Судовые устройства, средства на маломерных судах




Совокупность приспособлений, палубных машин и механизмов, обеспечивающих различные потребности судна носят название судовых устройств. Различаются общесудовые и специальные устройства. К общесудовым относятся:

· рулевое устройство

· якорное устройство

· швартовное устройство

· буксирное устройство

· леерное и др.

Рулевое устройство маломерных судов
Рулевое устройство (рис. 32) служит для управления судном на ходу, обеспечивает поворотливость судна и его устойчивость на курсе. Рис. 32. Схема рулевого устройства: 1 - штурвал; 2 - штуртрос; 3 - направляющие блоки; 4 - натяжные талрепы; 5 - румпель секторного типа; в - опорный подшипник; 7 - баллер; 8 - перо руля Включает в состав руль, румпель, штуртросовую передачу, рулевую машину (на больших судах) и пост управления. Для управления судном зависимости от его назначения и проекта) ме того, применяют поворотную насадку, поворотную колонку, крыльчатый движитель, рулевое весло. Руль - состоит из пера руля и балпера (рис. 31). Рис. 31. Конструкции рулей; а - небалансир простой; б - балансир простой; в - полуподвесной; г - подвесной; 1 - перо руля; 2 - опора баллера; 3 - румпель; 4 - опора пера; 5 - рудерпост; 6 - пятка ахтерштевня; 7 — кронштейн Рули по способу соединения с корпусом и количеству опор пера делят на простые (многоопорные), полуподвесные (подвешены на баллере и опираются на корпус в одной точке) и подвесные (подвешены на баллере). По взаимоположению оси баллера и пера различают руль обыкновенный (ось баллера на передней кромке пера), балансирный (ось баллера расположена на некотором расстоянии от передней кромки руля, что снижает усилие при перекладке) и полубалансирный (полуподвесной балансирный). На большинстве маломерных судов для управления рулем применяется т.н. штуртроссовая передача при управлении рулем (рис. 32). К румпелю (одно, двуплечему рычагу или сектору, жестко закрепленному в головной части 6aллера перпендикулярно к его оси) крепятся окончания тросов, протянутых по бортам через систему роликов от барабана штурвала, расположенного на посту управления судном. При по вороте штурвала в ту или иную сторону один конец троса будет наматываться на барабан, второй, соответственно, разматываться, разворачивая румпель и через баллер - руль на тот или другой борт. Угол перекладки руля должен составлять не менее 35° на борт. Расположена поста управления судном должно обеспечивать хороший обзор, а рулевое устройство - уверенное маневрирование на всех режимах движения судна в любых условиях обстановки.

 

Якорное устройство маломерного судна
Якорное устройствопредназначено для постановки суднана якорь, обеспечения его стоянки на акватории и снятия с якоря. В состав якорного устройства в общем случае входят: якорь, якорная цепь (канат), клюз, стопор, цепной ящик. Якорь- специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, опускаемая на дно и осуществляющая непосредственно удержание судна через якорную цепь или канат. Коренная смычка якорной цепи (якорный канат) крепится к килю через устройство для быстрой отдачи якоря в натянутом состоянии цепи, называемое жвака - галсом. Усилие, которое якорь воспринимает не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи (канату), а в нижней - лапы и рога, прикрепленные к веретену неподвижно (узел крепления носит название тренд) или на шарнире в коробке. Некоторые якоря имеют в верхней части шток - стержень поперек веретена для увеличения держащей силы. Существует большое количество наименований и типов якорей - якорь Терещенко, якорь Роджерса, Сайкса, Смита и т.д., но наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами) (рис. 33) Рис. 33. Виды якорей а:адмиралтейский; б - якорь Холла; в - якорь Матросова Масса якоря, длина цепи (каната) и их калибр определяются по таблице, в зависимости от характеристики снабжения: Nc = L · (B + H) · I · h где Nc- характеристика снабжения, аргумент для входа в таблицы, кв.м; L - длина судна, м; В - ширина судна на миделе, м; H - высота борта на миделе от основной плоскости, м; I - суммарная длина всех надстроек, м; h - средняя высота надстроек, м. Таблица для определения массы якоря, длины и калибра якорной цепи
Характеристика снабжения Nc (кв. метров) Количество якорей (шт) Масса якоря (кг) Длина якорной цепи, (м) Калибр цепи, (мм)
Для судов прибрежного района плавания
         
         
         
         
         
Для судов на внутренних водоёмах
    7,5    
         
         
         
         

Примечание: 1. В случав применения литых якорных целей (вместо сварных) их калибр может быть уменьшен на 12%;

Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными.

Клюз - отверстие в палубе или в борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната (или якорной цепи) и уменьшен» трения. В зависимости от расположения называется якорныи или швартовным клюзом. Конструкция якорного клюза должна обеспечивать свободное втягивание веретена якоря, а псе травлении (отдаче) - свободный выход якоря только под действием его массы.

Стопор якорного устройства - приспособление, удерживающее якорнуе цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на корпус судна (рис. 34).

Рис. 34. Стопор якорного устройства, а - винтовой; б - с заклад, палом

 

Как правило, приваривается к палубе. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размеру звеньев якорной цепи и фиксирующего элемента в виде винтового зажима или штыря. Могут использоваться цепные стопора, когда один конец такелажной цепи крепится к палубе судна, а другой имеет захватывающее якорь-цепь устройство.

Цепной ящик - объем для хранения якорной цепи (каната) в походном положении. Может иметь различную форму, в зависимости от проекта судна, крепится, как правило, к набору. Плавучий якорь (рис. 35) - приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях.

Рис. 35. Плавучий якорь

 

Изготовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно носом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса закрепляется отдельный трос.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: