Типы речей по знаковым оформлениям




По знаковым оформлениям различают речи, которые(перечислите и раскройте их):

Существуют различные типы речей по своей внутренней структуре и внешней формой, т.е. по своему знаковым оформлением речи, есть разные

1 Речи, которые читаются по конспектом

В определенных случаях "по-написанному" говорить просто необходимо, и не всегда потому, что говорящий не может от себя сказать несколько живых и ярких слов Просто ситуация требует очень точного словоупотребления Оффицийнаполитическая речь является первым примером читаемой по рукописи речейви.

2 Речи, которые готовят заранее, но не учат наизусть

Помогут в этом случае положения, короткий, сжатый план выступления, возможно с определенным фактическим материалом (цифрами и цитатами) Читать тезисы не следует, а заглядывать в них называются конспектом.

3 Речи, которые готовят заранее и учат наизусть

Бывают случаи, когда по тем или иным соображениям читать речь нецелесообразно, но нужно сохранить ее содержание, ничем не пренебрегая Например, при чествовании юбиляра. Сначала рекомендуют написать свой выступ(размером примерно на одну страницу), а затем изучить его напамять.

4 Импровизированные речи (экспромты)

Такие речи возникают спонтанно, сами по себе, при разных обстоятельствах Но лучший экспромт

Импровизировать перед аудиторией может, как правило, позволить себе или очень опытный оратор, или человек, который имеет от природы довольно редкий дар

10. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

11. Подготовка речи происходит в следующей последовательности (включает 7 компонентов, перечислите их и кратко опишите):

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

-выбор темы и определение целевой установки;

-подбор материалов;

-изучение и анализ отобранного материала;

-разработка плана выступления;

-работа над композицией;

-написание текста выступления;

-овладение материалом выступления.

Выбор темы и определение целевой установки— один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору

далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Нередко

я, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

При самостоятельном же выборе темы желательно учи­тывать следующие рекомендации:

· Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для пуб­личного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного правила - брать круг вопросов, подготовка по которым может дать болыпе знаний, чем обладают слушатели.

· Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. Поэтому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, в которых будет произнесена речь.

· Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов, интерес - это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные и т. п. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными.

Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи должно отвечать целому ряду требований. Прежде всего, тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, могут вызвать отрицательное отношение к пред-

стоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда найдутся недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки часто прибегают к подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Необходимым условием успешной подготовки считается определение. цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи — это степень реализаций ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении.

Планы есть трех видов: простой, сложный, цитатный.

Простой план - это несколько нераспространенных предложений, связанных между собой темой. Например:

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

План

1. Актуальность экологического воспитания.

2. Задача экологического воспитания.

3. Содержание экологического воспитания.

4. Средства экологического воспитания.

5. Условия экологического воспитания.

Сложный план - это распространение простого плана путем расширения основных вопросов, вступление и выводы. Например:

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

План

1. Введение. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе.

2. Основная часть. Содержание экологического воспитания в дошкольном возрасте.

1. Цель и задачи экологического воспитания.

2. Средства экологического воспитания.

3. Условия экологического воспитания в ДОО.

III. Выводы. Зависимость качества экологического воспитания дошкольников от уровня подготовленности воспитателя к этой деятельности.

Цитатный план подобен простому, но вместо нераспространенных предложений используются цитаты, которые точно отражают суть освещаемому вопросу. Например:

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

План

1. «Экологическое воспитание - это формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, бережного отношения к природным ресурсам, правильного понимания проблемы взаимодействия общества с природой».

2. «Цель экологического воспитания - формирование системы научных

знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения личности к окружающей середы».

3 Другие.

План записывается на отдельном листе. При этом он не есть нечто неизменное. В случае необходимости некоторые моменты плана могут корректироваться, а то и изыматься.

13. Еще ораторы античных времен выделяли в речи три части (назовите их):

1. совещательные (или политические),

2. судебные

3. торжественные (эпидиктические)

14. Чем проявляется логическая культура оратора?

Под логической культурой оратора подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала.

15. В чем заключается функция оратора?

Ораторское искусствовыступает в нескольких социальных функциях:

1. Это средство публичного обмена мыслями и мнениями, обогащающее людей.

2. Оно имеет ярко выраженную познавательную функцию, являясь средством распространения знаний и обмена опытом.

3. Это средство передачи информации, имеющее пропагандистские (агитационные) функции.

4. Управлять, руководить возможно лишь общаясь, поэтому ораторское искусство является особой формой руководства людьми.

5. Мы передаем не только информацию, знания, но и свои эмоции, стараясь словом выразить свои эмоции, - отсюда столь сильна эмоциональная функция ораторского искусства.

Список литературы:

1. Стернин, И.А. Практическая риторика (5-е издание, 2008г.)

2. Стернин, И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с. https://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf

3. Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность. Учебное пособие. 2014г.

4. Лопаткина, С.В. Риторика: учебно-методический комплекс: курс лекций / С.В.Лопаткина. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 65с.

5. Иванченко Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности: учебное

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: