Органы государственной власти Франции




 

Характеристика органов государственной власти открывается в конституции Франции перечнем полномочий президента республики. Это, разумеется, не случайно. Главной целью составителей конституции 1958 г. было существенное расширение этих полномочий при некотором ограничении прерогатив парламента. Оправдывалось это желанием сделать государственную власть более устойчивой, стабильной и эффективной.

По конституции, президент следит за ее соблюдением, играет роль арбитра во взаимоотношениях между всеми ветвями власти, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Президент избирается сроком на 5 лет.

Полномочия президента очень велики. Он назначает премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке; по представлению премьер-министра назначает и прекращает полномочия других членов правительства. Председательствует на заседаниях Совета министров. Подписывает ордонансы (правительственные акты, имеющие силу закона) и декреты, обсужденные Советом министров. Промульгирует (обнародует) законы; имеет право до промульгации потребовать нового обсуждения закона или некоторых его статей, и в этом ему не может быть отказано. По предложению правительства или по совместному предложению обеих палат передает на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, реформ в экономической и социальной политике или разрешающий ратификацию международного договора, который отразился бы на функционировании государственных институтов. Президент. имеет право после консультации с премьер-министром и председателями палат распустить Национальное собрание; вслед за этим проводятся новые выборы. При этом новый роспуск невозможен в течение года после этих выборов. Может обращаться к обеим палатам парламента с посланиями, которые зачитываются от его имени. Пользуется правом обращения в Конституционный совет относительно проверки конституционности принятых парламентом законов.

Президент возглавляет вооруженные силы, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Назначает трех членов и председателя Конституционного совета. Производит назначения на некоторые гражданские и военные должности (например, должности членов Государственного совета и Счетной палаты, членов судейского корпуса, профессоров высшей школы, офицеров). Возглавляет Высший совет магистратуры. Осуществляет право помилования.

Много споров и возражений вызвало в свое время предоставленное президенту (ст. 16 конституции) право в случае возникновения серьезной и непосредственной угрозы институтам республики, независимости и целостности страны или выполнению ее международных обязательств в условиях, когда нормальное функционирование государственных властей прекращено, принимать после консультаций с премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом меры, которые диктуются этими обстоятельствами. Многие увидели в этом опасность установления авторитарного режима. Опасения, однако, не оправдались. Примечательно, что эта статья запрещает во время применения чрезвычайных полномочий роспуск Национального собрания. Если оно в это время находится на каникулах, то должно немедленно собраться на сессию. Таким образом, чрезвычайное положение не должно мешать нормальной деятельности парламента.[5]

Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. В подобном случае обе палаты должны открытым голосованием и абсолютным большинством голосов принять идентичное решение, обвиняющее президента. Судит президента Высокая палата правосудия.

Вне рамок своих должностных обязанностей президент несет уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Обязанности президента несовместимы с любыми другими функциями.

В случае досрочного освобождения поста президента его функции временно, до выборов нового президента, возлагаются на председателя сената (если это невозможно - на правительство).

Согласно конституции, правительство (Совет министров) определяет и проводит политику Нации, распоряжается администрацией и вооруженными силами.

Деятельностью правительства руководит премьер-министр. Как говорилось выше, он назначается президентом и им же освобождается от должности после подачи заявления об отставке. По предложению премьер-министра президент назначает и освобождает министров. Отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку всего правительства. Эта отставка может быть добровольной (президент может попросить премьер-министра уйти в отставку, но принудить не может) или обязательной (после президентских или парламентских выборов, либо если Национальное собрание вынесет вотум недоверия или не согласится с программой правительства).

Правительство несет ответственность перед парламентом. Вопрос об ответственности правительства (доверии ему) может быть поставлен либо по инициативе премьер-министра, одобренной Советом министров, либо по требованию по меньшей мере одной десятой части членов Национального собрания. Резолюция порицания (вотум недоверия) должна быть принята большинством депутатов. Формально президент может назначить премьер-министром любого человека, не спрашивая согласия Национального собрания. Но поскольку оно имеет возможность вызвать правительственный кризис, президент, если он не хочет проводить новые выборы, должен считаться с парламентским большинством.

Количественный состав правительства законом не определен. Функции члена правительства несовместимы с парламентским мандатом, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой и любой профессиональной деятельностью (разрешается сохранять лишь местные избирательные мандаты). Будучи избранным в парламент, министр должен сделать выбор между парламентским мандатом и министерским постом. После назначения на должность и освобождения от нее члены правительства обязаны представить декларацию об имущественном положении. Специальная комиссия раз в три года дает отчет об изменениях в их имущественных делах.

Члены правительства несут уголовную ответственность перед судебными органами за правонарушения, не связанные с исполнением ими должностных обязанностей, и перед Судом Республики, если они с этими обязанностями связаны.

Руководя деятельностью правительства, премьер-министр несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, производит назначения на определенные законом гражданские и военные должности, контрассигнует (скрепляет своей подписью) акты президента республики, замещает в случае необходимости президента в качестве председателя в высших советах и комитетах обороны. В исключительных случаях может по специальному поручению президента председательствовать вместо него на заседании Совета министров с заранее определенной повесткой дня.

Члены правительства (министры и государственные секретари) руководят министерствами или выполняют поручения премьер-министра. В случае необходимости акты премьер-министра контрассигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Совет министров выступает и как коллегиальный орган: утверждает проекты законов и ордонансов, ходатайствует перед президентом о проведении референдума, дает премьер-министру разрешение поставить вопрос об ответственности (доверии).

В разработке законопроектов правительству оказывает помощь Государственный совет, который дает предварительное заключение о конституционности его актов и подготовленных законопроектов.

По вопросам социально-экономической политики правительство консультирует Экономический и социальный совет.

Парламент Французской республики состоит из двух палат: Национального собрания и сената. Обе заседают в Париже: Национальное собрание - в Бурбонском дворце, сенат - в Люксембургском дворце.

Национальное собрание избирается на 5 лет прямым всеобщим тайным голосованием. Всего избирается 577 депутатов по мажоритарной системе.

Мандат депутата несовместим с некоторыми государственными невыборными и выборными должностями и с некоторыми видами частной предпринимательской деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается откомандированным на период действия своего мандата.

Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им убеждения или голосование при исполнении депутатских обязанностей. За преступления или правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого преступления или задержания на месте преступления или окончательного осуждения.

Депутат получает жалование, равное средней величине между наименьшим и наибольшим окладом государственных служащих, отнесенных к категории «вне служебных классов», и доплату («служебное вознаграждение»), размер которой, как правило, равен четвертой части жалования, но меняется в зависимости от участия депутата в работе Национального собрания. Иногородним депутатам оплачиваются жилищные расходы, предоставляются льготы при оплате почтовых, телеграфных и транспортных расходов. Депутаты получают дотации на зарплату их сотрудникам.

Национальное собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с председателем Национального собрания. В нем представлены все политические течения и партии пропорционально числу полученных ими мандатов. Бюро собирается несколько раз в год. Председатель избирается на весь срок работы Национального собрания данного созыва, до следующих выборов.

Национальное собрание имеет свой аппарат, набираемый по конкурсу. Депутаты нанимают своих помощников лично.

В соответствии со своими политическими воззрениями депутаты могут образовывать фракции численностью не менее 20 человек. При своем оформлении фракция представляет в канцелярию председателя Национального собрания политическую декларацию, подписанную всеми ее членами. Эта декларация вместе со списком членов фракции и с указанием фамилии избранного ими председателя публикуется в «Официальном вестнике». Один и тот же депутат может быть членом только одной фракции. Для организации своей внутренней работы фракция может создавать свой секретариат. Фракции выделяют представителей в бюро и депутатские комиссии. Председатель фракции участвует в решении вопросов повестки дня и организации прений. Запрещается образование фракций, защищающих частные, местные или профессиональные интересы.

Национальное собрание образует на первой сессии каждого созыва шесть постоянных комиссий: 1) по делам культуры, семьи и социальным проблемам, 2) по иностранным делам, 3) по делам национальной обороны и вооруженных сил, 4) финансов, общих проблем экономики и плана, 5) конституционных законов, законодательства и общего управления республикой, 6) производства и обмена. Кроме этого, по решению Национального собрания могут создаваться специальные комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных предложений, а также комиссии по расследованию и контролю.

Национальное собрание собирается согласно закону на одну очередную сессию, которая открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня. Общее количество дней, в течение которых Национальное собрание может заседать во время очередной сессии, не должно превышать 120. Премьер-министр по получении консультации председателя собрания или большинство его членов могут принять решение о дополнительных днях заседаний. Одно заседание в неделю посвящается вопросам депутатов и ответам правительства. Одно заседание в месяц резервируется для определения повестки дня. Предварительно повестка дня и продолжительность дискуссии обсуждаются совещанием председателей постоянных комиссий и фракций.

По просьбе премьер-министра или большинства депутатов президент республики созывает внеочередную сессию, посвященную заранее определенной повестке дня. Кроме того, Национальное собрание собирается по праву: на второй день после своего избрания; на период применения президентом республики статьи 16 конституции (о чрезвычайных полномочиях); для заслушивания послания президента республики.

Заседания Национального собрания открытые (публичные). Полный отчет о прениях публикуется в «Официальном вестнике». Первые десять человек, явившиеся ко входу в Бурбонский дворец, могут присутствовать на дебатах. Остальных пускают в том случае, если они предварительно подали заявки. По просьбе премьер-министра или одной десятой части членов Национального собрания оно может принять решение провести закрытое заседание.

Без предварительной записи никто из депутатов выступать не может. Члены правительства имеют право присутствовать на заседаниях Национального собрания и получать слово в любое время.

Депутаты голосуют либо поднятием руки, либо вставанием, либо открытым поименным голосованием, либо открытым голосованием через электронную систему, либо тайным голосованием бюллетенями. Обычно голосуют поднятием руки. Тайное голосование проводится во всех случаях персональных назначений. Голосование считается действительным независимо от числа присутствующих депутатов, если председатель какой-либо фракции не потребовал до начала голосования проверить кворум. Депутат имеет право в исключительных случаях делегировать свое право голосовать другому депутату, уведомив об этом председателя до начала голосования.

К депутатам, нарушающим порядок, могут быть приняты дисциплинарные меры - от призыва председателем к порядку до временного удаления из Национального собрания.

Функция Национального собрания, как и сената, - принятие законов. Конституция особой статьей (ст.34) определяет конкретно круг вопросов, подлежащих регулированию законодательным путем. Парламент может разрешить правительству в течение определенного срока издавать так называемые ордонансы по вопросам, относящимся к сфере законодательства. Они должны быть по окончании установленного срока утверждены парламентом. Законы, принимаемые парламентом, делятся на обычные (или простые), органические (касающиеся порядка деятельности органов, указанных в конституции) и конституционные (изменяющие конституцию).

Законодательной инициативой обладают премьер-министр и члены парламента. Премьер-министр вносит на рассмотрение законопроекты, члены парламента - законодательные предложения. Законопроект предварительно проверяется Государственным советом, затем обсуждается в Совете министров и вносится в одну из палат (финансовые законопроекты обязательно вносятся сначала в Национальное собрание).

Законопроекты и законодательные предложения направляются в одну из постоянных комиссий или в специальную комиссию, создаваемую для их рассмотрения. После принятия одной из палат законопроект (законодательное предложение) направляется в другую палату. Закон должен быть одобрен в идентичной форме обеими палатами парламента. Поэтому в случае расхождений между ними начинается процедура согласования - при необходимости с помощью смешанной паритетной комиссии. Если эта процедура затягивается, правительство имеет право потребовать от Национального собрания принять окончательное решение и утвердить закон без согласия сената. На принятие финансового законопроекта конституция отводит самое большее семьдесят дней. Если в течение этого срока закон не принят, правительство может ввести его положения в действие путем издания ордонанса. Принятый закон передается президенту республики для его промульгации через 15 дней после получения. Президент может потребовать повторного рассмотрения закона или передать его Конституционному совету для проверки его конституционности. Органические законы направляются в Конституционный совет перед промульгацией в обязательном порядке. После промульгации законы публикуются в «Официальном вестнике».

Парламент и правительство контролируют исполнение финансовых законов при содействии Счетной палаты.

Парламенту принадлежит исключительное право объявления войны. Совет министров может вводить осадное положение, но только парламент имеет право разрешить продлить его на срок более двенадцати дней.

Как уже говорилось, президент может распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. Но между выборами должно пройти не менее года.

Сенат является верхней палатой парламента Франции. Согласно ст. 24 Конституции Франции Сенат избирается всеобщим непрямым голосованием и должен обеспечивать представительство в парламенте местных территориальных общин Франции.

В нынешний состав Сената входит 348 сенаторов. Сенаторы должны быть не моложе 18 лет и избираются сроком на 6 лет на уровне департамента.

Система составлена таким образом, что отдаёт предпочтение аграрным департаментам. Это приводит к тому, что со времени образования Сената Пятой Республики он остаётся консервативным. По сложившейся традиции со времён Французской Революции, правые партии занимают правые места в зале заседаний, а левые партии — левые места.

Один раз в 3 года состав Сената обновляется наполовину, что обеспечивает стабильность в деятельности этого представительного органа. Стабильность обеспечивается также и тем, что Сенат не может быть распущен президентом.

Сенаторы активно участвуют в разработке законодательных актов, в частности, через разработку проектов законов в комитетах, их последующего обсуждения и одобрения на пленарных заседаниях. В то же время, Национальное собрание имеет определённые прерогативы в сравнении с Сенатом:

в законотворческом плане «последнее слово» в одобрении законодательного акта принадлежит Национальному собранию (кроме законов, предусматривающих внесение изменений в Конституцию, когда Сенат может использовать своё право «вето»);

Сенат рассматривает проект бюджета и проект финансирования социальной защиты только после того, как его рассмотрело НС и только в течение 15 дней (Национальное Собрание имеет 40 дней);

в политическом плане Сенат не имеет права выражать вотум недоверия правительству и сенаторы не могут созвать внеочередную сессию верхней палаты.

Функционирование Сената обеспечивается его рабочими органами, в которые входят председатель, постоянные комитеты и политические фракции.

Председатель Сената избирается сроком на три года (при обновлении половины сенаторов) и на него возлагается, прежде всего, организация и проведение пленарных заседаний. Вместе с тем, он имеет специфические права, выходящие за рамки его деятельности в Сенате. Он назначает трёх членов Конституционного совета Франции, имеет право обратиться в Конституционный совет с запросом о соответствии любого закона Конституции, а также, в случае отсутствия Президента на своём посту, на него возлагается исполнение обязанностей главы государства. По Конституции Председатель Сената является вторым лицом в государстве.

Постоянные комитеты Сената, количество которых устанавливается Конституцией и равно шести, создаются на основе пропорционального представительства в их составе представителей всех политических фракций. Главной задачей комитетов является изучение проектов законодательных актов, их подготовка пленарных заседаний в соответствии с направлением деятельности комитета.

В Сенате функционируют следующие комитеты: по вопросам культуры, по вопросам экономики, по иностранным делам, по вопросам обороны и Вооружённых Сил, по социальным делам, по вопросам финансов, контроля за бюджетом и экономической отчётности Нации, а также из законодательства. Кроме этого, Конституцией предусматривается, возможность создания по инициативе правительства, либо Сената, специальных комиссий для рассмотрения законов по конкретным вопросам.

Кроме комитетов, в Сенате создано восемь парламентских делегаций: по вопросам разведки, демографических вопросов, агентство по оценке политики в области здравоохранения, планирования, агентство по проработке научных и технологических подходов, агентство по оценке законодательства, обустройство и длительного развития территории, прав женщин и равных возможностей между мужчинами и женщинами.

Делегации работают на тех же правах и принципах, что и комитеты.

Политические фракции Сената создаются по результатам каждых выборов в Сенат (то есть раз в 3 года). Парламентская группа в Сенате должно насчитывать минимум 10 сенаторов.

Каждая политическая фракция создаёт своё собственное бюро и определяет внутренний порядок деятельности. Фракции направляют своих представителей в комитеты, распределяют время для выступлений в прениях, а также во время вопросов правительству.

Конституционный совет состоит из 9 назначенных членов и неопределенного числа членов по праву, которыми являются пожизненно бывшие президенты республики (на практике ни один из них этим правом не воспользовался). Трех членов назначает президент, трех - председатель Национального собрания, трех - председатель сената. Срок мандата члена Конституционного совета - 9 лет (повторное назначение не допускается). Каждые три года состав совета обновляется на треть. Председатель совета назначается президентом республики из числа его членов. В случае разделения голосов его голос является решающим.

Членство в Конституционном совете несовместимо с членством в парламенте, в правительстве, в Экономическом и социальном совете и с ответственным постом в какой-либо партии и политической группировке. В своей частной жизни члены совета обязаны не делать ничего несовместимого с их достоинством и независимостью.

Перед вступлением в должность назначенные члены Конституционного совета приносят присягу перед президентом республики. В ней они, в частности, клянутся хранить в тайне ход обсуждения и голосования в совете, не занимать политических позиций, не давать консультаций по вопросам, относящимся к компетенции совета.

Содержание прений и результаты голосования в совете являются секретными. Соответствующие материалы сдаются на хранение в сенат.

Конституционный совет контролирует процедуру избрания президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. В спорных случаях он решает вопрос и о законности избрания депутатов и сенаторов.

В обязанности Конституционного совета входит также надзор за проведением референдума и объявление его результатов.

Органические законы до их промульгации должны быть представлены на заключение Конституционного совета. Что же касается обычных законов, то они могут быть переданы до промульгации в совет президентом республики, премьер-министром, председателями Национального собрания и сената, 60 депутатами или 60 сенаторами. Конституционный совет высказывается о их соответствии конституции. Свое решение он выносит в месячный срок. Если правительство заявляет, что вопрос не терпит отлагательства, этот срок сокращается до 8 дней.

Президент республики, премьер-министр или председатель одной из палат могут передать на заключение Конституционного совета международные обязательства Франции (договоры, соглашения). Если совет установит, что эти обязательства содержат положение, противоречащее конституции, то разрешение на их ратификацию или одобрение может быть дано только после внесения в конституцию изменений.

Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Они обязательны для государственных властей и всех органов администрации и юстиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: