Новизна, отличительные особенности, и структура программы




Некоммерческий фонд

«Детский епархиальный образовательный центр»

НФ «ДЕОЦ» УФ «Кошкинский»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор НФ «ДЕОЦ»

иерей Дионисий Лёвин

______________________

«____»__________201 г.

 

Программа принята на основании решения методического совета

Протокол №_______ «___»___________201 г.

 

Рабочая программа детского объединения

«Духовное краеведение Самарской губернии»

На 2018-2019 учебный год

 

Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программытуристско-краеведческой направленности «Духовное краеведение Самарской губернии».Разработчики:

Бабич Наталья Ивановна, методист;Соловова Маргарита Николаевна, педагог дополнительного образования.

Разработчик рабочей программы: Лукина Елена Вячеславовна, педагог дополнительного образования

________________/Лукина Е.В./

с. Кошки, 2018г.

Пояснительная записка

Краеведение – это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки [1].

О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании детей писали В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, В.П. Семенов-Тян-Шанский, B.О. Ключевский, Д.С. Лихачев, С.О. Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители. Справедливо отмечено, что «подлинное краеведение - всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности» [2].

Духовное краеведение – это одно из направлений работы, позволяющее поведать о своём крае, о своих корнях, истоках через знакомство с содержанием культурно-исторической жизни Родины, родного края [3].

Духовное краеведение Самарской области – это изучение истории духовной жизни нашей малой родины, что несет в себе реальные пути возрождения русской духовности, национального самосознания на основе Православной культуры, участия в духовно-полезной деятельности [4].

Направленность программы:туристско-краеведческая

Новизна, отличительные особенности, и структура программы

предполагает комплексное изучение родного края в общеисторическом и духовно-краеведческом аспектах. В основе содержания программы лежит понятие гражданственности как интегративного качества личности, которое характеризуется следующими аспектами:

а) мировоззренческий (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие);

б) поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки и другие);

в) оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие);

г) культурный (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие). Именно эти позиции и лежат в основе формирования туристско-краеведческих компетенций в рамках духовно-нравственного понимания жизни и культуры Самарской области.

Актуальность данной программы обусловленапотребностями современного российского общества в возрождении духовных и культурных традиций народа и необходимостью формирования личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего отечества. Это находит отражение в Законе РФ «Об образовании», так, как воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2).

Программа «Духовное краеведение Самарской губернии» призвана способствовать реализации государственной ценностно-ориентированной образовательной политики, предусмотренной в Федеральном образовательном стандарте второго поколения и Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ (утверждена приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви от 28 апреля 2015г.).

Педагогическая целесообразность данной программыобусловлена тем, что она способствует раскрытию не только творческого потенциала детей, но, и в силу своей интегративности, развития большинства основных жизненных способностей учащихся программы.

Важно отметить, что такой подход к образовательной деятельности в программе создает такую социокультурную среду общения, которая формирует интерес к высокодуховным источникам знаний, учит работать и строить отношения в коллективе на базе православных и других общекультурных традиций.

Изучение своей малой родины, культуры предков воспитывает душу ребенка, влияет на его поведение в обществе, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу родному краю.

Педагогическая целесообразностьпрограммы состоит еще и в том, что программа определяет на каждом усложненном уровне обучения определенную меру, дозу педагогического вмешательства в образовательный процесс, отмеряет долю разумной достаточности; предоставление с одной стороны самостоятельности ребенку, возможностей для самовыражения самому учащемуся, а с другой, учет определенной доли педагогического контроля образовательными процессами.

Цель программы: создание условий для воспитания и самовоспитания гражданина-патриота, ответственного и уважающего прошлое своей родины, принимающего духовно-нравственные нормы, ценности и общекультурные православные традиции на основе изучения местного краеведческого материала и конструктивно, творчески и целесообразно преобразующего окружающую действительность.

Достижению данной целиспособствует решение следующих задач:

обучающих:

- ознакомить с культурно-историческим наследием родного края (историей, культурными памятниками, традициями, праздниками);

- сформировать представление о православной культуре малой родины;

- обучить навыкам научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих материалов;

- обучить методам, техникам и приемам технологии творчества, проектно-исследовательской деятельности;

- сформировать специальные навыки учебной работы со справочниками, энциклопедиями, статистическими материалами, архивными материалами, краеведческими материалами;

развивающих:

- способствовать развитию творческих способностей детей посредством изучения исторического краеведческого материала, а также их включения в активную поисковую деятельность;

- развивать у детей интеллектуальные умения, навыки исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения исторического материала;

- развивать у детей познавательный интерес к изучению истории, культуры, народа, родного края;

- формировать у обучающихся умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

- развивать чувство прекрасного, художественный вкус;

воспитательных:

- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любви к родному краю;

- воспитывать уважение и заботливое отношение к людям старшего поколения;

- воспитывать бережное отношение к природе, местным культурным и духовным памятникам;

- способствовать формированию активной жизненной позиции, ответственности за общее дело;

- воспитывать умение видеть и понимать красоту родной природы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: