Фиксация и обработка результатов опроса.




Универсальные способы мониторинга результатов педагогической деятельности

1.Наблюдение – метод психолого-педагогического исследования, рассчитанный на непосредственное получение информации через органы чувств. Суть его- в преднамеренном, систематическом изучении особенностей поведения и деятельности личности, изучении ее специфических изменений в определённых условиях.

Этапы наблюдения - подготовительный, исполнительный, обобщающий этапы.

Подготовительный этап.

На этом этапе следует определить:

-цель и задачи наблюдения;

-объект и предмет наблюдения (какие именно качества и особенности изучения):

-внешние признаки (показатели), по которым можно отследить наблюдаемые качества.

Продумать:

-план(сроки и средства осуществления наблюдения);

-возможные ошибки и пути их предупреждения;

-способы фиксации информации;

-предполагаемые результаты.

Итогом подготовительной работы должна стать программа наблюдения.

2.Исполнительный этап - наблюдение, характеристика ситуаций, регистрация фактов, выдвижение предположений.

3.Заключительный этап - осуществляется систематизация информации, обобщение, установление причинно-следственных зависимостей, делаются теоретические и практические выводы. Исследуются внешние проявления учащегося(действия, высказывания, речь, мимика, поступки и т.д.), но интерпретируются не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния.

Проведение наблюдений в сфере образования требуют заранее продуманного детального плана, чёткой формулировки целей исследования, постановки вопросов. Важно не нарушить хода естественного порядка, не оказывать влияния на участников учебно-воспитательного процесса. Для получения более надёжных результатов должны проводиться повторные наблюдения, результаты которых можно сравнивать и сопоставлять с предыдущими, что позволить избегать методологических и регистрационных ошибок, которые могут возникнуть при изучении сложных объектов.

Условия эффективности:

- целенаправленность ( чётко знать- что и зачем изучать, с какой целью);

- систематичность (наблюдение должно вестись систематически, в соответствии с планом);

- планирование (до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи- что наблюдать, продумать план- сроки и средства, критерии и показатели- что фиксировать, предполагаемые результаты, самое главное- точно определить предмет наблюдения-те особенности, за которыми ведётся наблюдение;

- объективность (фиксация не своих предположений, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения).

- фиксация (все данные должны регулярно фиксироваться по определённой системе, материалы должны записываться по ходу наблюдения или сразу после него, оформлять в виде различных схем, таблиц, матриц и т.д.).

Достоинство наблюдения в том, что оно может осуществляться в различных ситуациях, не требуя создания особых условий, позволяет изучать проблемы, анализировать деятельность, поведение в естественных условиях. Незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

Устный опрос

Устный опрос(беседа)- метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определённую тему. Возможные задачи, решаемые в ходе опроса:

-определение отношения к чему-либо;

-получение информации о чём-либо;

-выявление позиции, мотивов поведения;

-определение степени осознания и понимания собеседником того, что он делает;

- выявление особенностей характера.

Этапы подготовки и проведения устного опроса:

1.Подготовительный этап:

- продумывание опроса (определение темы, цели, задач, предполагаемого хода и результатов, подготовка и формулировка вопросов, продумывание форм и способов фиксации, составление примерного плана беседы с расчётом времени, продумывание вступления и заключения и т.д.);

-договорённость с опрашиваемыми (мотивация, место, время);

2.Основной этап- проведение опроса:

- 1 часть - вступление (ознакомление с темой беседы), установление контакта,, достижение взаимопонимания;

- 2 часть- (основная) – сбор информации;

- 3 часть- заключение (выводы, подведение итогов).

Фиксация и обработка результатов опроса.

Условия эффективности опроса:

- наличие чётко продуманного плана опроса;

- предварительная подготовка и продумывание вариантов вопросов;

- гибкость и чуткость в ходе проведения опроса;

- умение организатора опроса слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу;

- понимание эмоциональных состояний собеседника, своевременное реагирование на их изменение.

Анкетирование

Анкетирование - метод получения информации, касающейся объективных фактов, мнений, оценок, поведения, помощью составленных в соответствии с определёнными правилами вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования. Особенность анкетного опроса- опосредованный характер взаимодействия между исследователем и отвечающим, которые общаются при помощи анкеты (опросного листа), причём отвечающий сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых, опрос может быть групповым или индивидуальным. Анкетный опрос может быть очным или заочным, анонимным или персонифицированным.

Анкеты содержат вопросы о фактах, действия в прошлом, настоящем, о продуктах деятельности, о мотивах деятельности, оценках и мнениях.

Вопросы могут быть по форме: открытыми (прямые вопросы предполагают свободные ответы), закрытые (к заданным выбирается один или несколько заранее подготовленных ответов), полузакрытые (можно выбрать варианты ответов из предлагаемого перечня или записать свои). Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными по смыслу, конкретными. Целесообразно в начале анкеты предлагать лёгкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем трудные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключении- опять трудные вопросы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: