ми ан­ге­ла­ми ввысь вос­па­рить,

Но и их я ос­тав­лю, кро­ме Бо­га, все смерт­но.

Ду­шу ан­ге­ла в жерт­ву те­перь при­не­су.

Об­ра­щусь в не­по­нят­ное ра­зу­му не­что...

О по­зволь, раз­ре­ши мне не быть,

И в ор­ган­ных то­нах не­бы­тие воз­ве­ща­ет:

«Мы те­перь воз­вра­тим­ся к Не­му».

Мау­ла­на Ру­ми

 

Гла­ва I

НИ­ЧТО НЕ УМИ­РА­ЕТ В ПРИ­РО­ДЕ

Смерть и бес­смер­тие при­су­щи все­му, что су­ще­ст­ву­ет, все­му, что со­че­та­ет в се­бе ма­те­рию и дух.

Ма­те­рия есть все­го лишь про­ек­ци­он­ный эк­ран ду­ха, вез­де­су­ще­го ду­ха, при­тя­ги­ваю­ще­го к се­бе ма­те­рию раз­лич­ной сте­пе­ни плот­но­сти и час­то­ты ко­ле­ба­ний и про­яв­ляю­ще­го­ся та­ким об­ра­зом на раз­лич­ных уров­нях жиз­ни во все­воз­мож­ных то­нах и узо­рах форм. Дух без ма­те­ри­аль­но­го по­кро­ва, не­об­хо­ди­мо­го для его про­яв­ле­ния в ма­те­ри­аль­ном ми­ре, есть пус­то­та, ибо дух без ма­те­ри­аль­но­го по­кро­ва фи­зи­че­ским гла­зам не­ви­дим, как не­ви­ди­ма вос­кре­шаю­щая си­ла вес­ны, ощу­щае­мая на­ми в рас­цве­таю­щих цве­тах, в их упои­тель­ном бла­го­уха­нии и в пло­дах, про­пи­тан­ных слад­ким со­ком.

Че­ло­век пред­став­ля­ет со­бою Док­три­ну Трои­цы на Зем­ле, со­че­тая в се­бе те­ло, ра­зум и ду­шу. По­след­няя, яв­ля­ясь Су­тью Бо­га, Ды­ха­ни­ем Жиз­ни, ожив­ля­ет как те­ло, так и ра­зум, соз­да­вая та­ким об­ра­зом жи­во­го че­ло­ве­ка, с го­ло­вы до пят про­ни­зан­но­го Ды­ха­ни­ем Бо­га.

Че­ло­ве­че­ское те­ло есть обо­соб­лен­ная ма­те­рия; дух, за­клю­чен­ный в нем, ка­жет­ся нам ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ным55. В дей­ст­ви­тель­но­сти же этот ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ный дух есть как бы во мно­гих со­су­дах с во­дой от­ра­жен­ное еди­ное солн­це.

 

55 Ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ный дух — ис­кра вез­де и все­гда су­ще­го Сло­ва или ду­ша, за­ко­ван­ная в фи­зи­че­ском, ас­т­раль­ном, мен­таль­ном те­лах и эго, ко­то­рое и соз­да­ет в нем чув­ст­во са­мо­стоя­тель­но­сти, обо­соб­лен­но­сти, ин­ди­ви­ду­аль­но­сти или «я». На­зы­ва­ет­ся так­же «Джи­ва», или не­очи­щен­ная Ду­ша (прим. пер.).

 

По­сле смер­ти те­ло, со­стоя­щее из раз­лич­ных эле­мен­тов, рас­тво­ря­ет­ся и воз­вра­ща­ет­ся в кос­ми­че­ское вме­сти­ли­ще ма­те­рий, в ко­неч­ном ито­ге сли­ва­ясь с пер­вич­ной еди­ной суб­стан­ци­ей, а ду­ша воз­вра­ща­ет­ся к Бо­гу: «До­ко­ле не по­рва­лась се­реб­ря­ная це­поч­ка, и не ра­зо­рва­лась зо­ло­тая по­вяз­ка, и не раз­бил­ся кув­шин у ис­точ­ни­ка, и не об­ру­ши­лось ко­ле­со над ко­лод­цем.

И воз­вра­тит­ся прах в зем­лю, чем он был; а дух воз­вра­тит­ся к Бо­гу, ко­то­рый дал его» (Екк­ле­си­аст 12:6, 7).

Жи­вой че­ло­век не есть не­что от­дель­ное и не­за­ви­си­мое от Выс­шей Си­лы56, про­ни­зы­ваю­щей его. Он — про­дукт этой Выс­шей Си­лы, дей­ст­вую­щей в ма­те­ри­аль­ном ми­ре по­сред­ст­вом сис­те­мы ор­га­ни­зо­ван­ных волн, по­ро­ж­даю­щих в нем со­стоя­ние соз­на­ния. Че­ло­век жи­вет до тех пор, по­ка Выс­шая Си­ла при­сут­ст­ву­ет и те­чет в его те­лес­ной фор­ме, но лишь толь­ко эта Си­ла вби­ра­ет­ся са­ма в се­бя, жизнь че­ло­ве­ка об­ры­ва­ет­ся, дея­тель­ность пре­кра­ща­ет­ся, и он за­кан­чи­ва­ет вся­че­скую свою зем­ную ак­тив­ность. Что ос­та­ет­ся? Ни­че­го, кро­ме инерт­ной ма­те­рии, хо­тя по фор­ме и суб­стан­ции той же, что и рань­ше, од­на­ко ли­шен­ной Жиз­нен­но­го Им­пуль­са, пуль­си­ро­вав­ше­го в ней все­го лишь не­сколь­ко мгно­ве­ний то­му на­зад.

Как от­дель­ный че­ло­век, так и вся Все­лен­ная яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­ем од­но­го и то­го же Прин­ци­па Жиз­ни, прин­ци­па жи­во­го соз­на­ния раз­лич­ных сте­пе­ней, на­чи­наю­ще­го­ся Лого­сом57 и опус­каю­ще­го­ся до ато­мов ма­те­ри­аль­ных эле­мен­тов, не­пре­рыв­но рит­мич­но дви­гаю­щих­ся, фор­ми­рую­щих и пе­ре­фор­ми­рую­щих в бы­ст­рой по­сле­до­ва­тель­но­сти все­воз­мож­ные фор­мы и узо­ры (Тво­ре­ния) под влия­ни­ем Выс­шей Си­лы, дей­ст­вую­щей в них и на них. Ко­ро­че го­во­ря, Выс­шая Ра­зум­ная Си­ла Все­лен­ной пре­бы­ва­ет ны­не и веч­но в серд­це ка­ж­до­го ато­ма, тан­цую­ще­го под Ее ме­ло­дию та­нец, по­доб­ный веч­но­му тан­цу Ши­вы58, жи­ву­ще­го во­пло­ще­ния Шак­ти, Ма­те­ри Ми­ро­зда­ния. В эзо­те­ри­че­ской кос­мо­го­нии тео­рия «мерт­вой» ма­те­рии не на­хо­дит се­бе ни­ка­ко­го мес­та, ибо са­ма по се­бе ма­те­рия не мо­жет су­ще­ст­во­вать без внут­рен­ней свя­зую­щей и при­су­щей ей Си­лы. В ре­аль­но­сти ма­те­рия есть фор­ма за­стыв­шей энер­гии.

 

56 Выс­шая Си­ла — см. сно­ску 16.

57 Ло­гос — 1) Сло­во. 2) По пред­став­ле­ни­ям не­ко­то­рых древ­них фи­ло­со­фов, ра­зум, мысль Бо­га, вы­де­лив­шая­ся для соз­да­ния ми­ра и управ­ле­ния им. Тер­мин «Ло­гос» упот­реб­лял­ся в древ­ней фи­ло­со­фии и тео­ло­гии и с раз­лич­ны­ми из­ме­не­ния­ми встре­ча­ет­ся в ин­дий­ской, еги­пет­ской и пер­сид­ской сис­те­мах мыш­ле­ния.

58 Ши­ва — один из трех чле­нов ин­дий­ской Трои­цы. На­зы­ва­ет­ся так­же Mahadeva, «ве­ли­кий Бог». Ши­ва раз­ру­ша­ет ро­ж­ден­ное от зла. Раз­ру­ше­ние — это пре­лю­дия но­во­го на­ча­ла, по­это­му его бо­го­тво­рят как тво­ря­щее вы­ра­же­ние Вер­хов­но­го Су­ще­ст­ва (Кир­пал Сингх. Джап Джи, с. 144.)

 

Ме­ж­ду по­ня­тия­ми «бы­тие» и «су­ще­ст­во­ва­ние» в древ­ней фи­ло­со­фии про­во­ди­лась чет­кая гра­ни­ца. Ло­гос, Про­то­тип Ми­ро­зда­ния, есть под­лин­ное, ис­тин­ное «бы­тие», не­из­мен­ное и вечное, в то вре­мя как «су­ще­ст­во­ва­ние» есть его вы­ра­же­ние и рас­ши­ре­ние или про­дви­же­ние впе­ред и во­вне в «мир ста­нов­ле­ния», мир без­ос­та­но­воч­ных пе­ре­мен и из­ме­не­ний, свер­шаю­щих­ся от мгно­ве­ния к мгно­ве­нию.

Фи­зио­ло­ги и вра­чи, а так­же бо­та­ни­ки, са­до­во­ды и цве­то­во­ды мно­гое со­об­ща­ют нам о ме­ха­ни­че­ских и хи­ми­че­ских про­цес­сах об­ме­на ве­ществ че­ло­ве­ка или лю­бо­го дру­го­го жи­во­го ор­га­низ­ма, будь то де­ре­во, цве­ток, фрукт, му­ра­вей или слон, од­на­ко ни де­ре­во, ни цве­ток не мо­гут объ­яс­нить, по­че­му и для че­го они жи­вут, как жи­вут, что есть сущ­ность са­мой жиз­ни и, пре­вы­ше все­го, что есть соз­на­ние, ха­рак­те­ри­зую­щее Им­пульс Жиз­ни в лю­бой и во всех вме­сте сфе­рах су­ще­ст­во­ва­ния.

Кос­ми­че­ский цикл до­ка­зы­ва­ет, что жизнь веч­на. Жизнь есть бес­ко­неч­ный про­цесс. И он про­дол­жа­ет­ся сно­ва и сно­ва, при­ни­мая то од­ну, то дру­гую фор­му в не­скон­чае­мой се­рии по­яв­ле­ний, ис­чез­но­ве­ний и по­яв­ле­ний вновь, по­доб­но вол­нам и пу­зы­рям в по­то­ке вре­ме­ни — вре­ме­ни, те­ку­ще­го от веч­но­сти к веч­но­сти.

При­ро­да есть ко­лос­саль­ное вме­сти­ли­ще жиз­ни и ма­те­рии, в ко­то­ром ни­что не те­ря­ет­ся и ни­что не уми­ра­ет, не­смот­ря на все­воз­мож­ные из­ме­не­ния форм, из­ме­не­ния ка­лей­до­ско­пи­че­ские и про­ис­хо­дя­щие в мгно­ве­ние ока. Имен­но этот про­цесс из­ме­не­ния и при­ня­то на­зы­вать смер­тью, смер­тью од­ной фор­мы в од­ном мес­те и ро­ж­де­ни­ем в иной фор­ме в дру­гом мес­те или сфе­ре. Не­ви­ди­мый пар, под­ни­маю­щий­ся над мо­рем, уми­ра­ет, чтоб об­ра­тить­ся в ви­ди­мый за­стыв­ший снег на вер­ши­не го­ры, а ви­ди­мый снег опять свер­ша­ет об­рат­ный про­цесс, про­цесс смер­ти, ста­но­вясь во­дой, во­да сно­ва об­ра­ща­ет­ся не­ви­ди­мым па­ром; так про­дол­жа­ет­ся бес­ко­неч­ная цепь при­чин и след­ст­вий. Так же и че­ло­век об­ра­ща­ет­ся в ви­ди­мый ин­ди­ви­ду­ум, как толь­ко дух его об­ла­чит­ся в че­ло­ве­че­скую фор­му, за­тем с те­че­ни­ем вре­ме­ни тот же че­ло­век, сыг­рав­ший столь­ко раз­лич­ных ро­лей на под­мо­ст­ках жиз­ни (сы­на и бра­та, му­жа и от­ца; сна­ча­ла мла­ден­ца, по­том юно­ши и на­ко­нец сла­бо­ум­но­го ста­ри­ка), в кон­це кон­цов, ко­гда дух его по­ки­нет те­ло, опять ста­нет не­ви­ди­мым, к об­ще­му за­ме­ша­тель­ст­ву стоя­щих во­круг, об­ра­тив­шись пус­то­той в гро­мад­ной пау­ти­не от­но­ше­ний, ко­то­рые он сплёл во­круг се­бя во вре­мя сво­его су­ще­ст­во­ва­ния на Зем­ле. Имен­но так всё и про­ис­хо­дит во вре­мя смер­ти. За­тем фи­зи­че­ское те­ло на­чи­на­ет рас­па­дать­ся и вби­ра­ет­ся в кос­ми­че­ский по­ря­док ве­щей, а жиз­нен­ные по­то­ки сли­ва­ют­ся с ве­ли­ким кос­ми­че­ским Прин­ци­пом Жиз­ни, ко­то­рый по при­ро­де сво­ей — ор­га­ни­че­ский и жиз­нен­ный, а не хи­ми­че­ски-не­ор­га­ни­че­ский и ме­ха­ни­че­ский.

Смерть — со­всем не то, чем она нам ка­жет­ся и чем мы ее по­ла­га­ем. Смерть и жизнь — тер­ми­ны со­от­но­си­тель­ные, но толь­ко в ма­те­ри­аль­ном ми­ре; в дей­ст­ви­тель­но­сти же ме­ж­ду ни­ми нет раз­ни­цы, и от­ли­чить их друг от дру­га не­воз­мож­но, ибо смерть не в си­лах по­гло­тить жизнь, не в си­лах обор­вать её. Смерть и жизнь есть взаи­мо­сме­няе­мый про­цесс, вро­де двух сто­рон мо­не­ты, вер­тя­щей­ся во­круг сво­ей оси. Раз­ве не на­блю­да­ем мы сме­ну дня и но­чи, све­та и тьмы, по­оче­ред­но то по­яв­ляю­щих­ся, то ис­че­заю­щих бла­го­да­ря вра­ще­нию Зем­ли во­круг сво­ей оси; раз­ве в раз­лич­ных мес­тах солн­це не от­бра­сы­ва­ет те­ни раз­лич­ных длин и форм, в то вре­мя как са­мо оно не­из­мен­но про­дол­жа­ет си­ять? Смерть не оз­на­ча­ет пол­но­го пре­кра­ще­ния и унич­то­же­ния, как за­час­тую счи­та­ет­ся. Смерть — не что иное, как из­ме­не­ние соз­на­ния, пе­ре­хо­дя­ще­го из од­но­го мес­та су­ще­ст­во­ва­ния в дру­гое; жизнь же, на­обо­рот, есть еди­ный и не­пре­рыв­ный про­цесс, не ве­даю­щий кон­ца. Смерть, сле­дую­щая за жиз­нью, — это не без­жиз­нен­ность, а жизнь в иной фор­ме, в ином мес­те, здесь, на Зем­ле, или еще где-ни­будь — в ином ви­де, с иным име­нем и при иных об­стоя­тель­ст­вах в со­от­вет­ст­вии с Бо­же­ст­вен­ным пред­на­чер­та­ни­ем (Dharam Raj), ра­бо­таю­щим со­глас­но не­умо­ли­мо­му за­ко­ну Дей­ст­вия (или Кар­мы) — «что по­се­ет че­ло­век, то и пож­нет» (К Га­ла­там 6:7). Жизнь есть по­зи­тив­ное вы­ра­же­ние Выс­ше­го Бо­га и не под­чи­не­на не­га­тив­но­сти смер­ти, по­это­му по­след­няя не в со­стоя­нии по­га­сить пер­вую — веч­ное Пла­мя Жиз­ни.

Мы име­ем сви­де­тель­ст­ва не­пре­рыв­но сле­дую­щих друг за дру­гом Мас­те­ров, ут­вер­ждаю­щих, что жизнь и смерть есть все­го лишь два сло­ва, упот­реб­ляе­мые в ми­ре дуальности и опи­сы­ваю­щие по­верх­но­ст­ный эф­фект или внеш­нюю пе­ре­ме­ну в со­стоя­нии соз­на­ния Внут­рен­не­го Су­ще­ст­ва, жи­ву­ще­го в цен­тре. Они есть все­го лишь ви­ди­мые и не­ви­ди­мые фа­зы в кос­ми­че­ском цик­ле, че­рез ко­то­рые про­хо­дит внут­рен­ний че­ло­век. Пе­чаль­ная, го­ре­ст­ная и страх на­го­няю­щая смерть в дей­ст­ви­тель­но­сти есть ро­ж­де­ние (ро­ж­де­ние вновь внут­рен­не­го че­ло­ве­ка) в но­вую жизнь, ко­то­рая мо­жет ока­зать­ся го­раз­до бо­лее ра­до­ст­ной и пре­крас­ной, чем она бы­ла до сих пор.

«Смерть, бла­го­го­ве­ние вну­шаю­щая, ду­ше­раз­ди­раю­щая смерть, — го­во­рит Ка­бир, — для ме­ня есть пред­вест­ник ра­до­ст­ной Жиз­ни, и я при­вет­ст­вую смерть». Еван­ге­лие так­же рас­ска­зы­ва­ет о Цар­ст­ве Бо­жи­ем, ожи­даю­щем че­ло­ве­ка по ту сто­ро­ну мо­ги­лы:

 

...Ес­ли кто не ро­дит­ся свы­ше, не мо­жет уви­деть Цар­ст­вия Бо­жия... Ес­ли кто не ро­дит­ся от во­ды и Ду­ха, не мо­жет вой­ти в Цар­ст­вие Бо­жие. Ро­ж­ден­ное от пло­ти есть плоть, а ро­ж­ден­ное от Ду­ха есть дух... Дух ды­шит, где хо­чет, и го­лос его слы­шишь, а не зна­ешь, от­ку­да при­хо­дит и ку­да ухо­дит: так бы­ва­ет со вся­ким, ро­ж­ден­ным от Ду­ха.

От Ио­ан­на 3:3, 5, 6, 8

 

Та­ким об­ра­зом, с ка­ж­дой по­сле­дую­щей смер­тью или рас­тво­ре­ни­ем фор­мы ос­во­бо­ж­ден­ный из плот­ной фор­мы дух не толь­ко воз­рас­та­ет от си­лы к си­ле и от мо­щи к мо­щи, но и воз­рас­та­ет его соз­на­ние, рас­ши­ря­ясь и уве­ли­чи­ва­ясь. Нам так го­во­рит Мау­ла­на Ру­ми:

 

Кам­нем я умер, об­ра­тил­ся рас­тень­ем,

Рас­тень­ем я умер, под­нял­ся жи­вот­ным,

Жи­вот­ным я умер и стал че­ло­ве­ком.

Нет при­чи­ны бо­ять­ся.

Уми­рая, я мень­шим не стал.

Вновь, од­на­ко, ум­ру я, но те­перь че­ло­ве­ком,

Чтоб с бла­жен­ны­ми ан­ге­ла­ми ввысь вос­па­рить,

Но и их я ос­тав­лю, кро­ме Бо­га, все смерт­но.

Ду­шу ан­ге­ла в жерт­ву те­перь при­не­су.

Об­ра­щусь в не­по­нят­ное ра­зу­му не­что...

О по­зволь, раз­ре­ши мне не быть,

И в ор­ган­ных то­нах не­бы­тие воз­ве­ща­ет:

«Мы те­перь воз­вра­тим­ся к Не­му».

«Смерть» есть иное на­зва­ние пе­ре­ме­ны, свер­шаю­щей­ся в цен­траль­ном Прин­ци­пе Жиз­ни, стерж­не, во­круг ко­то­ро­го дви­жет­ся и функ­цио­ни­ру­ет ор­га­ни­зо­ван­ная мо­на­да Жиз­ни. Смерть есть пе­ре­ход от од­но­го на­бо­ра об­стоя­тельств к дру­го­му — иных форм, иных ус­ло­вий, наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных для ко­неч­но­го и пол­но­го раз­ви­тия и рас­цве­та «Self»59 или «се­бя» — Жи­ву­щей Мо­на­ды, пе­ре­ход, ве­ду­щий к бо­лее и бо­лее ши­ро­ко­му и глу­бо­ко­му по­ни­ма­нию выс­ших ду­хов­ных цен­но­стей жиз­ни:

 

Го­во­рю вам тай­ну: не все мы у мрем, но все из­ме­ним­ся вдруг, во мгно­ве­ние ока... и мерт­вые вос­крес­нут нетлен­ны­ми... и смерт­ное cue об­ле­чет­ся в бес­смер­тие... то­гда сбу­дет­ся сло­во на­пи­сан­ное: «по­гло­ще­на смерть по­бе­дою». «Смерть! где твое жа­ло? ад! где твоя по­бе­да?»

1-е Ко­рин­фя­нам 15:51—55

 

59 «Self» — в дан­ном пе­ре­во­де это сло­во бу­дет пе­ре­во­дить­ся как ду­ша, «Внут­рен­нее су­ще­ст­во в нас», «се­бя», «ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ный дух» и т. д.; см. также сно­ску 55.

 

В сво­ей кни­ге «Че­ло­век не­из­вест­ный» Алек­сис Кар­рель (1) го­во­рит: «Че­ло­век соз­дан из че­ре­ды при­зра­ков, по­сре­ди ко­то­рых ше­ст­ву­ет не­по­зна­вае­мая Ре­аль­ность». Сход­ным об­ра­зом го­во­рит о се­бе и Гу­ру На­нак: «По­сре­ди внеш­ней фи­зи­че­ской фор­мы, на­зы­вае­мой "На­нак", иг­ра­ет не­ви­ди­мая Си­ла Все­выш­не­го».

В Бха­га­вад Ги­те, «Пес­не Обо­жае­мо­го», Бхаг­ван Криш­на, вось­мая ава­та­ра Виш­ну (в ин­дий­ской ми­фо­ло­гии один из зна­ме­ни­той Трои­цы)60, так го­во­рит нам:

 

О, знай, мой принц из Пан­ду, ни­ко­гда то­го не бы­ло дня, ко­гда ты, ко­гда я, ко­гда про­чие прин­цы зем­ные не жи­ли, и не на­сту­пит тот день, ко­гда жизнь обор­вет­ся. Ду­ша, об­ла­чен­ная те­лом, ис­пы­тав свое дет­ст­во и юность, ис­пы­тав воз­му­жа­лость и ста­рость, пе­рей­дет, и так оно бу­дет, в со­всем иное, но­вое те­ло и в дру­гих во­пло­ще­ни­ях и в дру­гих вре­ме­нах бу­дет сно­ва тут жить и иг­рать свою роль. Кто по­стиг Мис­ти­че­скую Док­три­ну, кто зна­ет ее сек­ре­ты, тех не тро­га­ет из­мен­чи­вость здеш­них со­бы­тий, смерть и жизнь для них все­го лишь не­зна­ча­щие сло­ва, не­веч­ные, внеш­ние про­яв­ле­ния скры­той глуб­же ду­ши.

60 Криш­на. Гос­подь — ав­тор из­вест­ной «Не­бес­ной Пес­ни» или «Пес­ни Обо­жае­мо­го», на­зы­вае­мой «Бха­га­вад Ги­та», мо­ну­мен­таль­ной ра­бо­ты, ка­саю­щей­ся ис­клю­чи­тель­но за­пу­тан­ной про­бле­мы Dharma (Жиз­нен­ный Прин­цип. Кар­ма на­ций и об­ще­ст­ва) в ее раз­лич­ных ас­пек­тах и со­дер­жа­щей цен­ные рас­су­ж­де­ния (с раз­лич­ных то­чек зре­ния) в за­щи­ту спра­вед­ли­вой вой­ны.

 

Та­ким об­ра­зом, де­ла­ет­ся яс­ным, что со­глас­но кос­ми­че­ско­му цик­ли­че­ско­му за­ко­ну всё дви­жет­ся по кру­гу и всё — веч­но. Та­нец Ши­вы — од­но­вре­мен­но как бо­га смер­ти, так и смер­ти, ве­ду­щей к но­вой жиз­ни, не­ред­ко на бо­лее вы­со­ком уров­не су­ще­ст­во­ва­ния, — длит­ся веч­но. На­хо­дясь под не­из­мен­но вра­щаю­щим­ся «Ко­ле­сом Жиз­ни», че­ло­век в про­цес­се эво­лю­ции или рос­та не­пре­рыв­но из­ме­ня­ет­ся, про­грес­си­руя от про­сто­го фи­зи­че­ско­го су­ще­ст­ва к ас­т­раль­но­му, за­тем при­чин­но­му, про­дви­га­ясь из сфе­ры в сфе­ру, по­ка на­ко­нец не об­ра­тит­ся су­ще­ст­вом ду­хов­ным и не осоз­на­ет пол­но­стью веч­но раз­ви­ваю­ще­го­ся в нем Прин­ци­па Соз­на­ния, ко­то­рым он по­тен­ци­аль­но и яв­ля­ет­ся, и не ох­ва­тит всей пол­но­ты сво­его Су­ще­ст­ва.

 

От од­ной кро­ви Он про­из­вел весь род че­ло­ве­че­ский... мы Им жи­вем и дви­жем­ся и су­ще­ст­ву­ем... ибо мы Его род.

Дея­ния 17:26, 28

 

«По­доб­ное по­ро­ж­да­ет по­доб­ное». Всё, будь то рас­те­ние, жи­вот­ное или че­ло­век, раз­ви­ва­ет­ся из се­ме­ни в со­от­вет­ст­вии с его ви­дом, од­на­ко в со­гла­сии с ус­та­нов­лен­ным об­раз­цом жиз­ни, за­клю­чен­ным в при­ро­де дан­но­го се­ме­ни. «Но Бог да­ет ему те­ло, как хо­чет, и ка­ж­до­му се­ме­ни свое те­ло. Не вся­кая плоть та­кая же плоть» (1-е Ко­рин­фя­нам 15:38—39). Че­ло­век, жи­вя на Зем­ле, сто­ит на выс­шей сту­пе­ни жиз­ни, од­на­ко он не ото­рван от сво­его Твор­ца. Отец в по­тен­ци­аль­ной фор­ме на­хо­дит­ся в сы­не, а сын твер­до уко­ре­нен в От­це, од­на­ко, ог­ра­ни­чен­ный воз­мож­но­стя­ми сво­его фи­зи­че­ско­го те­ла, в ко­то­ром су­ще­ст­ву­ет и дей­ст­ву­ет здесь, на Зем­ле, он мо­жет и не знать на­стоя­ще­го по­ло­же­ния ве­щей. Бла­го­да­ря дей­ст­вую­щей в нём Си­ле Бо­га ис­тин­но жи­вёт он во Хра­ме Гос­под­нем, ко­им яв­ля­ет­ся его те­ло: «Раз­ве не знае­те, что вы храм Бо­жий, и Дух Бо­жий жи­вет в вас?» (1-е Ко­рин­фя­нам 3:16) (по­это­му вы и есть Дух Бо­жий). Тер­мин «че­ло­век» есть все­го лишь сло­во, обо­зна­чаю­щее во­пло­щен­ный Дух Бо­га на Зем­ле. Зна­ме­ни­тая док­три­на Трои­цы та­ко­ва: Це­лое со­сто­ит из трех час­тей: Отец (Все­лен­ский Дух), Сын (ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ный дух, об­ла­чен­ный те­лом, ра­зу­мом и ин­тел­лек­том) и Дух Свя­той (спа­си­тель­ные зве­нья или По­ток Жиз­ни, свя­зы­ваю­щий их, сле­дуя ко­то­ро­му ду­ша мо­жет вы­брать­ся из за­пад­ни сво­его те­ла). Все три на­хо­дят­ся и со­еди­не­ны во­еди­но в че­ло­ве­ке. От­сю­да при­зыв Про­ро­ка Га­ли­лей­ско­го: «Итак, будь­те со­вер­шен­ны, как со­вер­шен Отец ваш Не­бес­ный» (От Мат­фея 5:48)61.Толь­ко тот, кто сам дос­тиг со­вер­шен­ст­ва, мо­жет нау­чить нас, как стать со­вер­шен­ны­ми.

 

61 Со­вер­шен­ст­во — толь­ко со­вер­шен­ный че­ло­век (ду­ша, смыв­шая в Пар-Брах­ман­де — чет­вер­той сфе­ре Тво­ре­ния — в озе­ре Ам­рит­сар, по­след­ние сле­ды гре­ха) мо­жет пред­стать пе­ред Со­вер­шен­ст­вом, или Сат-Пу­ру­шем (пер­вым и глав­ным про­яв­ле­ни­ем Бо­га-Аб­со­лю­та в пя­той сфе­ре Тво­ре­ния, или Сач-Кхан­де) и та­ким об­ра­зом ока­зать­ся спа­сен­ной, ины­ми сло­ва­ми — не­под­вла­ст­ной за­ко­нам пе­ре­во­пло­ще­ния и рас­тво­ре­ния Тво­ре­ния (прим. пер.).

 

Со­вер­шен­ст­во яв­ля­ет­ся це­лью че­ло­ве­че­ской жиз­ни на Зем­ле. А за­клю­ча­ет­ся оно в са­мо­раз­ви­тии или эво­лю­ции ин­ди­ви­ду­аль­но­го ду­ха пу­тем пре­одо­ле­ния ог­ра­ни­че­ний, на­ло­жен­ных на не­го те­лом, ра­зу­мом и ин­тел­лек­том, и оз­на­ком­ле­ния с со­кры­ты­ми в глу­би­нах ве­ли­ко­го океа­на под­соз­на­ния тай­на­ми — ещё не­из­вест­ны­ми и не­ис­сле­до­ван­ны­ми. Это за­да­ча ис­клю­чи­тель­но труд­на, но раз­ре­ши­ма при ус­ло­вии, что ин­ди­ви­дуу­му по­сча­ст­ли­вит­ся вой­ти в кон­такт с Со­вер­шен­ным Мас­те­ром, хо­ро­шо ос­ве­дом­лен­ным в нау­ке и ис­кус­ст­ве Па­ра Ви­дьи (Para Vidya), нау­ке о Бо­же­ст­вен­ных ми­рах, ле­жа­щих за пре­де­ла­ми чувств, по­мо­гаю­щих нам спра­вить­ся толь­ко в ми­ре Ап­ра Ви­дьи (Ар­га Vidya) или ми­ре эм­пи­ри­че­ском, ми­ре на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов. «...Не при­дет Цар­ст­вие Бо­жие при­мет­ным об­ра­зом... Цар­ст­вие Бо­жие внутрь вас есть» (От Лу­ки 17:20—21). Не при­дет Цар­ст­вие Бо­жие с об­ла­ков Не­бес­ных. Оно уже здесь, внут­ри че­ло­ве­ка, и ка­ж­дый мо­жет стать то­му сви­де­те­лем: сви­де­те­лем его не­опи­суе­мо­го ве­ли­ко­ле­пия, пу­тем об­ра­ще­ния вни­ма­ния внутрь се­бя, пу­тем как бы доб­ро­воль­ной смер­ти еще при жиз­ни на Зем­ле — пу­тем, ко­то­ро­му с не­за­па­мят­ных вре­мен обу­ча­ли Мас­те­ра сво­их из­бран­ных уче­ни­ков. Че­го дос­тиг один че­ло­век, дру­гой так­же мо­жет дос­тичь — ко­неч­но, не без со­от­вет­ст­вую­щей по­мо­щи и ука­за­ний Бо­го­че­ло­ве­ка. Ка­ж­дый Свя­той име­ет свое про­шлое, ка­ж­дый греш­ник — бу­ду­щее.

Гла­ва II

СВЕТ ЖИЗ­НИ

Мы все спус­ти­лись вниз, в эту да­ле­кую от­чиз­ну, на­зы­вае­мую Зем­лей, блуд­ные сы­ны Бо­га, при­нес­шие с со­бой по­тен­ци­ал От­ца, ко­то­рый мы про­ма­ты­ва­ем день за днем и миг за ми­гом в по­зна­нии эфе­мер­ных кра­сот и ве­ли­ко­ле­пий этой пла­не­ты, на­прочь за­бы­вая тем вре­ме­нем о на­шем Бо­же­ст­вен­ном На­ча­ле, бла­жен­ст­ве От­цов­ско­го До­ма, о на­шем про­ис­хо­ж­де­нии и ве­ли­ком На­след­ст­ве, по пра­ву при­над­ле­жа­щем нам.

«Ро­ж­ден­ные от пло­ти» и жи­вя во пло­ти, мы по­те­ря­ли связь со спа­си­тель­ным Жиз­нен­ным По­то­ком внут­ри нас62 и, став та­ки­ми, ока­за­лись ду­хов­но мерт­вы­ми — мерт­вы­ми, не­смот­ря на ли­хо­ра­доч­ную жизнь на фи­зи­че­ском уров­не и уров­не ра­зу­ма, не­смот­ря на изу­ми­тель­ные дос­ти­же­ния в ис­кус­ст­ве, нау­ке и тех­ни­ке. Со все­ми удоб­ст­ва­ми жиз­ни, ко­то­ры­ми нас, прие­мы­шей, ода­ри­ла Мать-При­ро­да, мы жи­вём в со­стоя­нии веч­но­го стра­ха, не­до­ве­рия не толь­ко к дру­гим, но и к са­мим се­бе. Дрей­фуя в океа­не жиз­ни, мы плы­вем бес­по­мощ­но и без­на­деж­но и в ура­ган, и в бу­рю — без ру­ля и без при­ча­лов, где мож­но бы­ло бы ош­вар­то­вать на­шу лод­ку ус­той­чи­во и по­кой­но. Че­ло­век есть мик­ро­косм, ре­п­ли­ка мак­ро­кос­ма (Все­лен­ной), и оба, ин­ди­ви­ду­ум и Все­лен­ское, тес­но свя­за­ны друг с дру­гом, часть с ча­стью. Всё, что на­хо­дит­ся во­вне, на­хо­дит­ся так­же и внут­ри. Дух че­ло­ве­ка, не­смот­ря на груз тя­же­лых фи­зи­че­ских по­мех и пут ра­зу­ма, спо­со­бен про­рвать­ся сквозь плот­но оку­ты­ваю­щие его за­ве­сы и взгля­нуть на то, что ле­жит по ту сто­ро­ну, — на веч­но гос­под­ствую­ще­го Все­выш­не­го Бо­га, Са­мо­су­ще­ст­вую­щую Ис­ти­ну, не­из­мен­ную с на­ча­ла вре­мен.

 

62 Спа­си­тель­ный Жиз­нен­ный По­ток Шаб­да (Сло­во) — По­ток, воз­вра­щаю­щий­ся из Тво­ре­ния об­рат­но к Твор­цу. См. сно­ски 88 на и 139.

 

Мы име­ем сви­де­тель­ст­ва мно­гих мис­ти­ков:

 

И хо­тя ты жи­вешь в ве­ли­ких про­сто­рах,

Но вне их на­хо­дят­ся кор­ни твои,

Нау­чись, ми­лый друг, за­крыв став­ни над ми­ром,

Взле­тать в бес­ко­неч­ность да­ле­ких ми­ров.

До тех пор, по­ка ты жи­вешь в чув­ст­вен­ных сфе­рах,

Ты чу­ж­дым ос­та­нешь­ся ми­ру Твор­ца.

Бес­пре­стан­но ста­рай­ся и сно­ва ста­рай­ся

Вы­ле­теть вон из клет­ки зем­ной,

И то­гда ты пой­мешь суе­ту и тще­сла­вье

Всех этих мно­гих ниж­них ми­ров.

Вос­па­ри, не бо­ясь, над пло­тью зем­ною,

Бо­га ве­ли­чие ду­хом уз­ришь,

Во­ис­ти­ну есть Его трон твое ме­сто,

А ты вы­би­ра­ешь ла­чу­гу Зем­ли.

И хо­тя ты вне те­ла, но те­ло име­ешь,

По­че­му ты стра­шишь­ся ос­та­вить его?

* * *

Свою плот­скую жизнь сто­ро­ной обой­ди,

Ты Свет Жиз­ни уви­дишь то­гда,

Ты — во­ис­ти­ну Жизнь все­го, что жи­вет,

Ибо оба на­хо­дят­ся ми­ра внут­ри.

* * *

От те­бя ис­тек­ла и ро­ди­лась вся муд­рость,

Сам Гос­подь свои тай­ны от­кры­ва­ет те­бе.

Ты мне ка­жешь­ся мал, но в те­бе есть весь кос­мос;

Ты те­лом и ан­гель­ским ду­хом снаб­жен,

По зем­ле ли бро­дить иль в за­об­лач­ных сфе­рах

Ты мо­жешь по соб­ст­вен­ной во­ле сво­ей,

Так по­кинь же те­перь свое брен­ное те­ло,

Вос­па­ри к вы­со­чай­шим, бес­край­ним ми­рам.

Брось не­веч­ный свой дом из пло­ти и кро­ви,

Од­на­ко свой ра­зум и дух с со­бой при­хва­ти.

* * *

Ес­ли б вы­брать­ся смог из шат­ра сво­ей пло­ти,

Ты взле­тел бы со­всем в иные ми­ры,

Где нет мес­та ни скле­пам, ни пло­ти, ни кро­ви;

На Зем­ле ты жи­вешь от во­ды и еды,

На Зем­ле ты одет точ­но в то же зем­ное,

По­че­му по но­чам не по­ки­нуть свой склеп?

Ведь ты со­ткан внут­ри из все­го не­зем­но­го,

И есть вы­ход в те­бе к то­му, кто есть Бог.

Без тру­да до­бе­решь­ся до Ми­ра ино­го,

Как толь­ко взле­тишь из те­лес­ной тюрь­мы.

 

Со­вер­шен­ный Мас­тер рас­ска­зы­ва­ет нам и по­вто­ря­ет сно­ва и сно­ва, что внут­ри нас ле­жит по­те­рян­ное Цар­ст­во, по­за­бы­тое с не­за­па­мят­ных вре­мен и по­заб­ро­шен­ное, по­те­рян­ное в мощ­ном во­до­во­ро­те ми­ра ра­зу­ма и ма­те­рии, в ко­то­ром мы дрей­фу­ем из жиз­ни в жизнь. Бо­гом да­на нам воз­мож­ность прой­ти не прой­ден­ным Пу­тем, из­ве­дать не­из­ве­дан­ное и вновь от­крыть внут­ри нас то, что из­дав­на при­над­ле­жа­ло нам, — ис­тин­ных се­бя. Ро­ж­де­ние в че­ло­ве­че­ском те­ле есть ред­кая при­ви­ле­гия, она при­хо­дит в кон­це дли­тель­но­го эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, на­чи­наю­ще­го­ся с кам­ней и ми­не­ра­лов, про­хо­дя­ще­го че­рез рас­ти­тель­ное цар­ст­во, мир на­се­ко­мых, реп­ти­лий и гры­зу­нов, а за­тем дос­ти­гаю­ще­го сле­дую­щих ста­дий — пер­на­то­го брат­ст­ва лес­ных и до­маш­них птиц и, на­ко­нец, зве­рей и чет­ве­ро­но­гих мле­ко­пи­таю­щих.

В че­ло­ве­ке име­ет­ся от­сут­ст­вую­щий во всех дру­гих су­ще­ст­вах (или при­сут­ст­вую­щий в бес­ко­неч­но ма­лой сте­пе­ни) эле­мент — воз­душ­ный или эфир­ный (Akash), на­де­ляю­щий его воз­мож­но­стью рас­су­ж­дать, рас­по­зна­вать и от­ли­чать пра­виль­ное от оши­боч­но­го, доб­ро­де­тель от по­ро­ка, а так­же от­ли­чать и при­ме­нять в жиз­ни выс­шие и бла­го­род­ные ка­че­ст­ва и вы­би­рать не­об­хо­ди­мое для даль­ней­ше­го про­грес­са так, что­бы су­меть «ро­дить­ся от Ду­ха», тем са­мым до­ба­вив до­пол­ни­тель­ное из­ме­ре­ние к сво­ему соз­на­нию, дос­тиг­нув сна­ча­ла сверх­соз­на­ния, за­тем соз­на­ния кос­ми­че­ско­го и, на­ко­нец, по­тус­то­рон­не­го. Все вы­ше­ска­зан­ное яв­ля­ет­ся не­со­мнен­ной воз­мож­но­стью, хо­тя, ве­ро­ят­но, и не­из­вест­ной нам в на­стоя­щее вре­мя.

«На­ше «се­бя», — го­во­рит фи­ло­соф Юнг (2), — есть со­суд, со­дер­жа­щий не толь­ко весь наш жи­вой ор­га­низм, вклю­чая все вкла­ды и ито­ги все­го то­го, что бы­ло пе­ре­жи­то в про­шлом, но и яв­ляю­щий­ся ис­ход­ной точ­кой, пло­до­род­ной Ма­те­рью-Зем­лей, из ко­то­рой воз­ник­нет вся бу­ду­щая жизнь. Пред­чув­ст­вие гря­ду­щих со­бы­тий из­вест­но на­ше­му внут­рен­не­му чув­ст­ву так же яс­но, как ис­то­ри­че­ское про­шлое. Идея бес­смер­тия, воз­ни­каю­щая на этих пси­хо­ло­ги­че­ских ос­но­ва­ни­ях, впол­не за­кон­на».

За­клю­чен­ный в зем­ную фор­му, управ­ляе­мый ра­зу­мом, че­ло­век, это ма­лень­кое ди­тя зем­ное, жи­ву­щее в не­объ­ят­ном Тво­ре­нии, не­зна­чи­те­лен как по раз­ме­рам сво­им, так и по си­ле. Од­на­ко он без­гра­ни­чен и вез­де­сущ ду­шою; ка­жу­щий­ся ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ным дух его есть дра­го­цен­ный ка­мень не­из­ме­ри­мой цен­но­сти.

Муд­рец и мис­тик Бхи­ик63 так го­во­рит нам:

 

63 Бхи­ик (Bhikha) — ин­дий­ский Свя­той XVI ве­ка.

О Бхи­ик, ни­кто в этом ми­ре не бе­ден,

У ка­ж­до­го в поя­се спря­тан ру­бин.

Но, увы, не зная, как до­б­рать­ся к ру­би­ну,

Мы про­сим ми­ло­сты­ню у ка­ж­дой две­ри.

 

«Бог, — го­во­рит муд­рец из Дак­ши­неш­ва­ра (Ра­мак­риш­на Па­рамхан­за), — есть во всех, но все не в Нём». Гу­ру На­нак пред­ла­га­ет нам вы­ход — путь к рас­кры­тию ве­ли­кой тай­ны и гос­под­ству над всем ос­таль­ным: «По­бе­див ра­зум, ты по­бе­дишь мир». Та­ков его про­стой спо­соб. В на­стоя­щее вре­мя ра­зум раз­ры­ва­ет­ся ме­ж­ду все­воз­мож­ны­ми бес­чис­лен­ны­ми же­ла­ния­ми, ко­то­рые тя­нут его в раз­ные сто­ро­ны, но по­сте­пен­но он дол­жен быть вновь ин­тег­ри­ро­ван и об­ра­щен в не­де­ли­мое це­лое с лю­бо­вью Бо­га, взды­маю­щей­ся и тре­пе­щу­щей в ка­ж­дой фиб­ре его су­ще­ст­ва, ибо толь­ко то­гда ра­зум об­ра­тит­ся по­слуш­ным ин­ст­ру­мен­том, спо­соб­ным слу­жить ду­ху, вме­сто то­го чтоб, как сей­час, стас­ки­вать его вниз и во­вне, за­го­нять в бе­зыс­ход­ные тес­ные уг­лы — здесь, там, по­всю­ду и по­сто­ян­но. До тех пор, по­ка ра­зум — мно­го­го­ло­вая гид­ра, это чу­до­ви­ще — не бу­дет вы­дрес­си­ро­ван и ук­ро­щен, он, как бог мо­рей Про­тей, бу­дет про­дол­жать свои ди­кие вы­ход­ки под раз­лич­ны­ми мас­ка­ми и фор­ма­ми, ок­ра­ши­ва­ясь, как си­дя­щий на зем­ле ха­ме­ле­он, во все­воз­мож­ные цве­та. По­ка ра­зум при­вя­зан к зем­ле и все­му зем­но­му, он бу­дет рас­ти от си­лы к си­ле, из­вле­кая ее из Ма­те­ри-Зем­ли. По­это­му его сле­ду­ет под­нять вы­со­ко в воз­дух и дер­жать там, как ко­гда-то по­сту­пил Гер­ку­лес с Ан­те­ем, чтоб одо­леть это­го ги­ган­та, не­по­бе­ди­мо­го, по­ка он имел кон­такт с Ма­те­рью-Зем­лей, от ко­то­рой и по­лу­чал свою си­лу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: