Упражнения для нижней челюсти.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

Факультет психологии и педагогического образования

Кафедра специального (дефектологического) образования

Практическая работа № 5

по дисциплине

Логопедия.Ринолалия.

Студентки гр. ЗСДО(Л) – 16

Павло Алие Рустамовны


 

Симферополь, 2020

 

Приложение 3

Составить конспект занятия по формированию фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией при ФФНР.

Индивидуальное логопедическое занятие с ринолалией при ФФНР "Дифференциация звуков [в] - [ф]".

Тема: Дифференциация звуков [ в ] - [ ф ].Буквы В в и Ф ф.

Цель: научить дифференцировать звуки [ в ] - [ ф ] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

· Образовательные:

· закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.

· Коррекционно-развивающие:

· активизация небной занавески,

· выработка диафрагмального дыхания,

· выработка дифференцированного ротового и носового выдоха,

· развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух;

· развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

· научить дифференцировать звуки [ в ] - [ ф ] изолированно, в слогах, словах, предложениях,

· развивать умение соотносить звуки [ в ] - [ ф ] с буквами В и Ф.

· Воспитательные:

· воспитанию самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи;

· воспитание интереса к содержанию занятия;

Оборудование: зеркало, наглядный материал, схема для звукового анализа,стакан с водой, трубочка, мягкие буквы.


Ход работы.

Организационный момент

Посмотри на меня, давай подарим друг - другу улыбку. С хорошим настроением мы отправляемся работать.

 

Артикуляционная гимнастика:

- Чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику и сделать массаж.

1. «Улыбочка»

2. «Заборчик»

3. «Накажем непослушный язычок»

4. «Вкусное варенье»

5. «Почистим верхние зубки»

6. «Часики»

Активная гимнастика мягкого неба.

1. - имитировать позевывание. Упражнение улучшает кровообращение головного мозга и усиливает отток венозной крови;

2.- пропевать гласные с постепенным усилением и ослаблением голоса.

3.- произвольно покашливать; при этом покашливание производится не на уровне гортани, как это делается, когда присутствуют неприятные ощущения в горле, а на уровне мягкого неба. Эти действия вызывают рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и способствуют возникновению полноценного небно-глоточного смыкания. Сначала покашливание производится с высунутым языком. Воздушный поток при этом направляется в ротовую полость. Таким образом, выполняя задание, помимо активизации мягкого неба, дети тренируются в выработке направленной воздушной струи;

4.- полоскать горло с запрокинутой головой маленькими глотками

5.-пить воду маленькими глотками.

Массаж лицевых мышц.

1.-поглаживание лба от середины к вискам кончиками пальцев обеих рук легкими равномерными движениями;
2.-равномерное осуществление движений от бровей к волосистой части головы обеими руками с двух сторон;

Массаж губной мускулатуры.

1.-легкими движениями поглаживать верхнюю губу от середины к углам средними пальцами обеих рук;
2.-осуществлять надавливающие движения большим, указательным и средним пальцами обеих рук на верхнюю губу.

3.-производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы.Выполняется 10 секунд.

Упражнения для нижней челюсти.

1.-плавно и медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти, кончик языка при выполнении данного упражнения находится у нижних зубов;
2.-открывать и закрывать рот;
3.-имитировать жевание;
4.-двигать нижнюю челюсть вперед, вправо, влево;

Мимическая гимнастика:

1.-надуть одновременно обе щеки;
2.-попеременно надувать правую и левую щеки;
3.-втянуть щеки в ротовую полость между зубами;
4.-удивиться (поднять брови);
5.-сделать веселое лицо (улыбнуться);
Упражнение для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи:(вдох-выдох)

1.- «Бурлящая вода». Подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

2.«Язычок играет в футбол»(Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

3.«Надуй шарик»

4.«Шарик сдулся».

1. Изучение новой темы.

Анализ артикуляции.
- Кто это? (Ворон)
- Что это? (Футболка)
- Назовите первый звук?
- Это гласные звуки или согласные? (Согласные)
-Почему? (Есть преграда воздуха).
- Кто догадался, над какими звуками будем работать на занятии? (Звуки в-ф)
- Это тема нашего занятия.
- А теперь давай посмотрим в зеркало, как образуются звуки в-ф?
2. Анализ артикуляция звуков [ в ], [ ф ] (сходство, различие).

Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [ в ], [ ф ].

- При произнесении звуков [ в ] и [ ф ] в каком положении находятся губы? (Нижняя губа касается передних верхних зубов, верхняя губа поднята.)

- Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)

- В каком положении при произнесении звуков [ в ] и [ ф ] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)

- При произнесении звуков [ в ] и [ ф ] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)

- Молодец! Ты правильно определила артикуляцию звуков [ в ], [ ф ].

3. Характеристика звуков [ в ], [ ф ].

- А сейчас дай характеристику звуков [ в ], [ ф ].

- Звук [ в ], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)

- Звук [ в ] – звонкий или глухой? (Звонкий.)

- Почему? (Голосовые связки дрожат.)

- Переходим к звуку [ ф ]. Охарактеризуй его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)

- Назови в чём отличие? (Звук [ в ] – звонкий, а звук [ ф ] – глухой. При произнесении звука [ в ] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ ф ] – не дрожат.)

4. Автоматизация звуков [ в ] и [ ф ] в изолированном виде.

Звукоподражания:

-«Вьюга»-вввввввв

-Шар лопнул»-ффффффф

-«Больно»-ва-ва

-«Ежик»-фф-фф

-«лягушка»-ква-ква.
5. Развитие фонематического слуха (игра «Поймай звук»).

А теперь давай поиграем в игру.

Хлопни в ладоши один раз, если услышишь звук [ в ], и два раза – если услышишь звук [ ф ].

Звуки: [ф], [р], [с], [в], [н], [ч], [к], [ф], [ч], [в], [к], [в], [д], [н], [ф], [к], [ч].

Слоги: па – ка – ва – са – но – фо – ну – ву – ты – фы – во – фу.

Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.

6.Соотнесение звуков [ в ] и [ ф ] с буквами В и Ф.

- какой буквой обозначается звук [ в ]? (Буквой В.)

- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)

- Какой буквой обозначается звук [ ф ]? (Буквой Ф.)

- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (тоже состоит из трёх частей.)
7. Развитие фонематических процессов

Дифференциация в-ф в слогах.Я читаю слоги и звуковые сочетания, а ты поднимаешь соответствующую букву.
(Ва, фы, вла, фе, фле, вра, вло, фра, вры, флю, фре).

Игра «Наоборот»
- Меняем букву в на ф и наоборот.
- Ва- (фа)
- Вы- (фы)
- Ви- (фи)
- Фы- (вы)
- Фу- (ву)
- Ве- (фе)

8. Физкультминутка

-«ЛАДОНЬ-КУЛАК-РЕБРО»

-«ПООЧЕРЕДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВСЕХ ПАЛЬЦЕВ», «КОЛЕЧКИ».

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «ВВВВВВВВ!»

Дул он долго,зло ворчал

И деревья все качал «ФФФФФФФ!»


9. Речевая разминка

- Повтори за мной чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

Итог: Чему ты научилась на занятии? Что ты ещё сегодня узнала нового? Ты большая молодец, хорошо выполняла все задания и правильно произносила звуки

[ В ] и[ Ф.]

 

Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь