Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом рельефами, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выполнения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, гонят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека — царя!
Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжественные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружённых телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.
"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон
Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» — трехъярусную мозаичную плиту, иллюстрирующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые колесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами — тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизонтально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса — крупная фигура царя. Слева к ней направляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и мальчиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обезоруженных пленников.
Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон
Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тренировкой для военных действий. В композиции «Большая львиная охота» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью художник изображает рычащую голову льва, защищающегося от угрозы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.
Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж
Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа — рельефа мемориального характера. Речь идет о каменных плитах с округлой поверхностью, на которых символически запечатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарамсина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце — символы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сразиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глубокую пропасть.
Интересна композиция стелы. На сравнительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасающихся бегством врагов: их копья сломаны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искривлённые ветром деревья, которые лепятся по крутым тропам горного ущелья.
Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж
Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной позе к богу солнца Шамашу. Голова царя покрыта шапкой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, оставляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венчают четыре пары рогов — знак величия, у него длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти — кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.
Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из самых ранних произведений — небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. «поклонение», «обожание»). У них благоговейно сложены руки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое желание божества. Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой статуэтки — имя того, кого она должна представлять в
Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж
храме. Вот управляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжённый выжидающий взгляд? Обращает на себя внимание утончённая проработка деталей одежды — юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитками. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.
Общепризнанным шедевром является скульптурное изображение головы богини Иштар, предвосхитившее многие античные образцы. Пустые глазницы богини когда-то были инкрустированы драгоценными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Волосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу несколько высокомерное выражение.
Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад
Музыкальное искусство
Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высоком уровне развития музыки можно судить по произведениям литературы и изобразительного искусства. Так, например, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узнаём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записывались вслед за именами богов и царей. Именами музыкантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были рангом выше.
Во время траурных церемоний храмовые музыканты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасными звуками. Сохранилось такое приказание царя музыкантам:
«Царь повелел певцу предстать и петь перед властелином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, умиротворилась его душа, осушились его слёзы, прекратились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».
Таким образом, музыка должна была доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые давали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемоний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.
Из музыкальных инструментов особое распространение получили арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и лиры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики — амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящённых культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения.
Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, борющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги
Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.
Иракский музей, Багдад
ня Иштар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозовую тучу, которые должны были погубить Гильгамеша.
Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и способом исполнения, особой популярностью пользовались ассирийские горизонтальные арфы. На них играли с помощью медиатора (тонкой длинной палочки). Если же это были вертикальные арфы, то при воспроизведении музыки пользовались только пальцами.
Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначающие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Междуречье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также развивали музыкальную теорию.
Вопросы и задания
1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Какое влияние на общий характер развития культуры оказали природные условия и важнейшие исторические события?
2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии?
3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.
4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобытного человека?
5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?
Творческая мастерская
· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моём едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоён,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.
· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» — выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде небольшого сочинения.
· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии.
Советуем послушать или посмотреть
Видеофильмы: «Я открою тебе сокровенное слово», «Искусство Междуречья», «Месопотамия. Легендарные сады Эдема» (из цикла «Исчезнувшие цивилизации») и «Чудеса Востока» (из цикла «Семь чудес света»).
Диафильмы: «Двуречье: страницы истории», «Искусство Древней Ассирии».
Альбомы по искусству Месопотамии.
Темы рефератов, докладов или сообщений | ФИО учащегося | |
1. | «Шедевры художественной культуры Междуречья» | Шапиро |
2. | «Лучшие достижения архитектуры Месопотамии» | Шмаков |
3. | «Эпос о Гильгамеше» — выдающийся памятник мировой литературы» | Шардакова |
4. | «Изобразительное искусство и музыка Месопотамии» | Новиков |