Модификации метода мозгового штурма




 

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1.Обратный мозговой штурм

Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

  • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
  • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика».

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Индивидуальный мозговой штурм

Данный метод, по - существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

6. Мозговой штурм на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

7. Мозговой штурм в стиле «соло»

Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

8. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики
  • Быстрая реакция

9. Мозговой штурм по-японски

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений — «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

 

Наличие многочисленных разновидностей традиционного мозгового штурма с необходимостью порождает проблему их классификации. С целью максимального охвата всех существующих вариаций мозгового штурма можно условно объединить их в три большие группы: 


 

1. Вариации созданные на основе изменения структуры или процедуры классического мозгового штурма. 


2. Вариации акцентирующие групповой характер генерации идей, использующие синергетический эффект взаимодействия между участниками. 


3. Модификации построенные на основе интеграции мозгового штурма с другими известными методами активизации творчества.

I. Структурные и процедурные различия. К данной группе в первую очередь можно отнести обратный (негативный) мозговой штурм. В этом случае необходимо выделить две различные техники выполнения данного метода, которые в литературе часто называются одним именем. Так обратный мозговой штурм, представляет собой сочетание мозгового штурма и техники реверсивности. Реверсивный метод состоит в получении ответов на прямо противоположный вопрос, заданному первоначально и в последующем применении полученных результатов для решения основной проблемы. 
В свою очередь негативный мозговой штурм представляет собой обычный мозговой штурм, в котором внимание направляется на анализ потенциальных проблем, определение недостатков ситуации и реально существующих объектов, продуктов или услуг. Целью обратного мозгового штурма является составление наиболее полного списка противоречий, дефектов, недостатков, пробелов и ограничений реально существующих объектов или идей.
Комбинированный мозговой штурм представляет собой различные сочетания классической и негативной техники мозгового штурма и включает всебя несколько разновидностей. Так в двойном мозговом штурме после классической сессии, участники делают перерыв на 2-3 дня, а затем повторяют ее снова. В перерыве - подсознание участников активизируется и генерирует новые неожиданные и фундаментальные идеи. При этом возможны самые различные комбинации, среди которых существует и такие: 
а). Негативный - классический - негативный мозговой штурм. б). Челночный мозговой штурм (Shuttle Brainstorming), во время которого формируются две группы участников, обладающих различными способностями - генерирования и критики идей, причем эти группы участников поочередно работают в разных комнатах.
 Своебразной техникой мозгового штурма является «Генерация вопросов» (Question Brainstorming), которая состоит в генерировании вопросов, связанных с проблемой и в приостановке попыток представления немедленных ответов и краткосрочных решений. На втором этапе участники генерируют ответы на вопросы, которые служат основой для построения будущих планов действий.

Мозговой штурм с остановками (Stop-And-Go Brainstorming) разделен на определенные этапы. Идеи генерируются в течение трех-пяти минут, а затем группа хранит молчание, что позволяет участникам собраться с мыслями и сосредоточиться на идеях, которые были выдвинуты до этого момента. После этого идеи вновь генерируются в течение дополнительных трех - пяти минут.

 

Качественно новый подход реализуется в Методе Гордона (Технике Последовательного Раскрытия). Этот метод был предложен У. Гордоном, когда он в 1950-х годах работал для Arthur D. Little Invention Design Unit и поэтому был назван А. Ванганди - Gordon-Little Variation, 1981) [3; 5;10].
Гордон заметил, что участники мозгового штурма часто ищут идеальное или очевидное решение и их быстрое нахождение приостанавливает реальный творческий процесс. Он предложил процедуру, которая помогала избегать быстрого нахождения решения проблемы, тенденциозности процесса генерирования идей и его преждевременного прекращения. Участники изначально не знают, в чем состоит реальная проблема, которая первоначально представляется в предельно широкой, обобщенной и теоретической форме, а более специфические подробности и детали раскрываются постепенно шаг за шагом.

Аналогичный подход реализуется в Дидактическом мозговом штурме (Didactic Brainstorming), который применяется для исследования более глубоких методологических и теоретических оснований практических проблем. Данный метод начинается с абстрактного представления проблемы, например: Что такое красота? Участники на протяжении определенного времени обсуждают проблему, и генерируют различные варианты ответов. Только после этого раскрывается истинное определение реальной проблемы. Такой подход эффективен в группе с философски настроенными участниками. В Мозговом штурме Роулинсона (Дж. Г. Роулинсон, 1970) групповое взаимодействие не имеет особого значения. Его проведение особенно эффективно в неподготовленных группах, в которых взаимодействие между членами группы ослаблено, а все мысли участников направлены на фасилитатора и секретаря. 


Калейдоскопический Мозговой Штурм или «Конференция множественных интеллектов» (Мурти) представляет собой новый подход к мозговому штурму, в котором в качестве инструментов эффективно используются различные степени и режимы молчания и общения. Отличительная особенность данной техники состоит в том, что все члены группы поощряются к эмпатии, к проникновению в сознание других участников, к умению "поставить себя на место другого". В процессе обсуждения каждый участник может также комментировать догадки других участников, подтверждать и уточнять их. В этом смысле данная активность помогает открыть глубинные области сознания, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию и налаживанию отношений, связей, коллективной работы и сотрудничества. Сознания участников действуют как зеркала, создающие множественные отражения друг от друга, как несколько маленьких стеклышек внутри калейдоскопа, создающего прекрасные паттерны и узоры [8].


Основное назначение метода «Безумных идей» (Wildest Idea Technique) заключается в выявлении революционных идей улучшения процесса, продукта или услуги. Эта техника стимулирует участников проводить мозговой штурм «out-of-the box», с целью генерации действительно безумных, дерзких и диких идей. Каждая фантастическая идея подвергается процедуре мозгового штурма, пока не переводится в реалистическое решение. Безумные идеи сами по себе не являются продуктивными, но они могут стимулировать других к нахождению более практических идей.


Индивидуальныый мозговой штурм проводится самостоятельно, с помощью таких техник, как «свободное письмо», «свободное говорение», свободные словесные ассоциации и мозговая паутина. Индивидуальный мозговой штурм, в некоторых случаях является более эффективным, чем традиционный мозговой штурм. 
В группах, в которых изначально не развито групповое взаимодействие, целесообразно проводить такую технику, как Брейнрайтинг (Brainwriting) или «Письменный мозговой штурм», который был изначально создан в Германии в 70-х годах и развит Артуром Ванганди. В данном методе каждый участник записывает свои идеи на карточках, самоклеющихся листках или бумаге, центрируя по смыслу слова, фразы, детали, примеры и мысли а также углубляя и развивая любые интересные моменты. При этом при индивидуальном брейнрайтинге, участники записывают свои идеи в уединенном, тихом месте, и позже делятся ими с другими. 


 

II. Групповые методы мозгового штурма – целесообразно применять в группах с высоким уровнем межличностного взаимодействия или же когда формирование команды является одной из целей тренинга.

Метод Групповой Брейнрайтинг (Group Brainwriting Technique) применяется в группах, которые предпочитают выдвигать и обсуждать идеи в письменной форме. В этой версии записанные индивидуально идеи передаются другим участникам, которые развивают их или используют их как стимулы для выдвижения новых идей. Данный метод можно легко использовать работая с большими группами, при этом не существует никаких реальных ограничений на размер группы. Преимуществом этого метода является то, что все идеи записываются на бумаге и легко могут быть прочитаны и использованы для выдвижения новых идей. Групповой брейнрайтинг существенно ускоряет процесс решения, так как все участники работают и выдвигают идей на протяжении всей сессии.

Брейнрайтинг с общим фондом (Brainwriting Pool) был разработан в Институте Баттелле, Франкфурт, Германия. В данном методе новые идеи стимулируются записанными на бумаге, а не произнесенными вслух идеями участников. 


В этом же ряду находится Метод Галереи (The Gallery Method), в котором не идеи движутся по кругу участников, а напротив участники, как в картинной галерее движутся мимо идей, записанных на флип чартах. Участники прогуливаются по комнате и читают идеи других участников и придумывают другие, связанные с ними идеи, которые они добавляют в список.

Близким по технике является Брейнволкинг (Brainwalking) или «Мозговой штурм в движении». В этом случае, участники пишут свои идеи на больших листах бумаги, размещенных на стене. Каждый лист бумаги имеет тему, связанную с главной проблемой, и участники могут прогуливаться и добавлять комментарии на листах. 


6-3-5 Брейнрайтинг (6-3-5 метод, метод 635) - является групповым методом творчества, первоначально разработанный Берндом Рорбахом (1968). Название брейнрайтинг 6-3-5 происходит из схемы процесса мозгового штурма, включающего группу из 6 участников, которые должны записывать по 3 идеи на отдельные карточки каждые 5 минут. Участникам предлагается для вдохновения и стимулирования творческого процесса использовать идеи других членов группы. После 6 раундов за 30 минут члены группы создают в общей сложности до 108 идей. 


Круговой мозговой штурм и метод круглого стола (Round-Robin And Roundtable Brainstorming) С. Каган (1992), предполагает установление очередности ответов, которые даются по кругу, по принципу «один ответ за один раз». Этот метод предоставляя всем равные шансы для внесения своего вклада, обеспечивает активное включение в процесс каждого участника, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников. Данный метод, в свою очередь имеет вербальную и письменную версии.

Так Круговой мозговой штурм (Roundrobin) (вербальная версия) состоит в том, что фасилитатор просит участников по очереди и по кругу, высказывать свои идеи, которые затем записываются на флип-чарт.

Метод круглого Стола (Письменная Версия) осуществляется путем техник: «Один лист бумаги», при которой участники по очереди записывают свои идеи на одном листе бумаги и версии «Стопки карточек», предполагающей записи идей на отдельных карточках. 


Похожей, но отдельной техникой является Метод группового обмена (Group Passing Technique). При выполнении данной техники участники размещаются по кругу или за столом, и предлагают свои идеи в быстром темпе. Такой способ высказывания идей не позволяет участникам долго и упорно размышлять на идеями, как это может иметь место при добровольных ответах. Эта методика также имеет также три версии: «Одна идея на одном листке», «Много идей на одном листе» и «Книга идей».
Наибольшей известностью пользуется Метод номинальных групп (А. Л. Дельбек, Э. Г. Ван де Вен, 1971). В данном методе группа, состоящая из 10 участников и опытного фасилитатора или же 3-4 группы до 10 человек, с представителем каждой группы и одного общего фасилитатора, молча генерируют идей в письменной форме. Каждая идея произносится вслух и записывается на флип-чарте, с последующим обсуждением и оценкой. Полученные идеи голосуются, ранжируются и на их основе разрабатывается решение проблемы. 


В больших аудиториях эффективным инструментом является Массовый мозговой штурм (The Buzz Session) (Дж. Дональд Филлипс, 1948). При этом большая группы разбивается на малые группы, которые обсуждают конкретные аспекты главной темы. Малая группа может решать отдельные части общей проблемы или заниматься решением конкретных подзадач.

В качестве вариации используется Метод Филлипса 66, при котором аудитория делится на подгруппы из шести человек, которые генерируют идеи в течение шести минут. 


Для работы с большими группами также эффективен Метод голубых Листков (Blue Slips Technique) разработанный K. Кроуфордом (1920).
Это организованный процесс применяющийся для сбора идей в больших группах от 50 до 200, а иногда и больше участников. Он был использован для сбора стратегической информации, генерирования творческих идей повышения качества услуг, проведения стратегических сессий планирования и практики поддержки управления. При этом стопки голубых листков раздаются участникам для записи новых идей. Метод может использоваться, когда нет времени или возможности для обсуждения идей, и необходимо просто собрать мысли участников.


Метод Пин-Карт (The Pin Card Technique) был разработан Институтом Баттелле (Х. Гешке и др., 1981). Отличительной особенностью данного метода, является то, что каждый участник, получает карточки определенного цвета, которые после заполнения немедленно передаются соседу справа, создавая их движение вокруг стола. Метод обеспечивает поочередность ответов и учитывает индивидуальный вклад каждого участника, так как не является анонимным. Впоследствии идеи на разноцветных карточках закрепляются на доске для групповой экспертизы. 
Существуют более свободные и открытые вариации мозгового штурма, среди которых можно выделить игровой и ролевой мозговой штурм.

Так Игровой Мозговой Штурм (Brainwriting Game) проводится в форме игры - соревнования. В то же время в данной игре атмосфера веселья преобладает над духом конкуренции, а фасилитатор гарантирует, что в ней не может быть проигравших. Формат игры может быть особенно полезен в учебных программах. 


Ролевой мозговой штурм (Rolestorming Technique) был создан Р.E.Григгсом (1985) и описан Aртуром Б. Ванганди (1988). В данном методе участники отождествляются с другой личностью и рассматривают проблемы и решения с различных точек зрения. Данная техника, может применяться в форме Метода вращающихся ролей (Rotating roles), при котором роли поочередно предлагаются участникам написанными на табличках.

 

III. Техники мозгового штурм комбинированные с другими известными методами, являются наиболее эффективными вариациями мозгового штурма, так как наполняют свободный поток генерируемых идей качественным содержанием и творческой направленностью специальных методов активизации творчества. 


Командный майнд мэппинг (Team Idea Mapping) представляет собой составление коллективной интеллект-карты в живой, свободной атмосфере мозгового штурма, обеспечивающей участие всех членов группы.

В свою очередь Кластерный Мозговой Штурм (Пузырьковый метод) The Сlassic Сluster Brainstorming Method (The Bubble Method) позволяет выявить самые различные аспекты актуальной проблемы. При этом вокруг записанного в центре листа бумаги и обведенного кружком слова, темы или проблемы, на протяжении 5-10 минут записываются все слова, которые приходит на ум. Процедура повторяется и для новых слов-идей.

Таким образом создается определенная кластерная структура, позволяющая прояснить исходную проблему. Для более глубокого анализа проблемы, используется Метод KJ (Метод "Кей Джи") или «Диаграмма родового сходства», который был разработан японскими антропологом Дзиро Кавакита в 1960-х годах и стал одним из семи методов управления и планирования современного японского менеджмента качества. В данном методе идеи записываются на карточки, которые затем группируются, классифицируются, называются, подвергаются процедуре голосования и выбора. KJ-метод стремится уделять особое внимание наиболее важным, поддающимся проверке и важным идеям. 


В основе Триггерного Метода (Trigger Method) (J. Е. Bujake, 1969) лежит принцип повторения и цепной реакции идей. Одна идея служит триггером, стимулом и вызывает новую идею, та в свою очередь еще одну, и так далее, пока не создается так много мыслей, насколько это возможно. 


Воображаемый Мозговой Штурм (Imaginary Brainstorming) состоит в формировании нового взгляда на проблему, путем измения некоторых слов в определении проблемы. Переформулировка проблемы позволяет представить ее в оригинальном и необычном виде. Впоследствии участники применяют идеи, полученные во время воображаемого мозгового штурма для решения реальной проблемы.


Оригинальной техникой генерации идеей является Авиа Клише, предложенная Aртуром Б. Ванганди. Этот метод является сочетает атмосферу развлечения, структурированные процедуры мозгового штурма и брейрайтинг. Данный метод помогает группам создавать идеи в игровой атмосфере, которая стимулирует возникновение уникальных идей. При этом для создания такой атмосферы и повышения степени взаимного обогащения идеями используются бумажные самолетики.

Баттелле –Билдмэппинг –Брейнрайтинг (BBB) был разработан исследователями из института во Франкфурте, Германия. (Дж. Уорфилд, Х. Гешке и Р. Гамильтон, 1975). BBB подход начинается с классического мозгового штурма, затем следует этап стимуляции идей с помощью фотографий и заканчивается он вторым раундом генерации идей. Основное преимущество BBB метода заключается в том, что создание, стимулированных просмотром фотографий идей, является хорошей техникой преодоления личных запретов часто встречающихся у участников мозгового штурма.

Метод Визуального мозгового штурма (Visual Brainstorming) является техникой совместной графической генерации идей, во время которой члены группы рисуют эскизы решения проблемы, которые впоследствии используются в качестве трамплинов для более глубоких решений. Вариацией данного метода является построение модель текущего процесса с использованием таких материалов как цветная бумага ленты, игрушки, детали конструктора, проволока и нитки для представления связей. Ролевая импровизационная игра является одной из возможных форм визуального мозгового штурма. Хотя этот подход является вербальным, основное внимание обращается на движения, жесты и невербальные сигналы. Применение этого метода эффективно, когда замедляется процесс классического мозгового штурма и поток идей иссякает. Быстрая зарисовка, импульсивных идей помогает избежать потери зарождающихся полезных мыслей. Моментальное реагирование на идею немедленной зарисовкой эскиза создает импульс, предотвращающий любые критические мысли вмешивающиеся в процесс мышления.

Другой разновидностью визуального метода является Правополушарный штурм (Rightbraining). В данном случае активизируется деятельность подсознания, а незавершенные образы полученные в результате спонтанной творческой активности, в свою очередь мотивируют к завершению их любым возможным способом.

Брейндровинг (Braindrawing) или мозговой штурм с рисунками может быть использован, когда группа предпочитают невербальные методы творчества. Брейндровинг реализуется путем предоставления невербальных стимулов творческому (невербальному) правому полушарию мозга. Создание коллективно зарисованных эскизов (каракулей) гарантирует их случайный характер и наполненность различными элементами.

Брейнскетчинг (Brain Sketch) или Мозговой штурм с эскизами (Aртур Б. Ванганди, 1988) является методом генерации идей, основанном на брейнрайтинге и использующим зарисовку эскизов в качестве основного средства записи идей.

Военная Версия Мозговой Штурма (The Military Brainstorming Version) как часть "Оценки процесса ", была разработана в армиях Великобритании и Австралии (Г. Клейн, М. Себелл и др.) для оперативного планирования и впоследствии была усовершенствована путем введения человеческого фактора. Эта техника основана на модели направленного творчества и фокусируется на тщательной оценке всех аспектов проблемы перед принятием решения. 


В Направленном Мозговом Штурме (Directed Brainstorming) пространство решения проблемы, которое включает в себя критерии и условия для оценки лучших идей, задается участникам до начала сессии.

В Мозговом штурме с заданными переменными (Variable Brainstorming) участников просят определить существенную переменную желаемого результата. Затем составляется список всех возможностей для данной переменной и определяются ее различные вариации.


С помощью Ценностного Мозгового Штурма (Value Brainstorming) группа определяет глубинные, ценностные основания решаемой проблемы, что делает более вероятным нахождения качественного эффективного решения. Участники составляют список первичных вопросов, касающихся определения проблемы, а затем список скрытых ценностей которые лежат в основе этих первичных вопросов. Затем полученные ценности проясняются, ранжируются и на их основе группа предлагает решение и те действия, которые необходимо предпринять для его реализации.

Сущность мозгового штурма Делюкс (Brainstorming Deluxe) (Грег Бахман, 2000) состоит в последовательном приращении ценности на отдельных этапах. Сама процедура мозгового штурма Делюкс разделяет сложный составной процесс генерации идей на пять сегментов, результатом каждого из которых является приращение ценности. Решения участников приносящие для организации дополнительную ценность, передаются всем структурным подразделениям организации и всем заинтересованных сторонам.


В настоящее время широкое применение получил "Электронный мозговой штурм", "Мозговой штурм он-лайн" или "Брейнлайнинг" (Питер Ллойд).
Слово брейнлайнинг образуется сочетанием слов "брейнсторм" и "он-лайн", а сам процесс протекает как мозговой штурм в сети Интернет в реальном времени. Данная техника позволяет сводить в единую виртуальную группу подключенных друг к другу участников из различных стран и регионов. 
Преимуществом данного метода является возможность одновременного объединения большого количества творческих, отличающихся друг от друга участников, которые генерируют намного больше разнообразных идей, чем в традиционном мозговом штурме или брейнрайтинге. Наиболее важной особенностью и преимуществом брейнлайнинга является «перекрестное опыление», то есть взаимообагащающий обмен идеями. Брейнлайнинг позволяет авторам оставлять свои комментарии анонимно и вести себя более свободно, что помогает преодолевать социальные барьеры и внутренние стереотипы мышления. Важным преимуществом брейнлайнинга является возможность сохранения идей в электронном виде и использование их в любое другое время для дальнейших размышлений и обсуждений.

 

 

2. Метод фокальных объектов (МФО) Козырева Н.

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль
  4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются
  5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Внимание!
В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.
Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. "забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.
В результате развития ассоциаций по словосочетаниям "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.
Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: