Критерии типологии государства




. Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация), а для цивилизационного подхода свойственен культурный критерий (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.) Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. ……….Английский историк А. Тойнби утверждал, что цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, главным критерием которого является общность религиозных, этнических, географических и других признаков. Динамические изменения, к которым относятся возникновение, рост, надлом, разложение, в соответствии с его теорией круговорота происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельно взятой цивилизации. А. Тойнби видел прогресс в духовном совершенстве поколений людей, а значит и прогресс и развитие новых типов государств. Важно: в цивилизационном подходе не выделяется признак, характеризующий государство - это принадлежность политической власти, а также недооцениваются социально-экономические факторы, которые в современном мире часто определяют развитие страны, зато преобладание культурно- духовных признаков скорее всего теперь характеризует не тип государства, но его общество. Американский социолог Уолт Ростоу главным критерием считал стадии экономического развития, он показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал в благосостоянии общества:.... ………1)традиционное..общество, ………2)переходное..общество, ………. 3)общество, переживающее процесс сдвига,...............4))..созревающее..общество,...…… 5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления. ……… Существует также критерий, который зависит от путей и степени участия «воли индивидуумов» в создании и укреплении правопорядка. Критерий этот довольно расплывчатый, но согласно ему государства делятся на демократические государства и недемократические (автократические). На сегодняшний день весьма широко применяется классификация государств в зависимости от существующего в них политического режима: ………1)тоталитарные, ………2)авторитарные, ………3)либеральные,. ………… ………4)демократические...……1.В тоталитарном государстве власть находится или в руках правящей элиты, или у диктатора. Народ никак не участвует в управлении государством. Права и свободы граждан ничем не гарантированы, в государстве действует принцип власти: «Запрещено все, кроме разрешенного законом».. 2.Авторитарное государство отличается от тоталитарного тем, что хотя и ограниченно, но элементы демократизма и законности в нем существуют. ………3.Либеральное государство создает условия для правовой автономии личности и не допускает необоснованного вмешательства государства в личную жизнь индивидуума. Эти права законодательно закреплены, но не всегда гарантированы. Либералы поддерживают правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом» и пресекают любые действия, направленные на изменение государственного и общественного строя. ……….4.В демократическом государстве важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким спектром прав и свобод, гарантированных законом, то есть государство служит обществу..и..личности. ………Главным критерием в классификация государств стал политический, а точнее государственно-правовой режим. Конечно, он не может сравниться с формационным по количеству проведенных исследований, но по степени своего применения в современном мире он однозначно имеет место быть, потому что позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых..типов. ………Существует и такая классификация, как классификация государств по их отношению к религии и здесь выделены государства: ………1)светские, ………2)клерикальные, ………3)теократические ………4)атеистические. … …. ……...В светском государстве церковь отделена от государства; каждая из систем занимается своей деятельностью, причем функции церкви гарантированы законом, не контролируются и ограничиваются только при его нарушении или при ее попытках вмешаться в деятельность государства. Главная задача церкви - это удовлетворять потребности граждан в вероисповедании, которое также гарантировано законом государства. Статус светского государства конституционно закреплен в Российской Федерации, Германии,..Франции..и..др. ………В клерикальном государстве религия имеет статус государственной, что предполагает их тесное сотрудничество, имеет свою собственность, получает государственные субсидии и льготы, осуществляет юридические полномочия (регистрация брака, например), осуществляет религиозную цензуру в государстве и принимает участие в семейном быту граждан и в обучении детей. Но несмотря на все вышеперечисленное слияния государства и церкви не происходит. К клерикальным в настоящее время относятся Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др. ………Для теократических государств (Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.) характерно, что глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем и его указы стоят выше закона, то есть государственная власть принадлежит церкви, которая регулируют все сферы частной и публичной жизни, а также и религиозные нормы имеют приоритет перед законом! ………В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Церковь не имеет своей собственности, преследуется законом или находится под жестким контролем. Всячески пропагандируются идеи атеизма. Церкви запрещено проводить ритуалы и обряды, привлекать в веру граждан, влиять на любые сферы в государстве. Государством воинствующего атеизма было Советское государство, и например, Албания, в которой конституцией была запрещена всякая религия. ………И еще один критерий типологии - соотношение положения индивидуума в государстве, характер и результаты этого союза. Данная классификация делит государства на древневосточное, древнегреческое, средневековое..и..современное. ………Все вышеперечисленные критерии: социально-экономический, социо-культурный, общность религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков, критерии-стадии экономического развития, политический режим, религиозный критерий и прочие, могут повлиять на смену типа государства. Например, к власти может прийти отличная от предыдущей политическая партия, церковь может получить статус государственной, или изменился экономический потенциал страны, например, в связи с потерей географических территорий или, наоборот, в связи с разработкой природных месторождений на вновь приобретенных землях. То есть, любой тип государства так или иначе не является конечным, а находится в развивающемся, преобразующемся состоянии, и значит, что существуют переходные государства. [2] ……… ………Переходной тип государства не имеет прочной социальной основы и рано или поздно разрушается. Переходное государство характеризуется чрезмерной социальной стратификацией общества, неструктурированностью и поляризацией его интересов, отсутствием так называемого среднего класса, придающего обществу стабильность и устойчивость. Чаще всего они возникали при распаде колониального государства и двигались к следующему типу, обычно- буржуазному или к государству с признаками нескольких типов (буржуазное и социалистическое), или с таким сочетанием признаков, которое ранее не наблюдалось. К.Маркс считал, что смена типа государства возможна только революционным путем и такие государства – нечто кратковременное, несерьезное, но переход с помощью эволюционного пути является более органичным. Ведь переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений. Зачастую случается и так, что одно и то же общество на разных этапах своего развития не единожды переводит государство в режим переходного. Переходное государство обладает национально-культурной ориентированностью и преемствует накопленные конкретным народом духовные и иные ценности. Это состояние может занять длительный период, а потому переходные государства, как тип, вполне самостоятелен, что, кстати, тоже является спорным утверждением для некоторых исследователей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: