Психоаналитические направления (психоанализ).




Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Первое, что делает Фрейд – это говорит о том, что невозможно понять природу человека, если работать только с сознанием, т.к. существует огромный пласт неосознаваемых человеком вещей, которые влияют на его психическую жизнь.

Начало психоанализа связано с публикацией "Толкования сновидений". Это первая книга не о психиатрии. В ней излагаются новые психоаналитические техники: анализ сновидений, свободные ассоциации, толкование описок, оговорок и т.д. Излагается периодизация формирования личности. В дальнейшем меняется только трактовка стадий каждым из исследователей.

Второстепенное значение имеет теория личности, разработанная Фрейдом. Тем не менее, именно Фрейду принадлежит первое учение о личности.

В развитии психоанализа выделяют два периода:
1) классический (до 30-х гг. – З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Адлер);
2) современный этап (с 30-х гг. – К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Все концепции имеют общую часть: главным в психике считается бессознательное
(неосознаваемое) или источник человеческих побуждений; общий набор методов психоанализа.

Различать направления удобно по тому, что выделяется в качестве движущей силы:
1) Либидо (сексуальное влечение) –З. Фрейд.
2) Чувство неполноценности – стремление к совершенству – А. Адлер. Большая
подверженность человека социальному воздействию и далее в качестве движущей силы
выступает социальный интерес.
3) К.-Г. Юнг – коллективное бессознательное – архетипы определяют наше поведение.
Основной архетип – архетип самости.

4) К. Хорни – тревога, стремление избежать тревоги, вводит понятие невротической
личности, базальное чувство тревоги – первая реакция ребенка на внешний мир.
Рассматривает различные типы невротической личности.
5) Э. Фромм – философская концепция, экзистенциальное противоречие человеческого
существования – человек в отличие от животного завоевывает природу и отдаляется от
нее. Следовательно, обретая свободу от инстинктивной приобретенности, человек
получает множественный выбор, который ложиться тяжелым бременем на его плечи.
Чаще всего эта проблема решается непродуктивным путем. Существует только один
путь быть свободным – творческая самореализация. Он пишет о трех основных путях
бегства:
� садомазохизм;
� деструктивизм – разрушать, чтобы не быть разрушенным;
� автоматический конформизм – быть таким, как все.
Особое значение в творчестве Э. Фромма имеет описание социальных типов
характера. Особенно подробно он рассматривает характеры, свойственные
автоматическому конформизму:
� рыночный – я такой, какой я вам нужен;
� эксплуататорский;
� рецепторный (воспринимающий);
� накопительный;
� некрофильный и т.д.
6) Э. Эриксон – возрождает психоанализ З. Фрейда и продолжает его. Он рассматривает в
качестве основной движущей силы стремление к самоидентичности. Рассматривает
стадии развития личности. Его классификация наиболее популярная, т.к. она
соответствует эмпирическим фактам и фрейдовской классификации. Личность
развивается всю жизнь. Вершиной самоидентичности является мудрость.

Что общего в подходах, концепциях психоаналитического направления:
1. Формирование человека происходит в раннем детстве, в первые годы жизни. Там
закладывается жизненный сценарий.
2. Психоаналитический подход также называют психодинамическим, т.е. существование и
развитие человеческой личности есть следствие внутренней динамики, которая есть следствие внутренней борьбы, внутренних противоречий. У Фрейда: конфликт между подсознанием и сознанием. Фрейд был первым, кто охарактеризовал психику как поле боя. По Фрейду существует некая обреченность на борьбу со своими инстинктами и социальной средой.
3. Патология поведения является результатом непрожитых травм. Если человек получает в
детстве травмирующий опыт, то он обречен на патологию. Помощь заключается в том, чтобы вернуться к детской травме, осознать ее и пережить. Т.е. проблемы взрослых людей могут быть адекватно поняты через их детство. Мы прожили травмы детства, но не живем ими, хотя они влияют на нашу жизнь.
4. Фрейд использовал интроспективный метод: метод свободных ассоциаций, толкование
сновидений, оговорок, описок, ошибок. Психоаналитическая техника ориентирована на
возврат в прошлое до тех пор, пока не дойдет до места предполагаемого нарушения. Один из симптомов – сопротивление. Непонятны критерии эффективности метода.
5. Психоанализ достаточно жестко трактует проблемы пациента.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

 

Структура личности по Фрейду.

В начале 20х годов Фрейд вводит в свою модель три основные структуры: ид, эго и

суперэго. Данное деление известно как структурная модель.

 

Ид (оно) – означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и т.п). Стремится к немедленному удовлетворению возникающих потребностей – принцип удовольствия.

Эго (я) – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго (Сверх Я) – система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении человека, приобретаемая в процессе социализации, интернализованная версия общественных норм и стандартов поведения. Состоит из совести и эго-идеала. Суперэго руководствуется принципом самоконтроля.

Движущая сила

Фрейд признавал существование двух основных групп инстинктов – инстинктов жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает силы, служащие поддержанию жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Наиболее значимыми инстинктами являются сексуальные, а их энергия получила название либидо. Вторая группа (Танатос) – инстинкты смерти, лежат в основе всех проявлений агрессии, жестокости, самоубийств, убийств.

Источник инстинкта – потребность, возникающая в организме. Объект – то, что может
потребность удовлетворить. Стимул – количество энергии, которое требуется для удовлетворения инстинкта.

Развитие личности
1) Переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.
2) Человек рождается с определенным количеством либидо и проходит в своем развитии
несколько психосексуальных стадий, в основе которых лежат инстинктивные процессы
организма.

Стадии психосексуального развития:

· Оральная фаза (0 — 1,5 года), в личности проявляется только Ид — желание;

· Анальная фаза (1,5 — 3,5 года), формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;

· Фаллическая фаза (3,5 — 6 лет), интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;

· Латентная фаза (6 — 12 лет), сексуальное затишье;

· С 12 лет — Генитальная фаза или взрослая стадия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: