Отношение к собственности




самому себе как к общественному существу, созидателю и потребителю материальных и духовных благ, к др. людям и к об-ву в целом. Буржуазная мораль рассматривает частную собственность как определяющее условие проявления возможностей и способностей человека, гарантию свободы личности и критерий ее достоинства. В действительности же именно частная собственность делает человека несвободным, принижает его достоинство, искажает его потребности. С т. зр. буржуа, обладание предметом тождественно его полному присвоению. На самом же деле частная собственность на предмет и его употребление на благо человека постоянно вступают между собой в противоречие. «Чем меньше ты ешь, пьешь, чем меньше покупаешь книг, чем реже ходишь в театр... тем больше ты сберегаешь, тем больше становится твое сокровище... Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество... Таким образом, все страсти и всякая деятельность должны потонуть в жажде наживы» {Маркс К; Энгельс Ф., т. 42, с. 131—132). Поэтому буржуазное О. к с. состоит в корыстолюбии, стяжательстве, скупости, скаредности (Бережливость) и в их оборотной стороне — расточительности. При этом в первую очередь приносятся в жертву потребности рабочего, к-рые рассматриваются капиталистом как «издержки производства» и к-рые он стремится дове
сти до минимума. Буржуа видит' в своем богатстве не средство всестороннего развития своей личности, а орудие власти, гарантию кредита, символ престижа. Принципиально иное О. к с. утверждается в социалистическом об-ве, где общественная собственность является достоянием самих трудящихся, залогом удовлетворения растущих потребностей каждого члена об-ва. Требование ее неприкосновенности отнюдь не означает принесение в жертву интересов людей ради потребностей производства самого по себе. Бережливое отношение к социалистической собственности прежде всего предполагает наиболее целесообразное (экономичное и эффективное) использование имеющихся в распоряжении об-ва средств для повышения благосостояния трудящихся. Именно этот смысл имеет требование морального кодекса строителя коммунизма: «Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния». Борьба с расхитителями общественной собственности, с бесхозяйственностью и расточительством — это не что иное, как защита интересов трудящихся. Коммунистическая мораль предполагает уважение и к личной собственности граждан, поскольку в ней воплощены мера участия ее владельца в общественном труде и труд др. людей. Отношение к предмету потребления как к материальной и эстетической ценности не должно приводить к превращению его в фетиш, в объект накопления

Отношение к труду

и стяжательства, в символ обывательски понимаемого благополучия (Мещанство). Коммунистическая нравственность требует от человека, чтобы не он становился рабом вещи (Потребительство), а пещь служила ему, была средством разумного удовлетворения его разносторонних потребностей.

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ — экономическая и этическая категория, раскрывающая как объективное положение трудящихся в производственном процессе, форму их участия в общественном труде, так ц субъективное их отношение к своей общественно полезной деятельности. В экономическом плане О. к т. определяется характером трудовых стимулов людей. В эксплуататорском об-ве, напр., привлечение к труду осуществляется в осн. через насильственное и экономическое принуждение. Соответственно, человек в своей трудовой деятельности либо подчиняется силе, либо побуждается материальным интересом. В моральном плане О. к т. включает представления людей о цели и смысле труда, о его значении для об-ва и в жизни человека. О. к т. составляет основу различных трудовых обязанностей человека перед об-вом и перед др. участниками производства (Труда нравственность. Профессиональная этика). О. к т. исторически менялось, приобретая новые формы при переходе от одной общественно-экономической формации к др. От социальной формы труда и тех целей, к-рые в нем

преследуются, в значительной мере за&исит и понимание содержания нравственного долга личности перед об-вом, назначения и смысла жизни человека. В эксплуататорском об-ве производительный труд является подневольным, поэтому самому производителю он представляется необходимостью, навязанной человеку извне, мучительным бременем, неизбежным злом. Из этого положения и исходит господствующая здесь мораль, к-рая идеологически оправдывает и духовно закрепляет принудительный характер труда. В христианской морали труд изображается как проклятие, ниспосланное человеку богом. Вся земная жизнь, в том числе и труд, представляется лишь как·подготовка к загробной жизни, как искупительное страдание ради достижения «вечного блаженства» в будущем (Религиозная мораль. Аскетизм). О. к т. как к проклятию и пути достижения наслаждения в будущем в принципе остается и при капитализме. Труд рассматривается рабочим лишь как средство к жизни, к-рая начинается только за воротами фабрики, по ту сторону общественно полезной деятельности. Поскольку труд выступает как принудительный, моральные стимулы к труду имеют крайне ограниченное значение. С помощью нравственной проповеди теоретики буржуазной морали пытаются пре^ одолеть естественное отвращение трудящихся к эксплуатируемому труду. Реальнаявозможность тру-

Отношения моральные

диться на благо всего об-ва, во имя интересов человека впервые появляется в условиях социализма, где целью производства является наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. Поэтому труд выступает здесь не только как средство к жизни (материальная заинтересованность), но и как сознательное и свободное служение людям, как подлинное назначение человека, как деятельность, в к-рой личность утверждает себя, Эта сторона социалистического труда по мере строительства коммунистического об-ва постепенно расширяет свои границы, становится определяющей. Соответственно расширяется сфера действия моральных стимулов в трудовой деятельности. Коммунистическое О. к т. утверждается в жизни об-ва как результат дальнейшего прогресса производительных сил и формирования коммунистических общественных отношений, развития сознательности всех людей. Оно означает, как определяет его В. И. Ленин, труд «не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма» (т. 40, с. 315). Формирование коммуни
стического О. к т. у широких масс ·;· трудящихся представляет собой сложный и длительный процесс. ·'· О. к т. в значительной мере опре- ь деляется самим характером труда (насколько он является творческим, дающим простор для развития индивидуальности работника, или наоборот), что в свою очередь зависит от уровня развития техники и связанного с нею общественного разделения труда. Поэтому превращение труда в первую жизненную потребность предполагает не только рост сознательности масс, но и решение мн. сложных социально-экономических проблем (см. также Соревнование).

ОТНОШЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ — особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, к-рые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. О. м. можно классифицировать по содержанию, по форме, по способу общественной связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности. По содержанию О. м. различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные обязанности и какого рода эти обязанности. Примерами отношения человека к об-ву в целом являются обязанности трудиться, верности своей стране, делу освобождения трудящихся (Отношение к труду ^ Патриотизм. Интернационализм,^ Солидарность). Можно также вы" делить О. м., в к-рых находится:

человек по роду своей деятельно

Отношения моральные

сти (Профессиональная этика) и благодаря своему участию (в той или иной форме) в различных областях общественной жизни (Труда нравственность. Быта нравственность, Брачно-семейная мораль). Специфические обязанности лежат на человеке по отношению к членам об-ва, находящимся в особом положении: к детям, престарелым, к женщине (Отношение к женщине), к членам коллектива, к к-рому он принадлежит (классу, партии, трудовому коллективу, семье), к людям, с к-рыми он находится в особых отношениях (Любовь, Дружба, а также Обязательство, Благодарность) и с к-рыми он так или иначе вступает в контакт (поведение в общественных местах, этикет, помощь пострадавшему, мелкие услуги случайным встречным). Однако, какова бы ни была конкретная сфера обязанностей человека и независимо от того, в адрес кого (частного лица, группы людей) они направлены, во всех случаях человек в конечном счете находится в О. м. к об-ву в целом и к самому себе как к члену этого об-ва. формы О. м. различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком нравственное тре-бование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Это требование, напр., может быть выражено в виде единичного предписания к.-л. индивиду совершить определенный поступок в конкретной ситуации; оно может повелевать всем людям со
вершать определенные действия в сходных ситуациях (Норма моральная); предписывать постоянно формировать в себе известные моральные качества, строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более общими нравственными принципами, подчинять свою деятельность осуществлению нек-рой конечной и высшей цели, преобразованию об-ва на подлинно нравственных началах и достижению личного совершенства (Идеал). Сообразно различным формам нравственного требования и отношение индивида к об-ву каждый раз имеет особый характер. Кроме того, эти требования каждый раз преломляются в особых личностных формах морального отношения (Дол&, Ответственность нравственная, Честь, Достоинство, Совесть), в каждой из к-рых проявляется степень и способ самоконтроля человека в его нравственной деятельности. Наконец, в процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки (Санкция), совершают почин, подают пример, воздействуют на поступки окружающих силой своего морального авторитета, вступают между, собой в соревнование, участвуют в массовых движениях и т. п. Во всех этих формах О. м. всегда существуют две стороны — субъект и

Отчуждение

объект, но эти стороны то и дело меняются местами. Напр., поскольку человек имеет определенные обязанности перед об-вом и др. людьми, сам он выступает как субъект, а об-во и др. люди — как объекты его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для др. людей, для об-ва (т. к. оно тоже должно защищать его интересы). С одной стороны, об-во формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки, относится к ней как субъект к объекту. Но с др. стороны—моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека, сознаются им и активно проводятся в жизнь.. Чем выше сознательность человека, чем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом (Самодеятельность и творчество). Конкретные случаи содержания, сфер и форм О. м. рассматриваются в различных категориях этики и находят отражение в соответствующих формах морального сознания.

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория; означает превращение результатов и продуктов деятельности в нечто не зависящее от человека и господствующее над ним; извращение характера человеческой деятельности так, что она лишается творческого содержания, а сам человек деперсони-фпцируется, поскольку обществен
ные отношения людей приобретг ют форму отношения вещей. По» нятие О. возникло в философ1ﻦ нем. и фр. Просвещения, подверг"! шего критике антигуманный харак<¦ тер об-ва, в к-ром достижения со-·¦ циального прогресса и культуры:.! обращаются против человека. Но ¦ эта критика не выходила за рам-¦ ки нравственного осуждения бес-¦ человечности существующего об-ва ¦ (Морализирование) и не вскрыва-¦ ла действительной социальной при-¦ чины О. Лишь К. Маркс по-¦ казал, что в классово антагони-¦ стическом об-ве О. есть результат! социального разделения труда й¦ выражается в господстве частной¦ собственности на средства проиэ-¦ водства и эксплуатации человека¦ человеком. Люди устанавливают! свои отношения друг с другом¦ стихийно и не могут контролиро-¦ вать их; совместная общественная! деятельность, ее результаты и со-Ц циальные связи людей оказывают-j ся внешними и чуждыми каждому ¦ человеку и различным социаль-J ным группам. Общественный мир, ¦ созданный человеком, становится! враждебным ему и властвующие над ним, а он сам вынужден таяй¦ или иначе приспосабливаться к¦ этому миру (Человек и общество)^ Продукты человеческого труда¦ противостоят рабочему в качестве¦ капитала, общественной силы, вла<,¦ ствующей над ним и принуждаю-¦ щей его к труду (отчужденны&д труд). В области нравственности! О. проявляется в том, что нормы¦ и принципы поведения выступают¦

Оуэн

как нечто противоположное собственной жизнедеятельности людей, навязанное иж-извне, подавляющее;;х «естественные» стремления, а не обусловленное их совместной деятельностью. Это отражается в извращенных представлениях о природе нравственности (Фетишизм, Абсолютизм. Авторитаризм), необходимо влечет за собой лицемерие, попытки оправдания бесчеловечной действительности мнимо моральными основаниями. В результате лицемерию официальной идеологии, общественной морали люди начинают противопоставлять свою личную, «внутреннюю» нравственность (Долг, Совесть, Иррационализм, Экзистенциализм). Все эти извращенные представления о нравственности устраняются лишь вместе с преодолением О. Вскрыв объективную основу О., марксизм указал практические пути его ликвидации. Это—революционное преобразование об-ва: уничтожение частной собственности, планомерная организация социальных отношений, в конечном итоге построение коммунистического об-ва. В ходе коммунистического строительства требования нравственности превращаются во внутреннюю потребность человека, обусловленную всей его жизнью и деятельностью, перестают противостоять ему в качестве извне навязанной силы, т. е. окончательно исчезает О. и вместе с этим происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (см. также Всестороннее, целостное развитие лично
сти, Коммунистическая нравственность, Свобода нравственная).

ОУЭН (Owen) Роберт (1771— 1858)—англ. социалист'утопист. В области этики О. преодолевает буржуазную ограниченность Гель-веция и Бентама, в воззрениях к-рых (при.всех различиях) общим было убеждение, что нравственное об-во возможно при строе, основанном на частной собственности. О. выдвигает и отстаивает положение о том, что частная собственность разъединяет и сталкивает людей, деморализует их, поэтому нравственное об-во возможно только на основе общественной собственности и взаимного сотрудничества. К. Маркс писал: «Свою систему правильно понятого интереса Вентам основывает на морали Гельвеция, а Оуэн, исходя из системы Бентама, обосновывает английский коммунизм» (т. 2, с. 146). Вслед за фр. материалистами XVIII в, О. считал, что взгляды человека определяются окружающей его средой. Чувства, убеждения и воля, по О., зависят от впечатлений, производимых на природную организацию человека внешними обстоятельствами, «Таким образом, весь его характер в физическом, умственном и нравственном отношении образуется независимо от него». Из этих положений О. делал вывод, что в по-, роках людей повинен тот общественный строй, в к-ром они существуют. Он углубил по сравнению с фр. материалистами анализ социальной среды, формирующей

Оценка

нравственные взгляды человека, отнеся к ней не только политическое устройство об-в а, но и экономический строй. В этой связи О. подверг резкой критике строй капиталистической погони за прибылью. Капитализму О.. противопоставил социализм как разумное общественное устройство, в к-ром создаются необходимые условия для воспитания высоконравственных людей, поскольку присущее всякому человеку стремление к счастью в социалистическом об-ве сочетается с достижением счастья для всех. Но положение об определяющем влиянии обстоятельств на человека О. трактовал весьма метафизически: «Внутренний. и внешний характер человека фор- -мируется для него, а не им... Поэтому человеку нельзя вменять ничего в заслугу или в вину, он не может заслуживать похвалы или порицания, награды или наказания...» О., т. обр-, отрицал возможность выбора в поведении человека, что, по существу, означает ликвидацию морали. Своему ошибочному толкованию О. придавал исключительное значение, видя в нем путь к установлению строя всеобщего счастья. Усвоивший это положение человек, считал О., освобождается от злых чувств к др. людям и проникается чувством любви и милосердия. Всеобщее распространение этого положения устранит причины зла на земле и приведет к торжеству, добра. Для того чтобы побудить созданных существующим общественным

строем порочных людей стать на¦ путь избавления от пороков, 0.-1 апеллирует к истине и разуму. Ра·¦ зум, по его мнению, должен убе-^ дить людей принять истину о за-я висимости характера человека от ¦ обстоятельств и устроить общест- ^ венную жизнь сообразно с ней. Не- ^ вежество и заблуждения О. рас- j сматривает как источник зла, а истину и разум — как источник добра. Здесь метафизический подход к проблеме социальной детср-s минации нравственных взглядов:

человека сочетается у О. с идеали-;

стическим пониманием· источников.;

морали и движущих сил ее разви-¦ тия. В этическом учении О. важ-1 ное место занимают соображения ¦ о нравственном воспитании в бу- ¦ дущем социалистическом об-ве. 1 Наряду с производством О. рас-,3 сматривает воспитание как гл. сфе-¦ ру деятельности этого об-ва. Осн.' соч., в к-рых нашли отражение^ этические взгляды О,: «Новый;

взгляд на общество, или Опыты о] принципе образования человечен ского характера» (1812, рус. пере-, вод 1865), «Книга о новом нравст-1 венном мире» (1836—44), «Рево-¦ люция в сознании и деятельности! человеческого рода» (1849). ¦

ОЦЕНКА (моральная) —одоб-¦ рение или осуждение моральным ¦ сознанием различных явлений со-я циальной действительности, при¦ к-ром оно устанавливает соответ-;

ствие или несоответствие поступка^ (а также мотива или поведения в:;

целом), черт характера личности^ общественного образа жизни опре-*

Оценка

"241

деленным моральным требованиям. Свое положительное или отрицательное отношение к объектам О. люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние). Однако все эти внешне различные формы О. несут в себе в принципе одинаковое смысловое содержание, определяя то или иное явление как проявление добра или зла. В моральной деятельности О. выполняет особую функцию. В отличие от, требований, выраженных в виде норм, к-рые в форме общих правил предписывают людям, что именно они должны делать, О. сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, к-рые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности. Напр., оценивая к.-л. проступок как зло, люди тем самым уясняют себе, что именно так они не должны поступать. В этом отношении оценочное суждение: «Этот поступок— зло» — можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек» (Санкция). Существует еще и производная форма О., когда оцениваются возможные будущие поступки. Это имеет место, напр., при выборе человеком из не-

16 Словарь по этике

скольких возможных действий такого, к-рое он должен совершить («Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе — зло»). Прибегая к данной форме О., человек как бы забегает вперед, мысленно представляет уже осуществленными различные варианты возможных действий и заранее оценивает их, чтоб совершить правильный выбор. В понимании природы моральной О. в совр. буржуазной этике существуют две тенденции. Одни (напр., сторонники деонтологического интуитивизма) рассматривают О. лишь как акт «Незаинтересованного» созерцания и поэтому не могут объяснить, как от О. люди переходят к пониманию своего долга, к действию. Др., напротив, считают О. лишь скрытым предписанием и поэтому •не придают ей познавательного значения (Неопозитивизм). Маркеи-стско-ленинская этика рассматривает О. в единстве ее познавательной и предписательной функций. О. потому и может регулировать поведение людей, что она основывается на познании объективного социального значения различных поступков. О. можно обосновывать (или опровергать) посредством более общих моральных представлений— нравственных качеств, принципов, идеалов, понятий добра " и зла, а также путем анализа социальных последствий, к-к-рам приводят те или иные поступки (Консеквенциальная этика}.

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ — см. Язык моральный:

 


ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез

(1623—62) —фр. математик и физик, религиозный философ. В этике П. заметно влияние стоиков (Стоицизм) и Декарта. В «Письмах к провинциалу» (1657) П. разоблачает лицемерие и фальшь пробабилизма, к-рый у иезуитов (Иезуитизм) был способом замаскировать аморализм принципа «Цель оправдывает средства». Осн. философский труд—«Мысли»,— оставшийся незавершенным (изд. посмертно, в 1669), П. писал в период тяжелого нервного заболевания, запутавшись в противоречиях между сомнением, неверием и религиозным фанатизмом. Утверждение мощи человеческого разума (вслед за Декартом) и выражение ничтожества и бессилия человека перед богом в духе самых мрачных высказываний Августина, стремление разрешить «загадку» человеческого бытия и признание ее неразрешимости, скептицизм, лишающий надежды, и попытка спастись от него в религиозном фанатизме, а в качестве лейтмотива— глубочайший пессимизм в оценке судеб человека и человечества — вот несовместимые крайности эти

ческих воззрений П. В" жизни человека П. видит по преимуществу «иллюзии», «ложь и лицемерие», господство наклонностей, «противных справедливости и разуму», чувства скорби и безнадежности. П. находит лишь два пути, к-рые способны помочь человеку преодолеть отчаяние: путь мужества, сознания силы разума, стоической добродетели и путь чувства — экстатической любви к богу, преодолевающей сомнения и не нуждающейся в аргументах разума. В конечном счете П. склоняется ко второму: «Смирись, немощный ум, умолкни, несмысленная природа;

познай, что человек — существо бесконечно непонятное для человека и вопроси у твоего Владыки f) неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога». Историческое значение идей П. противоречиво: его борьба с иезуитами, гимн разуму и нравственному мужеству сыграли прогрессивную роль, способствуя распространению антифеодальной, идеологии третьего сословия; его пессимизм, религиозно-мистический экстаз, напротив, служили клерикальной реакции, постоянно (с XVII в. вплоть

Патриотизм

до настоящего времени) спекулирующей на «обращении к богу» ученого.

ПАТРИОТИЗМ (греч. patre — родина) — общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, к-рое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине. «Патриотизм,— писал В. И. Ленин,— одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (т. 37, с. 190). Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость социальными и культурными достижениями своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам об-ва; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране в целом). П. как общественное явление прежде всего относится к области социальной психологии, однако одновременно имеет и моральное значение. Все указанные проявления П. нашли отражение в моральном сознании человечества и в содержании различных моральных требований. Именно поэтому понятие П. и представляет собой один из принципов нравст
венности. В эксплуататорском об-ве П. имеет противоречивую природу, поскольку он характеризует отношение людей к нации в целом, тогда как она разделена на антагонистические классы. Подлинная любовь к родине в эксплуататорском об-ве в наибольшей степени свойственна трудящимся, но, поскольку они не являются хозяевами страны и подвергаются у себя на родине угнетению, любовь к отечеству совмещается у них обычно с ненавистью к господствующим в нем порядкам и его правящей верхушке, а часто также с общественной пассивностью. Народ мог принимать активное участие в делах родины лишь во время больших исторических потрясений. Именно в эти периоды резко обострялись патриотические чувства масс, хотя сами они никогда не пользовались плодами своих побед. П. революционных деятелей прошлого всегда был тесно связан с ненавистью к господствующим порядкам, подавляющим творческие силы народа, к паразитической верхушке об-ва. В социалистическом об-ве патриотические чувства народа получают свободное развитие; П. впервые становится всенародным. Социалистическому П. присуще органическое слияние любви к родине и преданности делу коммунизма. Поскольку подлинные интересы социалистической родины совпадают с интересами международного рабочего движения, социалистический П, тесно связан также с про-

Пережитки

летарским интернационализмом. В социалистическом об-ве П. народных масс носит не пассивный, а активно-деятельный характер, и не только в периоды войн, но и в повседневном труде на благо родины. Социалистический П.— один из важнейших принципов коммунистической нравственности. Все ее осн. требования, затрагивающие вопросы отношения к труду, общественно-политической деятельности, межнациональных отношений, формирования личности, так или иначе связаны с социалистическим П., т. к. их выполнение является вместе с тем обязанностью перед своим народом.

ПЕРЕЖИТКИ (моральные) — остатки досоциалистических нравов, привычек и взглядов, проявляющиеся в поступках и в отношениях между людьми, исторически унаследованные от эксплуататорского об-ва (капиталистического, а также феодального), противоречащие принципам коммунистической нравственности. Проявлениями П. являются такие нарушения норм общественной морали, как эгоизм, пренебрежение личности интересами социалистического об-ва, воровство, взяточничество, кумовство, угодничество, тунеядство, хулиганство, карьеризм, чванство, демагогия и др. рода проявления нечестности; бесчеловечное отношение к людям (человеконенавистничество, грубость, месть, клевета, вероломство, высокомерие, цинизм}; различные формы общественной пассивности и

равнодушия к коммунистическим идеалам {нигилизм, безыдейность, безответственность, формализм в исполнении общественных обязанностей) и, как следствие этого, лицемерие, ханжество, «двойное» существование — «для себя» и «для других». Крайняя форма выражения моральных П.— нарушение норм социалистического права, преступность. Оборотной стороной таких, ненормальных для социалистического строя, отношений между личностью и об-вом является пренебрежение интересами личности и ее всестороннего развития: проявления невнимания коллективов и организаций к материальным и духовным запросам людей, казенно-бюрократическое отношение к их нуждам, к общественной инициативе; нарушение принципов социалистического де- ¦ мократизма и гуманизма, нежела- Я ние отдельных руководителей считаться с мнением рядовых членов коллектива, стремление поставить Я себя над ними, подавить критику ¦ и самокритику, беспринципное де" я лячество. Все эти формы поведения и мотивов, противоречащие коммунистической нравственности, с одной стороны, уже не соответствуют новым социальным условиям, противоречат природе и осн. тенденциям развития социалистического об-ва, но, с др. стороны, еще находят себе почву в противоречивом характере развития общественного бытия и сознания (в экономических трудностях, в существовании устаревших, кон

Пессимизм 245

сервативных форм общения,.в недостатках идейно-организационной работы, в отдельных нарушениях политической линии партии), а также связаны с существованием капиталистической системы и влиянием, оказываемым буржуазной пропагандой на сознание наиболее отсталой части населения социалистических стран. Преодоление П. прошлого в морали идет по нескольким направлениям. Во-первых, прогресс экономики и культуры, совершенствование общественных отношений, социалистического образа жизни приводят к постепенному устранению существующих еще объективных условий сохранения П. собственнической, буржуазной и мелкобуржуазной, а также патриархальной и феодально-байской морали. Во-вторых, активную борьбу с П. ведут под руководством Коммунистической партии государство и его органы, трудовые коллективы, общественные организации. В-третьих, рост сознательности и организованности трудящихся, успехи коммунистического воспитания способствуют становлению новой, творческой личности, обладающей развитым самосознанием и инициативой, активной жизненной позицией, борющейся за прогресс об-ва, способной к самоконтролю и самовоспитанию.

ПЕРСОНАЛ ИЗМ — см. Самореализации этика.

ПЕССИМИЗМ (лат. pessi-mus— наихудший) — воззрение, согласно к-рому в мире преобла
дает зло,, человек обречен на страдания и будущее не обещает ему ничего хорошего. Противоположен оптимизму. Настроения П. обычно порождаются ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой. историческую почву и обречены на исчезновение. Пессимистические настроения порой распространяются и в среде трудящихся, к-рые угнетены экономически и социально и не видят путей и способов изменить свое положение, не видят, «какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно, острых бедствий, свойственных эпохам «ломки» {Ленин В. И., т. 20, с. 102). Настроения обреченности и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека и нередко приводят его к гибели. Это отчетливо проявляется в кризисные периоды истории (когда мн. люди переживают крушение своих идеалов), а также в периоды засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишен духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности. Черты П. заметны уже в поэзии эпохи разложения первобытнообщинного строя. Так, греч. поэт Гесиод (VIII—VII в. до н. э.) считал, что горя и страданий человеку «избегнуть никак невозможно»:

такова воля богов. П. в оценке человека присущ этике стоицизма. Пессимистична в основе своей ре-

Пессимизм

лигнозная мораль. Согласно христианскому учению, мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе. «И возненавидел я жизнь...— читаем мы в Библии слова Екклезиаста,— ибо все суета и томление духа... Все произошло из праха, и все возвратится в прах»; «Человек рождается на страдание»,— говорится в книге Иова. В религии буддизма все, что привязывает человека к жизни, признается причиной страданий. Правда, религиозная мораль «смягчает» свой П. признанием возможности избавиться от горя и страданий в потустороннем мире (христианство) или в состоян-ии нирваны, т. е. при полной отрешенности человека от всего земного (буддизм). Но подобный оптимизм иллюзорен: он строится на отрицании ценности реальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании конца мира, на вере в пришествие мистического царства духа. Распространение настроений П. в новое время вызвано социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений. В литературе и поэзии он находит непосредственное выражение в декадентском восприятии действительности. «Горечь и скука—вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир—ничтожество...— говорит итал. поэт-романтик Дж. Леопарди.— Судьба уделила нашему роду одну только смерть». Складываются и философские кон
цепции П. Напр., по Шопенгауэру, желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому «жизнь со всех сторон по существу своему — страдание». Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э. Гартман полагает, что человечество, осознав невозможность счастья, неизбежность и вечность страданий, признает существование мира абсурдным и проникнется жаждой небытия. Их нем. последователь Ф. Мейнлендер говорит уже о воле к смерти, т, к. др. цели у человечества в гибнущем мире быть не может. Своеобразную концепцию П, развил Ницше. Отвергая философию упадка и П. шопенгауэровского типа, Ницше (ради достижения идеала сверхчеловека) призывает к оправданию жизни, в т. ч. и «ее наиболее ужасных, двусмысленных и лживых сторон». Смертельную борьбу со слабыми, предрасположение к, жестокому, злому, ужасному он называет дионисским П. или П. силы. Эту идею у Ницше заимствовали и истолковали в расистском духе идеологи фашизма. Для О. Шпенглерз, назвавшего се--бя «решительным пессимистом», человечество является «зоологической величиной». В совр. философии пессимистическое воззрение выражено, напр., в экзистенциализме (идея свободы и бытия для смерти и т. п.). Марксистская этика отвергает пессимистическое воззрение на мир, т. к. оно находит-

Писарев 247

) ся в противоречии со всей историей развития об-ва и парализует социальную активность человека. Она связывает этот вопрос не просто с тем, каково соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (в истории часто зло торжествовало над добром), а с пониманием законов поступательного развития об-ва, представлением о социальном и моральном прогрессе. Поэтому правильный взгляд на действительность, противоположный П., подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости борьбы с ним.

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840—68)—рус. революционный публицист, литературный критик, философ-материалист. В 1862—66 находился в заключении в Петропавловской крепости. Один из ярких представителей школы Чернышевского, П, был последовательным противником феодальной и буржуазной морали. Отсюда революционно-просветительский, обличительный («нигилистический») пафос его выступлений, направленных на опровержение средневековых религиозно-нравственных догматов, идей авторитаризма и приспособленчества, проповедовавшихся идеологами буржуазного либерализма. Подлинная нравственность, по П., предполагает, «чтобы человек был самим собою, чтобы всякое чувство проявлялось свободно, без постороннего контроля и придуманных стеснений».

Этическая концепция П. исходит из обу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: