Глава 2. Криминогенная ситуация наркотизма в РТ




Транснациональный размах преступной деятельности позволяет преступникам использовать каналы быстрого и относительно надежного аудио - видеоконтакта. Так, наибольшее распространение получают случаи использования Интернета для заключения бесконтактных сделок.

Мобильный Кошелек – это платёжная система, которая позволяет осуществлять платежи за услуги и денежные переводы с мобильного телефона, работающего в стандарте GSM. Система позволяет оплачивать мобильный телефон, доступ в Интернет, платное телевидение и множество других услуг без процентов и комиссий в любом месте, где работают телефоны стандарта GSM.

При регистрации в системе «Мобильный кошелек» нет необходимости указывать свои паспортные данные, только номер своего мобильного телефона.
Пользователь самостоятельно должен принимать все необходимые меры по сохранению конфиденциальности, предотвращению несанкционированного использования и защите аутентификационных данных от несанкционированного доступа со стороны третьих лиц.
Система, в свою очередь, обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных пользователя, а также иной информации о пользователе, ставшей известной системе в связи с использованием платежного сервиса, за исключением случаев, когда:

· такая информация является общедоступной;

· раскрыта по требованию или с разрешения пользователя;

· подлежит предоставлению контрагентам пользователя в объеме, необходимом для исполнения условий Оферты;

· требует раскрытия по основаниям, предусмотренным законодательством, или по вызывающим подозрение сделкам, или при поступлении соответствующих запросов суда или уполномоченных государственных органов;

· в иных случаях, предусмотренных соглашением пользователя и системы.[10] Тем самым сбытчики и покупатели никогда не видят друг друга, так как оплата идет через мобильный кошелек. И покупатель наркотиков их получает только тогда, когда сбытчик получает денежные средства – оплату за них.

10 килограмм синтетических наркотиков, более 5 миллионов изъятых рублей, 35 задержанных – вот таков результат полугодовой работы наркополицейских Татарстана над одним делом.
Информация, которая по крупицам собиралась сотрудниками наркоконтроля Татарстана почти полгода, привела оперативников в обычный московский дворик, в дом, который ничем не отличался от тысячи подобных ему. Именно из этого дома и осуществлялась сеть распространения синтетических наркотиков во многие регионы России, вплоть до дальнего Востока.
А началось все в 2010 году. Житель Казани в одной из социальных сетей познакомился с молодым человеком из Москвы, впоследствии именно он и стал поставщиком наркотиков в Россию. Установлено, что в нашу страну наркотики поставляли из подпольных лабораторий Китая. И теперь следствие выясняет, по каким каналам и с чьей помощью это происходило.
Благодаря «новоприобретенному другу», казанец организовал сеть сбыта курительных смесей и сильнодействующих препаратов китайского производства. Подельники никогда не видели друг друга в лицо, да и с покупателями они общались только при помощи СМС-сообщений. Для передачи «товара» они использовали метод закладки – эту работу выполняла девушка. Именно она придумывала места закладки наркотиков, вела учет этих мест и сообщала организатору местоположение наркотиков. Организаторы наркобизнеса деньги за наркотики получали через мобильный кошелек. И только после того, как на счет поступала ранее обговоренная сумма денег, они сообщали клиенту о местонахождении «товара».
Столица нашей родины использовалась как штаб-квартира, склад и лаборатория для создания наркотика. Оттуда татарстанские наркополицейские и вышли на руководство группировки в Москве. Причем, предварительно обговорив все детали по Интернету, партии коробками и бандеролями отправляли из Москвы в республики Поволжья и регионы Дальнего Востока курьерскими почтовыми службами. Дозы расфасовывали прямо в квартире, а выручку считали не руками – специальным счетчиком банкнот.
При задержании организатор оказал сопротивление, забаррикадировав дверь. Поэтому группе захвата пришлось входить в квартиру через окно. Дальше сопротивляться ему уже не было никакого смысла – он был окружен. Прятать или уничтожать наркотики он также не пытался – их просто-напросто было слишком много.

Товарооборот наркодельцов поражает всякое воображение. Только в одной московской квартире оперативники обнаружили более 10 килограмм синтетического наркотика. Также при обыске сотрудниками наркоконтроля были изъяты крупная сумма денег в размере более 5 миллионов рублей и дорогая иномарка, на которую впоследствии будет наложен арест.
По всему было видно, что организаторы наркобизнеса жили на широкую ногу – вырученные от продажи наркотиков деньги они вкладывали в недвижимость, покупали машины. Не отказывали они себе и в земных удовольствиях – в квартире часто устраивались вечеринки с большим количеством алкоголя и девушками легкого поведения. При этом практически никто из задержанных нигде не работал. И только один из них являлся сотрудником конструкторского бюро вертолетного завода – именно он и отвечал за сбыт наркотиков, а также контролировал оплаты через мобильный кошелек.

Примерно в одно и то же время в разных регионах России были задержаны порядка 35 человек, которые, исходя из собранных доказательств, принадлежат к единой организованной группе. Всех их ждет мера наказания в виде лишения свободы.

Один из случаев, который произошел в нашей же Республике, занявший пол года изнурительной работы, различных проверок и т.д. Сколько жизней молодых людей могут унести 10 килограмм наркотиков? А начиналось все с социальной сети, с обычного знакомства…Как правоохранительным органам бороться с такой преступностью, один случай раскрыт, а сколько же осталось незамеченными? Глобальная проблема в этой сфере по нашему мнению.

Стоит заметить, что в последнее время в Татарстане отмечается увеличение количества новых видов синтетических наркотиков амфетаминового ряда, привозимых преимущественно из Китая. Почти все они появляются под видом курительных смесей. Однако нужно помнить, что все курительные смеси занесены в список запрещенных и в легальном обороте их нет. [11]

Глава 3. Оперативно-розыскные меры противодействия распространению наркотиков в России Статья 49 ФЗ N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" содержит норму, предоставляющую право проведения оперативно-розыскных мероприятий органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с наркотиками. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.[12] Часть 1 ст. 6 Закона об ОРД содержит перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут применять органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в борьбе с преступностью. Так как ни в ст. 6, ни в других статьях данного Закона не указано на ограничения в использовании перечисленных в ч. 1 ст. 6 оперативно-розыскных мероприятий по видам преступлений и по субъектам оперативно-розыскной деятельности, то данная норма носит общий характер, распространяя свое действие и на сферу противодействия незаконному обороту наркотиков. Если сопоставить содержание данной статьи с ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД указывает на идентичность перечня оперативно-розыскных мероприятий, допускаемых в процессе оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков их общему перечню. Но ст. 49 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не является избыточной для правового регулирования, поскольку, носит уточняющий и конкретизирующий характер, предусматривая использование в борьбе с незаконным оборотом наркотиков любого оперативно-розыскного мероприятия, допускаемого в соответствии с законодательством, в ст. 49 ФЗОН особо выделены такие оперативно-розыскные мероприятия, как "проверочная закупка" и "контролируемая поставка"; также в этой статье даны определения названных оперативно-розыскных мероприятий применительно к сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Необходимость специального регламентирования противодействия незаконному обороту наркотиков обусловлена спецификой преступных проявлений в указанной сфере. Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков обладают повышенной латентностью, достигающей, по оценкам различных исследователей, от 50 до 80%.[13] Высока латентность наиболее опасных преступлений, связанных с распространением наркотиков, прежде всего с их незаконным сбытом. Причинами этого является то, что такие преступления совершаются, как правило, без свидетелей, фактически отсутствует потерпевший, так как лица, приобретающие наркотики (покупатели), так же как и сбытчики наркотиков, не заинтересованы в огласке. В результате преступления, связанные с наркотиками, в значительной мере носят беззаявочный характер и требуют от правоохранительных органов дополнительных усилий по их выявлению. К тому же лица, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, тщательно конспирируют свою деятельность, прибегают к мерам контрразведывательного характера, затрудняющим деятельность правоохранительных органов. В силу указанных особенностей и обстоятельств, в правоприменительной практике возникают существенные трудности при выявлении указанной категории преступлений, документировании и доказывании преступных действий всех лиц, к ним причастных, их привлечении к уголовной ответственности и назначении им справедливого наказания. Осуществление контролируемых поставок для выявления административных правонарушений не допускается. Оперативно-розыскные мероприятия "контролируемая поставка" и "проверочная закупка" являются эффективными средствами, позволяющими выявлять лиц, занимающихся распространением наркотиков (организованные группы оптовых сбытчиков, перевозчиков наркотиков), а также организаторов незаконного оборота наркотиков и их коррупционные связи. Впервые использование так называемой контролируемой поставки в борьбе с преступностью было предусмотрено Конвенцией ООН 1988 г. "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ". В статье 1 пункта "g" указанной Конвенции она определялась как "метод, при котором допускается ввоз, вывоз, провоз или ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрение партий наркотических средств, психотропных веществ, веществ, включенных в Таблицу I или Таблицу II... или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором их компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении правонарушений, признанных таковыми в соответствии с п. 1 ст. 3 настоящей Конвенции". Статья 11 Конвенции 1988 г. определяла общий порядок и условия проведения "контролируемой поставки": "1. Стороны, если это позволяют основные принципы их национальных правовых систем, принимают в рамках своих возможностей необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимных соглашений или взаимных договоренностей с целью выявления лиц, участвующих в правонарушениях, признанных таковыми в соответствии с п. 1 ст. 3, и их уголовного преследования. 2. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности и взаимопонимания в отношении осуществлении юрисдикции, достигнутые соответствующими сторонами. 3. Незаконные партии, контролируемые поставки которых осуществляются в соответствии с достигнутыми договоренностями, с согласия соответствующих сторон могут быть перехвачены и оставлены для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием или полной или частичной заменой наркотических средств или психотропных веществ". Из этой нормы следует, что: 1) контролируемые поставки предназначены для борьбы с транснациональными или международными преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков; 2) контролируемые поставки осуществляются на основе договоренностей или соглашений между государствами; 3) контролируемые поставки имеют целью выявление и уголовное преследование всех лиц, участвующих в правонарушении 4) решение о проведении мероприятия в каждом конкретном случае принимается отдельно; 5) незаконные партии перехватываются или оставляются для дальнейшей перевозки под контролем с сохранением, изъятием с полной либо частичной заменой. Однако основные принципы, заложенные в нормах Конвенции "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" 1988 г., сохранили свое значение. Российский законодатель впервые закрепил термин "контролируемая поставка" в ст. 227 Таможенного кодекса РФ, где она обозначалась как метод для пресечения международного оборота наркотиков, выявления лиц, причастных к совершению преступлений с наркотиками. Современное российское законодательство под контролируемой поставкой в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков понимает оперативно-розыскное мероприятие, используемое как в борьбе с преступлениями международного характера, так и против незаконных   действий с наркотиками, совершаемых внутри Российской Федерации.[14] Из определения, данного в ст 49 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», следует, что контролируемые поставки могут быть: 1) внутренними - проводимыми в пределах Российской Федерации для отслеживания незаконных партий наркотиков, транспортируемых из одного региона в другой; 2) внешними - в ходе которых осуществляется контроль за незаконными поставками наркотиков из Российской Федерации в какое-либо иностранное государство либо из какого-либо иностранного государства в Российскую Федерацию; 3) транзитными - т.е. когда территория Российской Федерации используется преступными сообществами для незаконной перевозки наркотиков из одного иностранного государства в другое иностранное государство. Общие основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе контролируемой поставки, установлены в ст. 7 Закона об ОРД и заключаются в следующем: 1)наличие возбужденного уголовного дела; 2)ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: · о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; · о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; · о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; · поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, о проведении оперативно-розыскных мероприятий; · запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящем пункте; Поводом для проведения контролируемой поставки является: 1) получение сведений о незаконном перемещении партий наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров: а) непосредственно оперативным подразделением в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности; б) на основе информации, исходящей от других правоохранительных и иных органов соответствующего государства; в)от международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами; г)обнаружение перемещения незаконных партий наркотиков в процессе таможенного досмотра или иных контрольных мероприятий и операций. Согласно части 7 ст. 8 Закона об ОРД контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Поскольку наркотические средства и психотропные вещества относятся к указанной категории предметов и веществ, проведение их контролируемой поставки требует вынесения соответствующего постановления. При осуществлении внешних и транзитных контролируемых поставок оперативные подразделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, службы внешней разведки, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Минюста России обязаны согласовывать их проведение с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между ФТС России, который в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.[15] Это следует из положения ч.1 ст. 319 ФЗ «О Таможенном регулировании в РФ», где, в частности, указано, что "иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность". В случае принятия решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контролируемую поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако следует учитывать, что на основании ст. ст. 1, 2 УПК РФ производство по уголовному делу на территории РФ, независимо от места совершения преступления, ведется только в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Если же международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК РФ, то применяются правила международного договора. Таким образом, при принятии решения о проведении контролируемой поставки в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается лишь в том случае, если это предусмотрено международным договором РФ. Уголовное дело, возбужденное при таких условиях, на основании соответствующих положений международных договоров, регулирующих оказание правовой помощи, и раздела XVIII УПК РФ, может быть передано для расследования компетентным органам заинтересованного государства.[16] В случае если осуществляемое незаконное перемещение наркотиков, в отношении которого проводится контролируемая поставка, не доводится до конца по не зависящим от правонарушителей обстоятельствам, действия правонарушителей, исходя из ч. 3 ст. 30 УК РФ, расцениваются как покушение на совершение соответствующего правонарушения. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. При обнаружении в ходе таможенного контроля предметов (веществ), незаконный ввоз которых на таможенную территорию РФ, а равно незаконный вывоз которых с таможенной территории РФ содержит признаки преступления, таможенные органы обязаны возбудить уголовное дело. Однако задержание правоохранительными органами отдельной партии груза у перевозчика расценивается организаторами таких преступных сообществ как естественные издержки, не сказывающиеся на размере общей прибыли и не приводящие к разрушению преступной сети. Исходя из этого и ставя своей целью привлечение к ответственности организаторов таких преступлений, международное сообщество рассматривает контролируемое правоохранительными органами незаконное перемещение товаров и предметов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной преступностью. Закрепление в ст. 319 ФЗ «О Таможенном регулировании в РФ» нормы, определяющей порядок проведения внешних и транзитных контролируемых поставок, также обусловлено необходимостью выполнения требований данного ФЗ РФ о том, что освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно указанным настоящим Федеральным Законом. С помощью контролируемой поставки осуществляются: 1) установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов; 2)установление их отправителей и получателей; 3) установление лиц, совершивших или совершающих преступления с использованием контролируемых предметов; 4) обеспечение доказательств преступной деятельности, т.е. создание условий, при которых следы совершаемого преступления отражаются на допускаемых уголовно-процессуальным законодательством носителях информации. Для проведения контролируемой поставки, в том числе внешней и транзитной, лицо, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, обязано вынести постановление, в котором указываются занимаемая им должность, существо добытых сведений, преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (со ссылкой на соответствующие статьи УК РФ), а также информация о том, когда, где и в отношении каких предметов предполагается осуществить контролируемую поставку. В соответствии со ст. 8 Закона об ОРД постановление утверждается руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при этом уведомления прокурора или согласования с ним не требуется. В зависимости от способа незаконной транспортировки наркотиков, избранного преступниками, контролируемые поставки подразделяются на проводимые путем: 1) наблюдения за несопровождаемыми грузовыми перевозками (железнодорожным, морским, речным, автомобильным, авиационным транспортом, в том числе в тайниках, в которых содержатся незаконные партии наркотиков); 2) наблюдения за незаконными перевозками партий наркотиков, сопровождаемых курьером (курьерами); 3) слежения за почтовыми отправлениями (письма, бандероли, посылки, в том числе и на подставные адреса), а также за багажом и грузами, перемещаемыми в сопровождении курьеров или под видом других предметов или товаров. В зависимости от избранной оперативными подразделениями тактики контролируемые поставки могут быть: 1) обычными (когда обнаруженные оружие, наркотики и т.п. не изымаются до завершения операции). 2) "чистыми" или "подменными" (когда в целях уменьшения риска потери контролируемого предмета или по соображениям безопасности производят его полное или частичное изъятие на первоначальном этапе операции с подменой на муляж). Необходимыми условиями проведения международных и транзитных контролируемых поставок являются следующие: 1) отсутствуют законодательные и иные препятствия на территориях, через которые будет осуществляться контролируемая поставка; 2) факт обнаружения контролируемых предметов не предан огласке в той мере, которая сделает проведение операции невозможной; 3) вероятность установления организаторов поставки, оптовых сбытчиков и перекупщиков контролируемых предметов достаточно высока и оправдывает проведение такой операции; 4) имеющиеся силы и средства позволяют на протяжении всего маршрута следования осуществлять надлежащий контроль и, в случае необходимости, беспрепятственно изъять контролируемые предметы; 5) существует достаточный запас времени для разработки и согласования плана с взаимодействующими органами. Игнорирование какого-либо из названных выше условий может привести к тому, что оперативно-розыскное мероприятие не даст ожидаемых результатов. В организации и проведении внешних и транзитных контролируемых поставок большое место занимают вопросы таможенного контроля. В связи с этим следует учитывать, что в соответствии с законодательством таможенный контроль могут осуществлять лишь должностные лица таможенных органов РФ. Другие лица, в том числе сотрудники органов внутренних дел и пограничной службы ФСБ России, могут лишь участвовать в таможенном досмотре. Проведение оперативно-розыскного мероприятия "проверочная закупка" предусмотрено ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД. В статье 49 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дается определение понятия "проверочная закупка наркотических средств". При осуществлении проверочной закупки наркотиков допускается возмездное приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в незаконном обороте с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Проверочная закупка проводится только на территории Российской Федерации правоохранительными органами Российской Федерации, наделенными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Согласно части 7 ст. 8 Закона об ОРД контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Поскольку наркотические средства и психотропные вещества относятся к указанной категории предметов и веществ, проведение их контролируемой поставки требует вынесения соответствующего постановления. В постановлении указываются: должность, звание, фамилия, имя, отчество лица, его утвердившего, место и дата вынесения постановления, звание, должность, фамилия, имя, отчество лица, выносящего постановление, содержание сведений, в которых содержатся признаки состава преступления, со ссылкой на статью УК РФ, обоснование проведения проверочной закупки, место, время проведения мероприятия. Осуществлять проверочную закупку, т.е. выступать под видом покупателя, согласно ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД, могут должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иные должностные лица правоохранительных органов, отдельные граждане (с их согласия), оказывающие помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью. При проведении проверочных закупок "покупатель" предъявляет лицам, занимающимся незаконным сбытом наркотиков, наличные деньги. Перед проведением мероприятия используемые банкноты регистрируются в акте, то есть переписываются номера их серий либо делаются фотокопии всех банкнот, а сами банкноты помечают специальным веществом, о чем составляется акт пометки денежных купюр специальными средствами. Результаты контролируемой поставки могут использоваться в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона об ОРД и Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным Приказом от 17.04.2007. Специфика оперативно-розыскных мероприятий "проверочная закупка" и "контролируемая поставка" наркотических средств такова, что при их проведении в действиях сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также иных лиц, привлеченные к их проведению, формально содержатся признаки преступлений, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 ст. 188, ст. ст. 228 и 228.1 УК РФ. Это вытекает из того, что оборот наркотических средств и психотропных веществ в РФ ограничен нормами ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и при обнаружении незаконных действий с указанными средствами и веществами сотрудники правоохранительных органов обязаны незамедлительно принимать меры по пресечению незаконных действий с наркотиками. Закрепление в ст. 49 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определений "проверочная закупка наркотических средств" и "контролируемая поставка наркотических средств" имеет важное значение для обеспечения оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, устраняя формальные основания для признания в действиях лиц, осуществляющих эти мероприятия, признаков состава преступления.
Заключение   В данной работе мы более подробно остановились на криминогенной ситуации, которая сложилась в настоящее время в стране, рассмотрели оперативно-розыскные меры противодействия распространению наркотиков в России, затронули проблему, которая тревожит нас, как сотрудников правоохранительных органов, и как граждан Российской Федерации, которые заботятся о будущем своей страны. На сегодняшний день высока латентность наиболее опасных преступлений, связанных с распространением наркотиков, прежде всего с их незаконным сбытом. Причинами этого является то, что такие преступления совершаются, как правило, без свидетелей, фактически отсутствует потерпевший, так как лица, приобретающие наркотики (покупатели), так же как и сбытчики наркотиков, не заинтересованы в огласке. В результате преступления, связанные с наркотиками, в значительной мере носят беззаявочный характер и требуют от правоохранительных органов дополнительных усилий по их выявлению. Несколько лет назад появился и сейчас получает все большее распространение новый способ продажи наркотических средств и психотропных веществ — бесконтактный. В большинстве случаев схема выглядит следующим образом. Наркоман через терминал, телефон или Интернет переводит деньги на мобильный кошелек наркоторговцев (скажем, в QIWI или WebMoney) указываемый ими на их сайтах в сети. Затем ему, например, с помощью SMS сообщается место закладки наркотика. При этом покупатель никогда не видит продавца. Поэтому последнего не может обнаружить и наркополицейский». Электронные кошельки, карты «Яндекс-деньги», терминалы, принимающие платежи за коммуналку, — все это находится в опасности, так как с помощью электронных платежей осуществляются покупки наркотиков. Противодействие распространению наркотиков складывается из нескольких частей: снижение спроса, лечение и реабилитация наркоманов, создание препятствий для предложения наркотиков. Последнее относится к деятельности правоохранительных органов и спецслужб. Также нужно создавать новые центры лечения и реабилитации больных, наркозависимых людей. В российском законодательстве не предусмотрена мера принудительного лечения к наркозависимым лицам, а ведь если бы не было спроса не было бы и предложения, пусть спрос не исчезнет, но за счет лечения, он уменьшится. Нужно что то делать, иначе проблема демографии никогда не исчезнет, наркотики уносят жизни молодых людей! Бесконтактный способ распространения наркотиков дает относительно простую возможность вовлечения в наркопотребление детей и подростков из так называемых «благополучных семей». Эти дети обычно не имеют контактов с наркоманами или — тем более — наркоторговцами, через которых при старых методах распространения наркотиков их только и можно было получить. Новые бесконтактные методы позволяют этим детям удовлетворить свое любопытство, не преодолевая страха вступления в общение с представителями чуждой им среды Должен быть ужесточен контроль со стороны правоохранительных органов, со стороны таможенных органов, так как из-за границы в нашу страну поступает большое количество наркотических средств. Получается, что с модернизацией общества появляются новые возможности для осуществления преступной деятельности, так как есть телефон, интернет - через них осуществляются сделки с покупкой –продажей наркотиков, через мобильный кошелек – происходит оплата за наркотики.   Список использованной литературы   Нормативно-правовые акты: · Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445. · Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2001 года (ред. от 21.07.2011) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921. · Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 года (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954. · Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности» от 24.07.2007 // "Собрание законодательства РФ". · Федеральный закон «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ". · ФЗ о наркотических средствах и психотропных веществах Собрание законодательства РФ 12.01.98, №2, ст.219, «Российская газета» Учебная и периодическая литература:   · Авербух В. Большинство преступников – наркоманы // Российская газета. - 03.07.2002. - № 352 · Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2008. 319 с.   · Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2: / Под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. -232 с. · Наумов А. Ответственность за незаконный оборот наркотиков: вопросы правотворчества и правоприменения // Российская газета. – 25.09.2002.- № 126 · Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под. Ред. К.К. Горяинова. – М.: Инфра- М, 2001, 794 с. · Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «правоохранительная деятельность» / под ред. В,Я, Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити- Дана, 2010. – 487 с. · Информационно- публицистический ресурс нет наркотикам. Заседание коллегии ФСКН, [Электронный ресурс], https://www.narkotiki.ru/gnk_6891.html. · Электронные платежные системы, [Электронный ресурс] https://roboxchange.com/Environment/Wiki/Mobw.aspx#Anonymity
   

 


[1] Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «правоохранительная деятельность» / под ред. В,Я, Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити- Дана, 2010. – 487 с.

[2] Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «правоохранительная деятельность» / под ред. В,Я, Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити- Дана, 2010. – 487 с.

 

[3] Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2007. 238с.

[4] Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2: / Под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. -232 с.

[5] Информационно- публицистический ресурс нет наркотикам. Заседание коллегии ФСКН, [Электронный ресурс], https://www.narkotiki.ru/gnk_6891.html.

[6] Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве России. М., 2012. 192 с.

[7] Предупреждение преступлений и административных правонарушений ОВД: учебник для студентов вузов, обучающихся



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: