Владение этим методом позволяет педагогу:
- получать информацию об учащихся, основываясь на анализе различных поделок, рисунков, сочинений, фотографий, и пр.;
-представить индивидуальные психологические особенности и способности ребёнка, уровень развития мышления, знания, умений и навыков и пр.
При постоянном использовании этого метода педагог может получить как качественные, так и количественные; как содержательные, так и формальные характеристики умений и навыков, творческих способностей и т.д. у конкретного учащегося в различные периоды и на протяжении всех лет обучения. Сопоставление различных продуктов деятельности учащегося может показать не только уровень результативности его деятельности в образовательном процессе, но и дать представление о самом процессе, способах и приёмах достижения результата.
Анализ развития познавательной деятельности организуется по следующим направлениям:
-создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
-сотрудничество педагога и ученика;
-возможность выбора учеником уровня сложности и трудности контрольного задания;
- учёт скорости освоения материала в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося;
-использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения;
-тематический учёт знаний;
-использование метода малых групп;
-логическая обусловленность своевременности контроля;
-гарантирование ученику права на повышение оценки;
-использование на начальном этапе безоценочного контроля;
-принцип гуманизации при осуществлении контроля;
-поощрение ученика;
- соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса, образовательной программы.
Анализ учебного занятия
Метод педагогического анализа занятия представляет собой систему операций, необходимых для изучения процесса осуществления занятия, а также причин, влияющих на конечный результат.
Можно выделить три типа анализа учебного занятия:
- комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, методов, содержания, форм организации всех аспектов учебного занятия: содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного;
-аспектный - отличается более глубоким рассмотрением какой-либо одной из сторон учебного занятия. Такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;
-краткий - проводится для общей оценки научно- теоретического методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории.
Цели анализа учебного занятия:
- сбор информации об уровне развития учащихся, особенностях их поведения и деятельности;
-контроль качества преподавания и качества знаний, умений и навыков учащихся;
- контроль состояния образовательного процесса;
- помощь в совершенствовании педагогического мастерства
Варианты анализа занятия:
- внешний анализ (оценочный анализ);
- совместный анализ (осуществляется совместно с другими педагогическими работниками, главное условие- совместная разработка критериев, совместное планирование аналитической деятельности);
-внутренний анализ (самоанализ, осуществляется непосредственно самим педагогом).
Вывод:
Таким образом, для каждой программы педагогу необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной программы. Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления об учащихся, которые занимаются в коллективах, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребёнка. Разнообразие существующих методов диагностики даёт возможность отслеживать в динамике изменения в уровне деятельности ребёнка и объективные изменения состояния образовательной среды. Необходимо определить место и значение диагностики в структуре педагогической деятельности, задуматься над тем, каким будут результаты взаимодействия с учащимся. При этом педагог подтверждает не только уровень достижений в деятельности ребёнка, но и собственный уровень профессиональной компетентности, результативность своей педагогической деятельности.
Данная работа подготовлена на основе публикаций в сборниках информационно-методических материалов, выпускаемых в РИС ГБНОУ «СПБ ГДТЮ».