Перевозочный процесс как система. Управляемая и управляющая части




Москва

 

УДК 656.2

Е.А. Сотников, Д.Ю. Левин, Г.А. Алексеев.

История развития системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте (отечественный и зарубежный опыт), М. Техинформ, 2007 г., 263 с.

Раскрыто поэтапное развитие системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте от возникновения железных дорог до настоящего времени. Детально рассмотрено изменение методов управления вагонопотоками, специализации поездов, регулирования вагонных парков, организации движения поездов, диспетчерского управления, развития сортировочных станций. Представлены перспективные направления организации эксплуатационной работы.

Книга может быть полезна практическим и научным работникам, связанным с организацией перевозочного процесса в различных структурах железнодорожного транспорта, слушателям курсов повышении квалификации управленческих кадров, а также студентам транспортных учебных заведений.

 

 

Рецензент: заместитель начальника Департамента управления перевозками ОАО «РЖД», кандидат технических наук М.А. Аветикян.

 

 

Книга издана по заказу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История развития управления перевозочным процессом является интересным, но весьма сложным предметом для исследования и изучения. Видимо поэтому чрезвычайно мало публикаций на эту тему. Но изучение истории необходимо. Только хорошо зная историю развития любого процесса, можно правильно оценить то положение, в котором мы сегодня находимся, и что очень важно, наметить тенденции дальнейшего развития процессов. А это, в свою очередь, позволит принимать правильные и обоснованные решения на ближайшее будущее и на перспективу.

Управление перевозочным процессом появилось вместе с возникновением железных дорог. Сначала оно осуществлялось простыми способами. Например, поезд отправлялся на перегон после обмена между станциями сообщениями по телеграфу. Или между железными дорогами обеспечивался строго равночисленный обмен вагонными парками.

С развитием сети железных дорог, увеличением размеров движения, ростом и специализацией вагонного парка, введением новых технических средств управления, руководство перевозочным процессом технически и технологически все более усложнялось. Этот процесс идет и в современных условиях. Нет сомнения, что процесс управления перевозками будет изменяться и усложняться в обозримой перспективе.

Чтобы правильно оценить происходящие изменения, необходим системный подход к рассматриваемому явлению. В чем же он заключается? Перевозочный процесс это сложная управляемая система, на которую влияет огромное число внешних и внутренних воздействий.

Между прочим, есть и неуправляемые сложные системы. Например, солнечная система. Она действует по физическим законам, изученным и еще не известным. Повлиять на работу этой системы, видимо, кроме этих законов, никто не в состоянии.

Система же перевозочного процесса является управляемой. Соответственно, управляемая часть системы включает инфраструктуру, а управляющая часть состоит из технических средств управления и управленческого аппарата.

Сложная управляемая система, являясь единым целым, с единой целью, состоит из ряда подсистем решающих свои частные задачи. При этом решение таких частных задач должно способствовать достижению единой цели сложной управляемой системы.

Важно правильно разделить единую систему на подсистемы, определить влияющие воздействия.

Задачей данной книги является рассмотрение перевозочного процесса в историческом разрезе, определение тенденций его развития и перспектив ее совершенствования в будущем.

Авторы стремились не усложнять изложение, чтобы книга была доступной широкому кругу читателей, в первую очередь, практическим работникам, занимающихся нелегким делом – управлением работой сети, железных дорог, отделений станций в части организации перевозочного процесса.

Книга должна помочь и в организации учебного процесса при обучении студентов в учебных заведениях и повышении квалификации управленческих кадров.

Выражаем благодарность редакциям журналов «Железнодорожный транспорт» и «Железные дороги мира» за любезно предоставленные фотографии.

 

 

Глава 1. Система управления перевозочным процессом

Перевозочный процесс как система. Управляемая и управляющая части

В работе [1] оперативная часть организации перевозочного процесса разделена на две части – управляемую и управляющую. Это в полной мере относится и в целом к перевозочному процессу как к системе. Эта система включает в себя технологическую организацию и оперативное управление.

Сегодня технологическая организация перевозочного процесса в ОАО «РЖД» включает в себя:

- годовой и месячные планы и прогнозы перевозок;

- нормативный график движения поездов;

- план формирования поездов;

- месячные технические нормативы;

- технологические процессы работы станций, узлов, участков и других подразделений.

Оперативное управление включает:

- суточные и многосуточные планы и прогнозы оперативной работы;

- непосредственную оперативную работу руководителей и сменного персонала (диспетчеров, дежурных по станциям и других) по выполнению оперативных планов.

Управляемая часть перевозочного процесса, как системы включает множество объектов управления. Назовем главные из них:

- сеть железных дорог, состоящая из станций, участков, направлений и полигонов (отделения железных дорог, железные дороги);

- станции – сортировочные, участковые, грузовые, пассажирские, промежуточные и подъездные пути, примыкающие к ним;

- диспетчерские круги;

- участки обращения локомотивов и работы локомотивных бригад;

- локомотивы и локомотивные бригады;

- организованные поезда, грузовые и пассажирские;

- вагонный парк;

- пункты технического обслуживания вагонов.

Управляющая часть – это:

- технические средства управления; сегодня управление перевозочным процессом в первую очередь, осуществляется с помощью мощных вычислительных комплексов, АРМов, систем сигнализации и связи и др.;

- руководители в центральном аппарате, на железных дорогах и их отделениях, станциях, депо и т.п. и дежурные работники – диспетчеры различных уровней и направлений работы, дежурные по станциям, депо и т.п.

На разных исторических этапах и в разных странах как управляемая, так и управляющая части перевозочного процесса претерпевали значительные изменения. Они взаимно влияли друг на друга.

Рассматривая вопрос развития системы управления перевозочным процессом, необходимо обязательно это учитывать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: