Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения.




Практическое занятие

Дата: 02.04.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Риторическая культура воспитателя дошкольного учреждения

Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.

Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

Современная наука о речевом воздействии имеет следующую структуру:

Речевое воздействие

Риторика Межличностное общение Реклама

деловое игровое

1. Продолжите фразу:

Речевое воздействие (англ., нем.: рersuasion) – воздействие на поведение, установки, оценки индивида и/или группы лиц средствами языка. Изучается как комплексное явление, как взаимодействие языковых и социальных феноменов в связке «язык-общество».

Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах.

Реклаама (от фр. réclame через нем. Reklame.) — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.

Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Технология игрового общения — это искусство, мастерство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр. В момент проведения игры ведущий ведет жесткий расчет — условий игрового поля, настроений собравшихся, их интеллектуальных и физических возможностей, интересов и много другого.

Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения.

С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования к представителю данной сферы деятельности. Эти требования включают и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношения к разным составляющим профессиональной деятельности. Поскольку профессиональная культура существует в любой сфере деятельности, в педагогической сфере она носит особо выраженный характер, поскольку педагог по своей сути и социальному назначению является носителем такой культуры.

Культуру, характеризующую профессиональную деятельность учителя (воспитателя) называют педагогической культурой или культурой педагогической деятельности. Ее также называют педагогической этикой.

Культура речи —понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств. Эталоном культуры речи признаётся литературный язык, понимаемый прежде всего как язык художественной литературы. Культуре речи противопоставляется влияние диалектов, просторечия, засорение речи излишними заимствованиями

Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры. В ней воплощены духовные ценности образования и воспитания (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессионально-этические нормы) и материальные (способ обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, которые служат социализации личности в конкретных исторических условиях.

Педагогическая культура является профессиональной культурой учителя (воспитателя). Она представляет собой систему профессионально-этических ценностей, которые выступают регулятором социально-педагогических отношений (выполняют регулирующую функцию). Одновременно культура педагогической деятельности выполняет и нормативную функцию, поскольку в ней, как и в общей культуре существуют наипростейшие представления о том, как следует поступать, - нормы. Профессионально-педагогические нормы зафиксированы в функциональных обязанностях специалиста (о них есть специальная литература). Профессионально-педагогические нормы деятельности воспитателя дошкольного учреждения зафиксированы в книгах для

заведующей, методиста дошкольного учреждения. Их мы можем видеть также и в профессиограмме дошкольного педагога.

Педагогическая культура учителя (воспитателя) является системным образованием, то есть имеет свою структуру.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Поэтому одной из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, вдумчиво использовать новые слова.

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

3. Термин риторика сочетает в себе различные аспекты (раскройте их):

Практический – это о теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо.

Академический - наука об ораторском искусстве.

Дидактический - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову.

4. Классическая риторика пользуется следующими основными понятиями (раскройте их):

Логос - понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его в философском смысле и, по существу, отождествлявший его с огнем как основой всего (согласно Гераклиту, огонь является первоосновой мира, или архе, и его основным элементом, или стойхейоном), называл логосом «вечную и всеобщую необходимость».

Этос - многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии.

Пафос - приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.

Топос - Топ или (реже) топос в традиционной логике и классической риторике — аргумент (синонимы: «историческое место», «диалектическое место»), общезначимое утверждение или тема («общее место»).

Из риторической традиции исходит исследование топосов или общих мест (нем. Toposforschung) в литературоведении — это созданное Эрнстом Робертом Курциусом направление, которое исследует мировую литературу через историю повторяющихся мотивов (общих мест; например, «золотой век», «книга природы»).

5. Основными разделами классической риторики являются (перечислите их):

1. Инвенция

2. Диспозиция

3. Элокуция

4. Элоквенция

5.Мемория

6.Акция

Они составляют риторические каноны.

Риторические каноны – это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике.

Риторические фигуры - термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Риторический вопрос- риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Анафора - стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф, словосочетаний или предложений).

Эпифора - стилистическая фигура, художественный приём, заключающийся в повторении конечных языковых единиц (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи для того, чтобы подчеркнуть смысл или усилить эмоциональную окраску.

Градация - стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.

Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Аналогия -подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения.

Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

Инверсия - изменение нормального порядка слов или словосочетаний с целью подчеркнуть главное, избежать монотонности и вообще усилить воздействие речи (слова).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: