Развитие речи.
- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т.д.);
- умение составлять рассказы о предметах русского быта, традициях, праздниках;
- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинкам с изображением праздников, обычаев;
- умение составлять описательные рассказы о костюме и его элементах и изделиях народных промыслов;
- умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;
- умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;
- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
Ознакомление с окружающим.
- знание истории русского костюма и его элементов;
- знание о России, гербе, флаге и гимна;
- знание б истории своего края, малой Родины, семье, традициях русского народа;
- знания о назначении предметов русского быта;
- знания о народных праздниках;
- расширения кругозора детей.
Ознакомление с художественной литературой.
- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок, загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
- умение характеризовать героев сказок и сопереживать им;
- знание былинных героев.
Изобразительная деятельность.
- умение различать изделия народных промыслов;
- формирование представления у детей о народных игрушках как части культуры русского народа, связанной с окружающим миром, природой, традициями в изготовлении игрушек;
- в формировании представлений о декоративно – прикладном искусстве, его значении в жизни людей;
- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской, Городецкой росписей (знать и изображать элементы, использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета в зависимости от фона изделия).
- умение использовать при лепке игрушек разные способы: конструктивный, ленточный, скульптурный.
Музыкальное воспитание.
- может войти в роль персонажа, передать его характер и поведение с помощью основных средств выразительности;
- знания о разнообразных характерах музыки;
- знания особенностей русских плясок;
- умение выполнять танцевальные движения, характерных для русских танцев;
- умение инсценировать (в хороводах, танцах, плясках);
- умение придумывать движения, отражающие содержание песни;
- умение придумывать движения, элементы плясовых движений, характерные для русских плясок;
- умение играть на русских народных музыкальных инструментах, знать и называть их.
Народные игры.
- знание и умение играть в русские народные игры.
РАЗДЕЛ IV
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к русской народной культуре в возрасте 2-7 лет.
Детский сад сотрудничает с музыкальной школой,
Общеобразовательной № 7, музеем г. Подпорожье, ДК «Онего».
С 7 лет ДК «Онего» изостудия. | С 7 лет ДК «Онего» танцев. коллектив. | С 6 лет ДК «Онего» кружок «Умелые ручки» |
Помещение краеведческ.мини-музея в ВСШ | ДМШ (театральная студия, хореография, детский хор, изостудия). | |||||
Группа, реализирующая проект «Приобщение дет.к.ист.р.н. культуры» 2-7 лет | ||||||
Посещение краеведческого музея в г. Подпорожье. | ||||||
РАЗДЕЛ V
Описание проекта.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:
- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания включает в себя: изучение исторического прошлого России и русского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами.
Программа выполнения работ по проекту.
I этап – создание условий работы по приобщению детей к русской народной культуре.
- создание минимузея, в котором собрано большое количество предметов стариной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.
- центр изобразительного искусства, в котором размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования.
- театральный центр, в котором есть все необходимое для театрализованной деятельности, инсценированию сказок, обыгрывание потешек, песенок.
- музыкальный центр, в котором есть полки для хранения музыкальных народных инструментов: ложки, трещотки, бубны и т.д.; стол и стулья для музицированию; элементы народных костюмов.
- Центр «Моя страна, моя Россия»,
- Центр «Моя семья», в которых размещаются фотографии детей группы, поселка, детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы, выполненные членами семьи.
Структура предметно-развивающей среды.
Помещение | Процессы | Участники |
Мини музей. | Занятия, традиции, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми. | Вос-ли, дети. |
Групповые комнаты, уголки народного творчества. | Занятия, традиции, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми. | Вос-ли, дети. |
Приемные. | Оформление уголков для родителей. | Родители, Вос-ли. |
Групповые комнаты, приемные. | Занятия по изодеятельности, оформление выставок детских работ. | Вос-ли, дети. |
Музыкальный зал. | Муз. занятия, инд.занятия, праздники, развлечения, хореография. | Муз. рук-ль, Вос-ли, дети. |
Уголки изод-ти. | Инд.занятия с детьми, сам. деят-ть. | Вос-ли, дети. |
Театральный центр. | Инсценирование сказок. | Муз. рук-ль, воспитатели, дети. |
Центр «Моя семья». | Рассматривание фотографий, рисунков, беседы с детьми. | Воспитатели, дети. |