Судебная система Франции.




Судебная система Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О судебной власти".

Президент страны в соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти. "Статус судей устанавливается органическим законом". "Судьи несменяемы".

Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще и суды по специальным назначениям.

система административных судов состоит из административных трибуналов, административных апелляционных судов и Государственного совета.

Административные суды. В качестве судов первого звена системы административных судов выступают административные трибуналы. Они являются судами первой инстанции и рассматривают административные споры, подсудные системе административных судов. Административные трибуналы действуют в юрисдикции судебного округа, который охватывает несколько департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 36 административных трибуналов.

Судами второго звена системы административных судов являются административные апелляционные суды, которые выступают в качестве апелляционной инстанции на судебные решения, вынесенные административными трибуналами, выступающими в качестве суда первой инстанции. Во Франции насчитывается шесть административных апелляционных судов.

Высшим судебным органом системы административных судов является Государственный совет. Государственный совет выступает в качестве суда кассационной инстанции и рассматривает жалобы на судебные решения, рассмотренные в апелляционном порядке в административном апелляционном суде. Кроме того, Государственный совет может рассмотреть в качестве суда первой инстанции жалобу на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами либо исходящие от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др. по существу. Еще одну функции призван осуществлять Государственный совет Франции – быть консультативным учреждением при правительстве, т.е. являться одновременно органом государственного управления.

В систему административных судов Франции входят специализированные административные суды. В качестве специализированного административного суда выступает Счетная палата. Она занимает особое место в судебной системе: является судебным органом, проверяющим счета публичных финансовых служб. Кроме того, в регионах Франции создаются региональные счетные палаты, которые рассматривают счета публичных образований и, создаваемых в регионах учреждений.

Счетная палата Франции является апелляционной инстанцией по тем решениям, которые были вынесены региональными счетными палатами. Государственный совет Франции выступает в качестве суда кассационной инстанции на решения, вынесенные Счетной палатой.

Основную роль в системе правосудия играют суды общей юрисдикции. По своей правовой природе суды общей юрисдикции Франции имеют трехступенчатую систему построения, которая включает в себя:

– Кассационный суд;

– апелляционные суды;

– суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Все судебные органы, рассматривающие категории дел по первой инстанции, в зависимости от их подсудности по уголовным и гражданским делам условно подразделяются:

по уголовным делам на:

– полицейские суды;

– исправительные суды;

– суды ассизов.

по гражданским делам на:

– суды малой инстанции;

– суды большой инстанции.

Низовую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции. Такими судами являются трибуналы малой инстанции и полицейские суды (трибуналы полиции). Данные судебные органы Франции относятся к специализированным судам, но с и по своей компетенции входят в систему судов общей юрисдикции. Правосудие но всем личным и имущественным искам, подсудным трибуналам малой инстанции, судьи осуществляют единолично. При этом решения трибунала малой инстанции не подлежат обжалованию.

Предметная подсудность трибуналов малой инстанции ограничена рассмотрением споров об аренде жилых помещений, посессорных исков, споров о применении положений Кодекса потребления, а также споров, касающихся потребительского кредита, жалоб по вопросам составления избирательных списков и т.д. Кроме того, трибунал малой инстанции рассматривает гражданские дела, касающиеся всех личных или вещных исков по поводу движимого имущества на сумму до 10 тыс. евро. Трибунал малой инстанции осуществляет не только правосудие по гражданским делам с небольшой ценой иска, в отношении малообеспеченных граждан, но и выполняет несвойственные для правосудия функции – надзор за управлением имущества и опекой над взрослыми и несовершеннолетними недееспособными лицами.

Трибунал малой инстанции, рассматривающий категорию уголовных дел, именуется полицейским судом (трибуналом полиции). В этом случае полицейский суд выступает в качестве суда общей юрисдикции и по первой инстанции рассматривает уголовные дела о незначительных уголовных деяниях- проступках, за которые может быть назначен штраф на небольшую сумму либо арест на срок от одного дня до двух месяцев.

Следующим судебным органом, представляющим суд первой инстанции и рассматривающим различные категории дел по существу, является трибунал большой инстанции. Данный судебный орган входит в систему судов общей юрисдикции. Трибунал большой инстанции имеется в каждом округе Франции. В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с заместителями председателей трибуналов. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях не менее чем из трех судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается их разбирательство судьей единолично при согласии на то сторон.

Трибуналы большой инстанции при осуществлении правосудия выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским делам, рассматривающего споры имущественного характера, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и другие. По ряду вопросов компетенция трибунала большой инстанции является исключительной. Так, они рассматривают по существу преторные иски по поводу недвижимого имущества и обращения взыскания на имущество, иски патентов на изобретения, патентов на товарные знаки, иски, связанные с ликвидацией имущества юридических лиц и т.д. Кроме того, если в округе отсутствует торговый трибунал, то трибунал большой инстанции выполняет все его функции. Некоторые категории гражданских дел, подсудные трибуналам большой инстанции, рассматриваются единолично судьей. К таким спорам относятся споры, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, с требованием исполнения иностранных решений.

При трибунале большой инстанции имеются специализированные судьи, единолично рассматривающие споры по семейным делам, по исполнению судебных решений, за исключением решения вопроса об опеке над недееспособными несовершеннолетними лицами и о применении мер по оказанию помощи воспитательного характера.

В сфере уголовного судопроизводства трибунал большой инстанции выступает как исправительный трибунал. В тех трибуналах большой инстанции, где в связи со значительным объемом работы имеется много судей, образуется одна или несколько палат, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел, т.е. постоянно выступающих в качестве исправительного трибунала.

В структуру трибунала большой инстанции (исправительного трибунала) входит следственный судья, который по УПК Франции является органом предварительного следствия. При этом следственный судья является органом предварительного следствия первой инстанции.

Следственным органом второй инстанции является обвинительная камера апелляционного суда Франции, которая осуществляет контроль за правильностью расследованием уголовных дел. Одновременно она обладает правом наложения на следственных судей дисциплинарных взысканий. Но проведение предварительного следствия является исключительной функцией только следственных судей. Они осуществляют производство предварительного следствия по наиболее серьезным преступлениям.

Согласно этому Закону в уголовном судопроизводстве Франции появился новый участник – судья "по свободам и заключению". Часть полномочий следственного судьи перешла к судье по свободам и заключению, который стал еще одним судебным органом, контролирующим следственного судью. Одним из основных полномочий судьи по свободам и заключением, является применение меры пресечения, как заключение под стражу. Судья по свободам и заключению не вправе действовать по своей инициативе, так как он осуществляет судебный контроль только по требованию органов, ведущих производство по делу, или по ходатайствам сторон.

В структуре трибунала большой инстанции имеются должности и судьи по применению наказания. Названный судья согласно УПК Франции вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденным, в том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими "отсрочку с испытанием", решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном досрочном освобождении и др. Обязанности судьи по исполнению наказаний на трехлетний срок возлагаются на одного из судей трибунала большого процесса. Кроме того, судья по применению наказания должен обеспечивать контроль за лицами, отбывающими наказание без лишения свободы.

Другой отличительной особенностью структуры трибунала большой инстанции является наличие судей по делам несовершеннолетних. Указанные судьи выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским делам, связанным с применением мер воспитательного характера, необходимых для охраны детей, здоровья, безопасности, нравственности. Кроме того, он рассматривает дела, связанные с попечительством, предоставлением семейных и социальных пособий. По уголовным делам судья по делам несовершеннолетних, рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершённых несовершеннолетними в возрасте до 18 лет, и, назначает всевозможные меры исправления несовершеннолетних.

Существенное значение для решения задач правосудия Франции играют апелляционные суды системы общих судов. Основная функция апелляционных судов Франции при отправлении правосудия заключается в повторном рассмотрении дел, с вынесением нового судебного решения в случае подачи апелляционной жалобы па судебное решение суда первой инстанции. В составе апелляционных судов имеется, как правило, несколько палат по гражданским и уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и социальным вопросам.

В составе каждого апелляционного суда имеется одна или несколько обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности, за предварительным заключением обвиняемого. Кроме того, обвинительная камера обладает правом принимать решения о передаче уголовного дела в суд ассизов, выступая как орган, осуществляющий организационно-подготовительные мероприятия для дальнейшего его рассмотрения по существу в суде.

Обвинительная камера апелляционного суда выполняет также функцию дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Кроме того, она наделена полномочиями по реабилитации, выдаче и амнистии, лиц в отношении которых осуществляется уголовное судопроизводство.

Особо тяжкие категории уголовных преступлений, за которые возможно назначение уголовных наказаний в виде пожизненного лишения свободы или временного лишения свободы и переданные из обвинительных палат апелляционных судов, подлежат рассмотрению по существу судами ассизов.

Систему общих судов возглавляет Кассационный суд. Он выступает в качестве суда, уполномоченного пересматривать приговоры нижестоящих судов на основании кассационных жалоб по вопросам права, но не факта. Французская доктрина выработала два способа обжалования судебных решений: ретрактационные (в суде, который вынес решение) и реформационные (в иерархически вышестоящем суде). Кассационный суд как раз является вышестоящим судебным органом, в который вправе обжаловать судебные решения, вынесенные по первой инстанции. При этом Кассационный суд не правомочен решать дело по существу. При этом юрисдикция Кассационного суда не распространяется на оправдательный приговор суда присяжных, которые не могут быть опротестованы прокурором.

Кассационный суд обладает полномочиями по отмене судебных решений или приговоров нижестоящего суда. Обычно он направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако если все фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести свое собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только но конкретным делам, однако они оказывают существенное влияние на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов.

В судебную систему Франции входит ряд специализированных судебных органов на уровне трибунала малого процесса. К их числу относятся: торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии но социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и др.

Из них наибольшее значение имеют торговые трибуналы и советы прюдомов.

Торговые трибуналы состоят из трех судей-консулов. Компетенция коммерческих (торговых) трибуналов, определяется Торговым кодексом и другими законами, например, ст. L.411–li Кодекса о судоустройстве Франции. Указанные трибуналы рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др. Судьи коммерческих трибуналов избираются.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов – консультативный орган при министре юстиции и министре труда.[6]

Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по шесть их заместителей). В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий суд правосудия создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей.

В систему специализированных судов Франции входят военные трибуналы. Следует заметить, что Законом от 21 июля 1982 г. военные трибуналы на период мирного времени в стране были упразднены. Вместе с тем военные трибуналы, находящиеся за границей, были сохранены и в мирное время. В ноябре 1999 г. Законом о реформе CJM был создан военный суд г. Парижа (Tribunal aux armees de Paris), которому стали подсудны дела о преступлениях, совершенных французскими военнослужащими за границей (ст. 59 Военного уголовного кодекса Франции). Кроме того, была установлена специальная процедура рассмотрения дел, открытое слушание которых может привести к разглашению государственной или военной тайны.

Все преступления, совершенные лицами, обладающими правовым статусом военнослужащего, подлежат рассмотрению обычными судами: исправительным трибуналом и судом ассизов. Но определенная специализация имеет место, так как внутри каждого исправительного трибунала создана военная коллегия, а суд ассизов по делам военнослужащих будет состоять состоит из семи профессиональных судей, а не из заседателей, выбираемых из числа простых граждан (ст. 702 УПК Франции).

Французским законодательством все профессиональные субъекты судопроизводства относятся к так называемому корпусу магистратуры. В этот корпус включается как судьи, так и прокуратура.

Судьи во Франции – независимые и несменяемые профессиональные субъекты судопроизводства. Кроме собственно судей, в нашем понимании, в магистрат включены:

– судьи по делам несовершеннолетних, чьи полномочия сочетают в себе судейские и социально-педагогические;

– судебные следователи, основные функции которых заключаются в возбуждении уголовного дела и ведение его вплоть до судебного разбирательства;

– судьи по надзору и контролю за исполнением судебных решений и приговоров.

В рамках судейского корпуса находится и судебная канцелярия, состоящая из секретарей отдельных судов, которые ведут статистику судебных дел, занимаются решением административно-технических и других вопросов.

Законодательство Франции выделяет также отдельных непрофессиональных субъектов судопроизводства. К таковым относятся: присяжные заседатели, заседатели по делам несовершеннолетних, выборные судьи торгового суда, судьи паритетного суда по делам сельскохозяйственной аренды, члены примирительной комиссии и др.

Заключение

 

Специфика Конституции заключается прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Конституция 1958 г. вводит такие новые и сравнительно редко встречающиеся в развитых странах нормы, которые устанавливают определенные рамки законодательной деятельности Парламента и даже подчиняют ее в известной мере контролю со стороны исполнительной власти. Именно эти нормы и дали основание говорить о том, что в Конституции 1958 г. прослеживаются определенные авторитарные тенденции.

Личные права и свободы традиционно относятся во Франции к числу естественных и неотъемлемых прав человека. Согласно ст. 2 Декларации ими являются: свобода, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению. В известной степени эти положения конкретизируются последующими статьями Декларации, которая определяет само понятие свободы, а также условия и пределы свободы в рамках организованного общества.

Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум. Широко используются и опросы общественного мнения, которые получили законодательное регулирование: их запрещено, например, проводить в определенные периоды избирательной компании. Но они служат лишь выявлению мнения населения.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Президент подписывает законы. Но в отличие от стран с влиянием англосаксонского права он не охватывается понятием парламента. Структура парламента. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 – от заморских территорий) и сената (321 член).

Франция делится на регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления.

И имеет сложную судебную систему.

 

Список литературы

1.Боботов С. В. Правосудие во Франции. М., 1994. С. 49.

2.Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [Электронный ресурс].URL.: https://larevolution.ru/declaration.html.

3.Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. Ред. члена – корр. РАН, проф. М. В. Баглая, доктора юридических наук, проф. Ю. И. Лейбо и доктора юридических наук, проф. Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА - М).

4.Конституционное право зарубежных стран/Под ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. М., 2011. С.539

5.Конституция Франции: [Электронный ресурс]. URL: https://www.conseil-constitutionnel.pdf

6.Основы правового статуса личности. [Электронный ресурс]. URL.: https://vuzlit.ru/1150839/osnovy_pravovogo_statusa_lichnosti.

 

 

\

 

 

Приложение № 1


[1] Конституционное право зарубежных стран/Под ред.М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. М., 2011. С.539

[2] Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [Электронный ресурс].URL.: https://larevolution.ru/declaration.html.(дата обращения: 21.03.2020)

[3] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. Ред. члена – корр. РАН, проф. М. В. Баглая, доктора юридических наук, проф. Ю. И. Лейбо и доктора юридических наук, проф. Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА - М).

[4] Основы правового статуса личности. [Электронный ресурс]. URL.: https://vuzlit.ru/1150839/osnovy_pravovogo_statusa_lichnosti. (дата обращения: 20.03.2020)

[5] Конституция Франции: [Электронный ресурс]. URL: https://www.conseil-constitutionnel.pdf (дата обращения: 20.03.2020)

[6] Боботов С. В. Правосудие во Франции. М., 1994. С. 49.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: