МХК. 10 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ
В IV—I тысячелетиях до н.э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия, или Двуречье, или Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достигли больших успехов в области политической теории и практики, военного дела и государственного права. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.
В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава и Персидское государство и многие другие. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и возрождались древние сообщества.
В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.
Возникновение письменности
Книги-таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала
К III тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложились многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности.
Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рассказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.
От сложного пиктографического письма, не позволяющего передать многозначный смысл того или иного слова и понятия, вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначения ноги стали читать как знак, передающий движение: «стоять», «ходить», «бегать». То есть один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.
Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму — слева направо. Так пиктография, известная ещё первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и преобразована многими народами. Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, расшифровка и прочтение которых потребовали от учёных немало усилий и времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам ученики постигали азы чтения и письма. Из сохранившихся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.
В доме табличек надсмотрщик сделал
мне замечание: «Почему ты опоздал?»
Я испугался, сердце мое бешено
заколотилось,
Подойдя к учителю, я поклонился
до земли.
Отец дома табличек выпросил
мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня.
Потом я усердствовал с уроком,
мучился с уроком...
Классный надсмотрщик приказал нам:
«Перепишите!»
Я взял свою табличку в руки,
Писал на ней,
Но было на табличке и то, чего я
не понимал,
Чего не мог прочесть...
Судьба писца мне опостылела,
судьбу писца я возненавидел...
Перевод Л. Шаргиной
Учёба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыванию земель, решали важнейшие государственные вопросы и споры.
В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669 — ок. 633 г. до н.э.), представляющая собой первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблички подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокровищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было разместить на одной табличке, то другие таблички служили её продолжением и хранились в специальном ящике.
Книги-таблички в библиотеке Ашшурбанипала копировались с более древних, хранящихся в разных странах. Вот почему царь отправлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были отобрать самые интересные и значительные «книги», а затем переписать их текст. Иногда таблички были такими древними, со сколотыми краями, что их невозможно было восстановить. В этом случае писцы делали пометку: «Стёрто, не знаю». Это была очень кропотливая работа, требующая хорошего знания древнего шумерского языка и одновременного перевода на вавилонский язык.
Что же переводили древние писцы в первую очередь? Учебники по языку и грамматике, книги по основам наук: математике, астрономии, медицине и минералогии. Особым спросом пользовались таблички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами.
В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть было не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче и не боялась сырости. Конечно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало учёным удивительные сведения о жизни и культуре народов Междуречья.
Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем», III тыс. до н.э.) — правителе шумерского города Урука — сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тысячелетия до н. э.
Архитектура
Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжённой глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.
В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооружения поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощными и высокими крепостными стенами, башнями и укреплёнными воротами.
Зиккурат в городе Уре. XXI век до н.э.
Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов — ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астрономических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были массивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.
Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре, который частично удалось раскопать из-под занёсших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усечённых пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трёх его террас.) Низ был выкрашен в чёрный цвет, первая пирамида — в красный, средняя — в белый, верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кирпичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, непроницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носили замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трёхцветная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое плетение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.
Ворота богини Иштар. VI в. до н.э. Музей Пергамон, Берлин
Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона. Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар. Они были облицованы глазурованным тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-жёлтого цвета и рядами белых и жёлтых драконов — фантастических существ с головой змеи, орлиными задними и львиными передними лапами. Эти символические защитники города придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потускневшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.