The Way of the Wild Heart 11 глава




Исходная посылка здесь та, что кем бы по профессии ни был мужчина, он обязан быть Воином. Тот же постулат я встретил в описании исчисления сынов Израилевых по исходе их из Египта. Роды и семейства были исчислены по количеству годных для ведения войны мужчин (см.: Числ. 1). А ведь вспомним — это не опытные воины, а беглые рабы. Я сомневаюсь в том, что кто-то из них прежде хоть раз держал в руках оружие, однако подразумевается, что каждый из них, если он вообще мужчина, способен идти в бой. В Писании предполагается, что мужчина, учитывая, кто он такой, вмешивается в ход событий и действует. В характере истинного мужчины нет места пассивности. Совсем нет. И чтобы преодолевать эту пассивность, Бог вложил Свое сердце Воина в каждого мужчину.

 

Сердце Воина

Когда мне был двадцать один год, я хотел изменить мир. Ничего необычного в таком стремлении молодого человека нет, что засвидетельствовано многими революциями и реформаторскими движениями, возглавляемыми молодыми людьми. Бобу Вудворду и Карлу Бернстайну не было и тридцати, когда они разожгли Уотергейтское дело. И это юные студенты лет двадцати выступили на площади Тяньаньмэнь против коммунистического режима в Китае. Лютер, поступая в семинарию, был чуть старше двадцати, а в тридцать три или тридцать четыре, в разгар стадии Воина, он прибил свои тезисы на дверь церкви в Виттенберге. Уилберфорсу был двадцать один год, когда он стал членом парламента, а в двадцать восемь он начал борьбу против участия Британии в работорговле. Смело можно сказать, что большинство учеников Иисуса были молодыми людьми, что вполне типично для отношений раввин-ученик. Та молодежь тоже страстно желала изменить мир и ради этого была готова призвать с неба огонь (см.: Лк. 9:54).

Я был юным христианином, когда поступил в светский колледж, и притом ревностным, что обращалось в настоящее бедствие для любого профессора, сталкивающегося с тем, что я считал квинтэссенцией христианства. Я ходил на курс философии, который мне очень нравился, и едва ли проходила хоть одна лекция, чтобы я не тянул руку, стремясь оспорить утверждения профессора, настроенного агностически и, к счастью, доброжелательно. Я был убежден в том, что истина стоит того, чтобы за нее сражаться. Многие молодые люди думают так же. Это можно услышать в музыке практически каждого поколения молодежи — этот крик об улучшении мира, «песни сердитых молодых людей», как в мюзикле «Отверженные», — «музыка людей, которых не заставишь снова стать рабами».

Примерно в это время я основал театральную студию в Лос-Анджелесе, и мы всеми силами старались изменить мир к лучшему. Мы работали допоздна, погружались в дело с головой. Летом 1984 года мы вышли на улицы с представлением на евангельскую тему, когда толпы народа стеклись на Олимпиаду в Южную Калифорнию. Это было смело, это было дерзко — как раз такое дело, в которое бросается юный Воин. В те годы по лос-анджелесским холмам прокатилось немало пожаров, раздуваемых приходящим из пустыни ветром санта-ана. Я помогал эвакуировать соседей, стоял рядом с человеком, поливавшим из шланга крышу дома знакомой нам престарелой женщины, которая сама не сумела бы защитить свой дом от огня. Я ощущал в себе что-то очень живое и смелое — все дело было в том, чтобы встречать опасность лицом к лицу.

Как я писал в «Необузданном сердце», что-то от Воина заложено в каждом мужчине. Это так, потому что человек сотворен по образу Бога, великого Воителя. Каков Отец, таков и сын. Это так и по другой причине — значительную часть миссии мужчины здесь, на земле, составляет участие в битве великого Воителя со злом. Наша агрессивная сущность позволяет нам преодолевать унаследованные от Адама пассивность и паралич воли. Фактически каждое принятое нами решение делает нас в момент его принятия или Воином, или пассивным мужчиной. Воодушевить молодого человека быть Воином, когда он только набирает силу, — значит оказать ему неоценимую помощь в дальнейшей жизни, ведь мы с вами отлично знаем, как трудны битвы для тех, кто долгие годы провел в пассивности.

Я не говорю, что каждый мужчина должен идти на военную службу, хотя это благородное призвание. Воин в мужчине может пробудиться по-разному. Столетиями оказывалось, что перо, как гласит старинная пословица, бывает острее меча. Я лишь утверждаю, что эта агрессивность, запечатленная в душе каждого мужчины, существует, поэтому нас не должно удивлять (хотя многих родителей это все же немного удивляет и даже беспокоит), когда мы видим, что в душе еще совсем юного мальчишки пробуждается Воин. Что касается собственно стадии Воина, я считаю, что она начинается ближе к двадцати годам — примерно в том возрасте, в котором мы и отправляем молодых людей на войну. Когда Бог велел Моисею исчислить беглых рабов по родам, тот должен был учитывать мужчин «...от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля...» (Числ. 1:3). Итак, здесь точка отсчета возраста Воина указана как двадцать лет, что, по-видимому, подтверждается множеством революций, движущей силой которых была молодежь.

Сердце Воина говорит: «Я не допущу, чтобы зло творило свои дела. Есть такое, что нельзя терпеть. Я должен что-то сделать. Есть свобода, и ее нужно обрести». Сердце Воина говорит: «Я вступлюсь за тебя». Именно поэтому такая стадия должна наступать раньше стадии Любящего, ведь в браке от мужчины потребуется делать это снова и снова, ведь именно мужская пассивность разбила сердца столь многих женщин. Душа у Воина неистовая, храбрая, он готов противостоять злу, готов идти в бой. Для молодого человека это пора, когда стыдно вопрошать, почему так тяжела жизнь. Трудности надо воспринимать как призыв восстать, вступить в борьбу, взяться за дело. Воину пора научиться держать свое лицо, «как кремень», что потребовалось и от Иисуса, чтобы выполнить величайшую миссию Своей жизни (см.: Ис. 50:7).

Упорство

Рассмотрим историю, относящуюся к началу служения Иисуса, — искушение в пустыне, чтобы выяснить, что еще мы можем узнать о Воине. Это одна из первых историй, рассказанных о Спасителе, и я считаю важным подчеркнуть, что последовательный рассказ о Его жизни начинается (как и в случае Давида) со стадии Воина. Это должно что-то сообщить нам о том, насколько важна эта стадия. Действие разворачивается в пустыне. Во-первых, мы узнаём, что Иисус постился сорок дней. Остановитесь — это Воин в мужчине дает ему силы на такое подвижничество. Сколько тягот сможет вынести мужчина, как долго и как стойко он будет держаться, определяется тем, сколько в нем от Воина. У молодого человека может быть ненавистная ему работа с невыносимо надменным боссом, но если он смотрит на нее как на воинскую тренировку, он выдержит. В трудной семейной жизни мужчина будет стойким только тогда, когда увидит в себе Воина.

Стадия Воина — это пора приучения себя к дисциплине, к концентрации всех своих телесных, умственных и духовных сил. Разумеется, в любом армейском учебном лагере дисциплины предостаточно, ведь военные люди знают, что на поле боя, когда на свободу вырываются все силы ада, мужчина должен опираться на что-то посильнее эмоций. Боевой дух высок, пока вы не встретите реального противника, но в хаосе сражения этот дух может мгновенно испариться. Это верно даже вдали от песков Иводзимы[23], и особенно это верно в духовных битвах. Я с изумлением прочитал о самодисциплине одного из первых отцов-пустынников — святого Антония, считающегося основателем христианского монашества:

 

Антоний же, зная из Писания, что много козней у врага, неослабно упражнялся в подвигах, рассуждая, что, если враг и не мог обольстить сердца его плотским удовольствием, то, без сомнения, покусится уловить иным способом; потому что демон грехолюбив. <...> Столько неутомим был во бдении, что часто целую ночь проводил без сна... Пищу вкушал однажды в день по захождении солнца, иногда принимал ее и через два дня, а нередко и через четыре. Пищею же служили ему хлеб и соль, и питием одна вода. <...> Во время сна Антоний довольствовался рогожею, а большею частью возлегал на голой земле.

Афанасий Великий, «Житие Антония Великого»

 

Силы на такое подвижничество молодому человеку двадцати с лишним лет придает именно Воин, ведь этот молодой человек должен найти свое призвание и своего Царя. Далее, дисциплина бывает разной. Церковь по преимуществу призывает к дисциплине словами «умертви свое сердце и просто веди себя правильно». Это ужасно. Это изнуряет душу и в конце концов убивает сердце, то есть портит именно то, что так нужно перед лицом великих лишений и испытаний. Хорошая дисциплина обуздывает страсти, а не убивает их. Когда Иисус, обратив лицо к Иерусалиму, держит его, «как кремень», Он демонстрирует идущую из глубины сердца решимость. Его не отвратить от выполнения Своей миссии. Молодому человеку нужна душевная сила — для того ли, чтобы защитить диссертацию, или в гонениях держаться своих убеждений, или освоить трудное искусство. Для всего этого нужна дисциплина, которую питает страстное сердце.

Именно такая внутренняя решимость подвергалась суровым испытаниям, когда к Иисусу в пустыне приступил сатана, проверяя Его стойкость, выискивая подход, какую-то уловку, чтобы вынудить Христа поддаться искушению. Он не поддался. Это чрезвычайно существенно для Воина — развить в себе такую непреклонность сердца. Именно здесь нас ждут самые серьезные проверки. Хотя Павел побит камнями и бичами, за свое благовестие брошен в узилище, он неустрашим. Он не дрогнет, и благодаря этому у нас есть Послания к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. Беньян писал «Путешествие пилигрима» в тюрьме, а Александр Солженицын продолжил свое сопротивление советскому режиму в ГУЛАГе. Я не сдамся, я от своего не отступлюсь — так рождается Воин.

 

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь...

 

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И, потерпев крушенье, можешь снова —

Без прежних сил — возобновить свой труд...

 

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит: «Держись!» <...>

Земля — твое, мой мальчик, достоянье!

 

И более того, ты — человек!

Р. Киплинг, «Если» [24]

 

Воин должен научиться ни перед чем не падать духом. Не умерщвлять свое сердце из страха поддаться искушению, а оберегать его для благородных дел — сохранять его чистоту как великий источник страстной силы и святых устремлений. В этом состояла битва Иисуса в пустыне, когда разными способами Его пытался искусить сатана. «В своих потребностях Тебе незачем полагаться на Бога — сделай эти камни хлебами. Докажи, что Бог заботится о Тебе, — бросься вниз с этого здания. Тебе не нужно идти крестным путем — поклонись мне, и я отдам Тебе все царства этого мира». Иисус не поддался. Выстоять в таких сражениях нелегко, о чем свидетельствует история рода человеческого. И ваша собственная история.

Заметьте — по окончании битвы «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:11). Я никогда особо не обращал внимания на эти слова, считая их малосущественным дополнением. Но мы должны их для себя отметить, ведь они были сказаны не зря. Иисус нуждался в том, чтобы Ему служили, и это позволяет нам почувствовать, что испытание далось Ему тяжело. Я нахожу в этом нечто утешительное, как потому, что это напоминание о человеческом аспекте тайны воплощения — Иисус действительно был Человеком, так и потому, что это, бесспорно, соответствует моему личному опыту такого рода сражений. Когда они завершаются, я полностью опустошен и сам нуждаюсь в чьем-нибудь служении.

Между прочим — утешения уместны на пути возмужания, уместны милосердие, и отдых, и чье-то служение. Это не одни только испытания, тяготы и сражения, это ни в коем случае не так. Просто чаще всего настоящее утешение приходит после битвы и тем самым оказывается гораздо более приятным. Оно оказывается одним из военных трофеев.

Раненые

В сердце Воина появляется рана, если ему в детстве и юности говорят, что агрессивность совершенно недопустима, что это не христианское поведение, что вежливость равносильна благочестию. Рана появляется, если высмеиваются его попытки вырасти Воином или если они кончаются крахом. Рана появляется, если некому его наставлять, если у него нет Царя, чтобы быть ему преданным, и нет причин сражаться.

У моего коллеги по служению несколько лет назад родился малыш, первенец, и отец в одной из своих статей описал то, как мальчонка пытается обрушивать свои башни из кубиков, а он ему этого не позволяет. «В жизни нужно не разрушать, а строить». Ну и ну! Классическая религиозная чепуха. Разве не сказано в Писании: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время разрушать, и время строить... время войне, и время миру» (Еккл. 3:1, 3, 8)? Мальчишки хотят узнать, что у них есть сила. В том мире, который понятен трехлетнему малышу, обрушение башни из кубиков — просто проявление своей недюжинной силы: «Ого-го! Посмотрите-ка на меня. Вот какой я сильный!» Говорить ему, что это грех, — означает выхолащивать его душу, точно так же, как никогда не разрешать ему играть с оружием, в битвы и в супергероев. Уверен, что он вырастет очень милым мужчиной.

У юноши в его сердце Воина появляется рана, когда он пытается быть Воином, а его унижают. Мне вспоминается день в седьмом классе: на уроке физкультуры я увидел, что у питьевого фонтанчика над моим другом издевается здоровенный парень. У друга был избыточный вес, он уже достаточно опозорился во время выполнения упражнений, а этот скот измывался над ним, ржал, заставлял его пить, а потом пинал, так что тот обливался водой. Я хорошо понимал, как моему другу сейчас страшно и стыдно. А унижал его такой наглый, самодовольный павлин, что я просто обязан был вмешаться. Физруков нигде не было видно, так что я подбежал и крикнул: «А ну хватит — оставь его». Он тут же развернулся и выбил мне два зуба. Вот так-то. Теперь я стал тем, кто чувствовал себя опозоренным и бессильным.

Такая жизнь, когда ты ни в чем не побеждаешь, когда над тобой издеваются, тебя задирают, просто бьют, сокрушила сердца многих юных Воинов, культивируя в них пассивность: «Больше не буду и пытаться». Мне тогда нужен был человек, который бы мне сказал, что я смелый, что я поступил благородно и что пусть мы не всегда побеждаем, все равно есть то, ради чего стоит драться. И показал бы мне, как это делается.

Рана вдвойне глубока, когда жестокие удары получаешь от собственного отца или, быть может, старшего брата. Вообще говоря, рана у Воина появляется из-за того, что мальчишка слишком рано вынужден стать бойцом, как в случае, когда отец ему говорит: «Не будь таким плаксой» и посылает его вновь иметь дело с кучкой ребят, которые его изводят, или если он живет в неблагополучной семье, где скандалы и стычки ясно свидетельствуют о том, что каждый сам за себя, или когда ему никак не удается победить. Мои сыновья любят бороться, но они быстро утратили бы свой боевой дух, если бы я каждый раз валил их на пол и припечатывал к ковру.

С другой стороны, если отец пассивен, как юноша научится быть Воином? Ничто не возбуждает в сердце мальчишки столько злости, досады и растущего пренебрежения, как пассивность его отца. В фильме «Патриот» сыновья не понимают, почему их отец не идет в бой, и один из них погибает, пытаясь выручить своего брата, потому что отец ничего не делает (многие мальчики и юноши сами вступают в сражение за семью, потому что их отцы пассивны). Когда отец в конце концов берется за дело, сыновья узнают, что он — великий Воин, и проникаются глубочайшим к нему уважением. Мой знакомый, пастор церкви, проповедующей «доброго и кроткого Иисуса», однажды мне сказал, что его сын взял и пошел в морскую пехоту. Отца это сильно озадачило: «Не понимаю, почему он это сделал». — «А я вам скажу, почему, — потому что вы никогда не учили его быть Воином, вот он и решил найти кого-то, кто его научит».

И, наконец, в сердце Воина появляется рана, или оно черствеет, или может стать совсем беспутным, когда у юноши нет своего Царя и нет причины для служения. Мой коллега Брайан пару недель назад мне сказал: «Я уже некоторое время встречаюсь с компанией мужчин из нашей церкви, и у нас постоянно возникает один и тот же вопрос — „Чем нам заняться без Царя?”. Люди, с которыми я общаюсь, испытывают глубокую неудовлетворенность. Они называют себя ронинами — это бывшие самураи, оставшиеся без своего господина. Мой простой ход для решения этого вопроса состоит в том, что в качестве нашего господина на каждой стадии выступает Бог. Он — наш Отец на стадии Возлюбленного сына и наш Царь на стадии Воина. На примере этих людей я вижу, что в нас глубоко заложено стремление служить Царю, но что этот простой ответ их не устраивает». Мне понятна их неудовлетворенность. Меня самого годами злили люди постарше, которые вели себя не так, как должен вести себя Царь. Это глубоко уходит корнями в нашу безотцовщину.

Но надежда есть. Рядом с Иисусом, когда Он оказался на стадии Воина, уже не было Иосифа. В Своем человеческом сердце Он ощущал Себя сиротой. Однако мы знаем, что Он не был одинок. И у нас тоже есть Отец, великий Воитель, Он воспитает в нас Воинов, если мы на это согласимся, если пройдем происходящую на этой стадии инициацию. В вас скрыт Воин. Если раньше вы не чувствовали себя Воином, знайте, что все еще можно возродить, всему вернуть силу. Писание говорит, что Отец нас воскрешает, чтобы мы стали такими же Его сыновьями, как Иисус, а это значит, что мы станем такими же доблестными, как и Он.

 

Отец, покажи мне, где я пал духом в качестве Воина. Что я упустил на этой стадии? Какая у меня рана и в чем я капитулировал? Верни меня в те времена и места, когда и где во мне угас Воин. Пробуди и возроди во мне сердце Воина. Подготовь меня. Покажи мне, в чем я дрогнул, в чем предпочел пассивность. Научи мое сердце быть непреклонным. Воскреси меня. Я готов. Я Твой.

И помоги мне воспитывать моих сыновей и других юношей рядом со мной Воинами по образу Твоему. Покажи мне, как в них зарождается сердце Воина, как его укрепить, как к нему воззвать и как привести его к святости.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ВОИНА

 

Бог препоясывает меня силою... делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; научает руки мои брани...

Пс. 17:33-35

 

В девятом классе, через два года после того, как тот громила выбил мне два зуба, у меня опять вышла драка. Для меня она была еще более случайной. Несколько человек дурачились перед уроком, я бросил в них грейпфрут и попал в парня, в которого никак не собирался попасть, вообще даже не понял, что в кого-то попал. Когда я повернулся и пошел, он напал на меня сзади. В нем было шесть футов роста, а во мне — пять футов и пять дюймов. Нет нужды объяснять, что он лупил меня до тех пор, пока нас не разняла учительница. Вскоре после этого парочка приятелей спросила меня, не хочу ли я ходить на занятия каратэ, которые проводит у себя на заднем дворе один местный парень. Вы понимаете, почему я ни минуты не раздумывал. К тому времени я чувствовал себя просто слизняком, неспособным себя защитить, неспособным хоть что-то сделать со своей беспомощностью. Я ощущал свое бессилие. Найдись у меня в то время нужные слова, я бы сказал: «Я не Воин и никогда им не буду».

Вы также помните, что я и в спорте был слабаком. С началом серьезных занятий боевым искусством все изменилось. Я обрел координацию движений, почувствовал, что обитаю в своем собственном теле. На это ушло некоторое время, но я становился сильным и ловким. Мы с приятелями занимались у этого юного Воина примерно год, а потом еще года два тренировались самостоятельно. И наконец мы нашли учителя постарше, который мог вывести нас на более высокий уровень. Обладатель черного пояса четвертого дана с мягким и добрым сердцем — отцовская фигура для юношей без отцов. Я не имел представления о том, на какой дан могу претендовать. Он лично меня проверил и присудил мне коричневый пояс. Через год я получил черный. Забавно, но больше ни одной драки у меня так и не случилось.

Мне вспоминается сцена из «Царства Небесного», в которой Годфруа и Бальян начинают совместный путь, и мы видим их в стане посреди леса. Годфруа решает готовить из своего сына Воина. Он бросает на землю перед Бальяном меч: «Подними его. Посмотрим, из какого ты теста». Бальян изо всех сил старается защищаться от внезапных атак Годфруа. «Никогда не держи меч низко. Ты хорошо рубишься. Подойди-ка. Давай поработаем над твоим мастерством». Военная академия развернула полевые учения. «Держи меч выше, вот так». Годфруа поднимает над головой свой двуручный меч. «Итальянцы называют это la соstа dе falcone. Замах ястреба. Бей сверху. Вот так. Давай». Бальян старается подражать движениям отца. «Клинок прямее. Ногу назад. Слегка присядь. Меч прямее. Защищайся».

Это зов для сердца Воина: его готовят к бою.

Полагаю, в этом и состоит секрет того, почему среди мальчишек бешено популярен киносериал «Звездные войны» — из-за боев воинов-джедаев, а особенно сцен, на которых они учатся быть Воинами. В данный момент мои сыновья очарованы книжной серией «Звездные войны: ученик джедая». Мне понятна эта жажда проходить подготовку. Мне тоже нравятся сцены обучения с участием Нео и Морфеуса в первом фильме «Матрицы», сцены в учебном лагере Токоа из сериала на канале НВО «Братья по оружию», сцены обучения из фильма «Бэтмен: начало», описанная выше сцена из «Царства Небесного».

Этого-то мы и жаждем.

И если мы примем предложение, с которым, как я убежден, Бог обращается и к нам с вами, — предложение стать Его проходящими инициацию сыновьями, — если мы целенаправленно изменим свой образ мыслей, говоря: «Мой Отец позаботится обо мне», то увидим, что на самом деле Он уже начал нашу подготовку. Мы надеемся и верим в то, что сумеем обеспечить ее нашим сыновьям и другим молодым людям, хотя и сами еще ее проходим. Бог будет обучать нас так, как, по словам Давида, обучал его Господь, и Он обеспечит все необходимое для нашей подготовки. Перемены начинаются тогда, когда мы усваиваем новый взгляд на мир и на свое место в нем. Мы находимся в состоянии войны, наш Отец и старший Брат — великие Воители, и многое из того, с чем нам приходится сталкиваться, фактически является либо нашей подготовкой Воина, либо битвой, в которой мы должны сражаться, либо, как бывает чаще всего, одновременно и тем, и другим.

Мальчишка

Однажды в детском саду у Сэмюэла воспитательница раздала всем детям краски, кисточки и вырезанные в форме огромных бабочек листы бумаги, предложив раскрасить их «с помощью своей фантазии». Потом планировалось украсить этими шедеврами детского творчества доску объявлений на родительский день, когда мамы и папы придут в садик в гости. Это было очень важное задание, и Сэм выполнил его ценой предельной сосредоточенности и титанических усилий, с гордостью показав воспитательнице бабочку-штурмовик А-10 Varthog с крупнокалиберным пулеметом, ракетными подвесами и ракетами с инфракрасным наведением. Воспитательница пришла в ужас. А я от этого творения был в абсолютном восторге, как и все приятели Сэма и те мужчины, которым я показывал эту «бабочку». Это же сокровище — бабочка-штурмовик мальчишки с сердцем Воина!

Вам не нужно «внедрять» Воина в мальчишку — он уже у него внутри, с самого его рождения. Едва у моих сыновей года в два появлялась координация движений, как они начинали на меня нападать. Борьба с папой, драки на подушках, тактические учения вокруг дома — это бывало у нас ежедневно и продолжается по сей день, хотя у подростков выше драматический накал. К битвам с папой Блейн когда-то добавил повествовательный элемент в стиле комментариев к фильмам о животных. При моем возвращении с работы он прячется в засаду и оттуда вещает: «Старый буйвол, одряхлевший от груза прожитых лет, не видит молодого льва, изготовившегося на него напасть. Молодой лев осторожно подкрадывается в высокой траве и бросается на свою добычу...», что в этот момент и проделывает Блейн, выскакивая из-за кухонного стола, и старому буйволу действительно трудно удержаться на ногах.

Вы можете увидеть Воина в мальчишке, когда тот превращает в игрушечное оружие все, что попадется ему под руку. Банан становится пистолетом. Мандарин — гранатой. У мальчишек врожденный дар подражать звукам боя — взрывам различной силы, пулеметным очередям, стрельбе из пистолета. Вы можете увидеть Воина в мальчишке и поспокойнее, когда он с той же страстностью играет в шахматы или решает кроссворды. Он жаждет победить. Это может проявляться и в спорах, которые он ведет. Герои у мальчишек — почти всегда воины: Человек-паук, Бэтмен, джедаи, солдаты, самураи. Да, в некоторых мальчишках словно бы больше от Воина, чем в остальных, но если мы считаем, что принадлежность к мужскому полу ко многому обязывает (что подразумевается 1-й главой Книги Бытие) и что человек сотворен по образу Бога-Воителя, то мы найдем в нем Воина, стоит нам только поискать, и тогда мы должны целенаправленно его воспитывать и вести к зрелости.

Пока мальчишка мал, пробудить в нем Воина довольно просто — всего и надо, что не мешать. Боритесь с ним, да почаще, играйте с ним во всякие игры и давайте ему побеждать. Но не каждый раз, ведь он должен знать, что все равно его отец — сильный человек, которого нужно уважать. И все же в большинстве случаев дайте ему торжествовать победу. Захочет он играть в военные игры, скажем в ковбоев и индейцев, — играйте. Воюйте. Покидаться снежками, подраться подушками — да что там, все это его увлечет. Просто предложите ему бой. Давайте ему читать рассказы о Воинах. Их много в Библии, притом таких, которые способны пленить его воображение. Покажите ему, что Бог — как раз такой Царь, какого он ищет (христианские проповеди типа «просто будьте хорошими мальчиками» выхолостили души многих мужчин, и этим не завоевать сердца мальчишек). Выбирая книги и фильмы, убедитесь, что в них есть благородные Воины. Это будет нетрудно, так как они там есть почти всегда, ведь вряд ли мальчишек удалось бы увлечь чем-то другим. Пусть он одевается, как Воин, — в камуфляж, костюм Бэтмена или джедая.

Разрешайте ему что-то ломать. Мои сыновья обожают, идя по лесу, поднимать самые толстые и длинные сухие ветки, чтобы ломать их о стволы деревьев. Ветки ломаются со страшным треском, мальчишки в восторге, им хочется делать это еще и еще. Пусть они побуйствуют таким образом — это никому не причиняет вреда.

Однако если мальчишка сбивает с ног братика или терроризирует собаку, это совсем другое дело — мы должны учить его самоограничению и уважению к другим людям. Но даже в таком случае, как я заметил, я выводил для Сэма, когда он был маленьким, неправильную мораль. Я был с ним довольно суров, когда он обижал своих братьев, но я стал замечать — отчасти благодаря появлявшейся у Сэма нерешительности, — что самые сильные мои слова «Это нехорошо» начинают звучать примерно как «Всякая агрессия — это нехорошо. Твоя сила — это нехорошо. Будь пассивным». Я стал выбирать более взвешенные дисциплинирующие призывы: «Сэмюэл, твоя сила дана тебе вовсе не для этого». Иными словами, сила у тебя есть, и это хорошо. Только правильно пользуйся ею.

Позволяйте мальчишке что-нибудь взрывать. Пусть играет с оружием. Откуда, по-вашему, Давид научился так хорошо обращаться с пращой? Не думаю, что отец заставлял его играть в куклы. Мне тут одни родители написали, что пытались такое сделать — давали своим сыновьям играть в куклы, чтобы вырастить их более «чувствительными». Однажды поздно вечером вернувшись домой, они услышали извинения от сидевшей с детьми няни: «Ой, мне так жаль, но я просто не знала, что они там делают». Родители обнаружили сыновей на заднем дворе: те, вырядившись индейцами, с дикими криками плясали вокруг дерева, к которому привязали своих кукол. Причем обезглавленных. Над такими шуточками полагается хохотать до слез. Это же классика — маленький Воин.

Некоторые мальчишки более склонны к тихим занятиям, и ничего страшного в этом нет. Только не поощряйте пассивность — попытайтесь мальчишку расшевелить. Он любит играть в настольные игры? Значит, он стремится побеждать. Любит читать? Дайте ему истории о героях, легенды, сказки. То, что нужно, вы можете воспитать в любом мальчишке. И кстати, если мальчишка склонен к агрессии, вы можете за этим проследить, обратив внимание Воина на более безопасные занятия, такие как спорт. Скажем, повесьте в подвале боксерскую грушу (тогда он сможет колотить ее, а не сестренку). Дайте ему простор.

На стадии Ковбоя (или Рейнджера) мы ищем ответ на вопрос: «Есть ли во мне то, что нужно?» На стадии Воина появляется новый урок, который необходимо усвоить: «Ты силен и опасен. Пользуйся этим во имя добра». Именно к этому мы и устремлены.

Юноша

 

Пишу вам, дети,

потому что прощены вам грехи ради имени Его.

Пишу вам, отцы,

потому что вы познали Сущего от начала.

Пишу вам, юноши,

потому что вы победили лукавого.

Пишу вам, отроки,

потому что вы познали Отца.

Я написал вам, отцы,

потому что вы познали Безначального.

Я написал вам, юноши, потому что вы сильны,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: