КУРСОВАЯ РАБОТА
Оптимальное планирование работы флота
судоходной компании
Выполнил:
студент ФТТС 2 к. 6 гр.
Исаков И.А.
Проверила:
преп. Семенчук Е.Л.
Одесса – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………....……3
1. Характеристика направлений перевозок и флота…………………...……..4
2. Подготовка исходных данных и составление математической
модели задачи……………………………………………………………,…….11
2.1. Построение возможных вариантов схем движения судов……,……..11
2.2. Расчет нормативов работы судов на схемах движения……………...12
2.3. Составление математической модели задачи…………………,……...15
3. Нахождение оптимального плана работы флота и оптимальных
схем движения судов…………………………………………………………...19
4. Расчет основных плановых показателей работы флота……………,……..20
Список использованной литературы………………………………….………24
Приложение 1 …………………..........................................................................25
Введение
В последнее время одним из основных направлений совершенствования управления экономикой, является применение математических методов и деятельности.
В условиях рыночной экономики существует множество судоходных компаний, которые конкурируют между собой и борются за максимальные прибыли в условиях жесткой конкуренции. В этом случае проблема оптимизации планирования работы флота является одной из главных проблем, решаемых судоходными компаниями.
Таким образом, данная курсовая работа и методы, используемые при решении задачи по оптимизации работы флота, могут быть применены на практике и являются актуальными.
Целью выполнения курсовой работы является закрепление теоретических знаний, полученных по дисциплине «Введение в исследование операций на транспортных системах», приобретение практических навыков в использовании работы флота.
На отдельных этапах решения задач используются методы моделирования схем движения судов, решения детерминированных моделей линейного программирования (с использованием симплекс-метода).
Эта курсовая работа предназначена для приобретения практических навыков в использовании математических методов для решения задач планирования работы флота. Данная курсовая работа является актуальной, т.к. затрагивается вопрос извлечения максимальной выгоды из работы флота, что очень важно в нынешнее время в условиях жесткой конкуренции.
Характеристика направлений перевозок и флота
1.2 Характеристика направлений перевозок
Мариуполь(Украина)
Мариупольский морской торговый порт - один из старейших портов Украины. Это порт с давними хорошими традициями и богатейшим опытом работы.
Сегодня порт входит в четверку ведущих портов Украины. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 17 млн тонн грузов в год. Это наиболее крупный и оснащенный порт Азовского моря, который по праву называют морскими воротами Донбасса.
В 180 км от порта (по суше) находится Ростов, крупный промышленный город России, расположенный на перекрестке многих транспортных маршрутов. Поэтому около 50 % всех грузов составляют российские. Через Волго-Донской канал, Мариинскую систему и Беломорско-Балтийский канал порт связан со всеми регионами России, тяготеющими к Волге, и имеет выход на Каспийское, Балтийское и Белое моря.
Территория порта составляет 67,6 га. Длина причальной линии — 3,2 км. Мощности порта позволяют перерабатывать свыше 17 млн т грузов в год. Порт обеспечивает переработку навалочных, насыпных, генеральных, тяжеловесных, негабаритных, наливных грузов, контейнеров, других грузов.
Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью плавкранов г/п 100, 150 т.
Порт имеет специальный полигон для приема судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку на закрытой акватории порта. Порт переваливает мазут по варианту «борт-борт», обеспечивая экологическую безопасность этих работ.
Выгрузка и погрузка рефрижераторных грузов, опасных грузов соответствующих классов, удобрений насыпью производится по прямому варианту.
Специализированный углепогрузочный комплекс позволяет перерабатывать до 5 млн т угля в год. Он оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, выгрузочными и погрузочными машинами, размораживателями вагонов.
Новый высокопроизводительный контейнерный терминал обеспечивает скоростную обработку контейнеровозов и доставку 20- и 40-футовых контейнеров по варианту «от двери до двери». Пропускная способность терминала — до 50 тыс. TEU в год.
Введен в эксплуатацию комплекс международных морских грузопассажирских сообщений площадью 2,1 га, пропускной способностью 130 человек в рейс.
В порту имеется автобаза, позволяющая осуществлять дальние и зарубежные перевозки.
Организованы регулярные грузопассажирские перевозки в Турцию, Грецию, Израиль.
По соглашению, подписанному администрациями Мариуполя и греческого города Кавала, планируется организовать регулярные грузопассажирские перевозки и впоследствии открыть паромную переправу между Мариуполем и Кавалой. Оба города входят в состав Черноморского клуба приморских городов, цель которого взаимная поддержка во имя устойчивого развития.
Иокогама(Япония)
Иокогама - крупный порт Японии на
западном берегу Токийского залива в 30 км от Токио. Акватория порта Иокогама площадью 91,8 км2 включает рейд, внутреннюю и внешнюю гавани со 166 причалами, бухту Негиси. Длинна причального фронта до 40 км с глубинами до 17 м. Через порт Иокогама проходит примерно пятая часть всех внешне- торговых грузов Японии. В импорте преобладают нефтепродукты, уголь, цемент, лес, хлопок, зерно, морепродукты; в экспорте — продукция машиностроения и металлоизделия, автомобили, химические продукты. Грузооборот порта Иокогама составляет 130 млн. т. Порт имеет современное погрузочно-разгрузочное оборудование. Общая площадь крытых складов и складских площадок составляет 218,5 тыс. м2.
В порту Иокогама находится штаб морских перевозок американского военного командования на Дальнем Востоке; в порту выделено 8 причалов для обслуживания вооруженных сил США. Судостроительные и судоремонтные предприятия порта Иокогама располагают грузоподъёмностью до 270 тыс. т и способны ремонтировать суда и корабли до крейсеров включительно. Судоходный морской канал Кейхин глубиной 8 м связывает порт Иокогама с Токио
Коломбо(Шри-Ланка)
Коломбо, столица Шри-Ланки, где находится большой глубоководный порт. Расположенный на юго-восточной стороне острова, порт Коломбо включает два терминала, Джая контейнерный терминал (JCT) и королева Елизавета набережная (QEQ). С 1987 по 1997 года, пропускная способность контейнерных перевозок на терминалах порта Коломбо увеличилася с менее чем 500 000 футов единиц (TEU) до более чем 1,5 млн. К середине 1990-х годов, однако, этот рост начал замедляться из-за неэффективности и задержек, связанных с устаревшими система и оборудованием. Прогноз показал, объем перевозок выравниванился в 2003 или 2004 году, когда максимальный объем JCT, тем больше и больше активных терминалов, будет достигнуто. Кроме того, оценки во время показали, что около 40% с запада на восток трафик отвлекаются от Коломбо в порт порты более конкурентоспособными за пределами Шри-Ланки.Региональный трафик будет продолжать расти, прогнозы предсказывали около 7,3% годового роста объема перевозок в Индии до 2018 года и общее увеличение региональных контейнерных перевозок в связи с увеличением объемов торговли. Но порт Коломбо медленно потерял конкурентные преимущества новых, более современных портовых сооружений, и необходимые капиталовложения для поддержания или увеличения доли рынка
Характеристика флота
Таблица1.1 Основные характеристики флота
Характеристики | Пула | Росток | ||
Длина максимальная | 159,4 м | 114,2 м | ||
Ширина | 21,2 м | 17,6 м | ||
Высота борта | 12,6 м | 9,9 м | ||
Осадка максимальная | 9,7 м | 7,8 м | ||
Скорость: - в грузу - в балласте | 18,4 узл. 20,5 узл. | 16,0 узл. 16,8 узл. | ||
Грузовместимость - кип - нас. | 20370 м3 22280 м3 | 8840 м3 9087 м3 | ||
Дедвейт | 14170 т | 6900 т | ||
Чистая грузоподъемность | 12300 т | 6170 т | ||
Дальность плавания | 20000 миль | 6500 миль | ||
Ледовый класс | Л2 | Л | ||
Расход топлива в сут. - на ходу - на стоянке | 48,0 т/сут 2,8 т/сут | 21,6 т/сут 2,1 т/сут | ||
Численность экипажа | 37 чел. | 28 чел. | ||
Затраты на содержание судна в эксплуатации, - на ходу - на стоянке | 4886 грн/сут 2149к грн/сут | 2803 грн/сут 2065 грн/сут | ||
Подготовка исходных данных и составление математической модели задачи
2.1. Построение возможных вариантов схем движения судов
На основе заданных участков работы флота (груженных и балластных) строятся все возможные варианты замкнутых схем движения судов.
Под схемой движения j (j=1,n) понимается набор участков работы флота, последовательно проходимых судном.
При построении вариантов схем движения судов я руководствовался следующими правилами:
· схемы должны быть замкнутыми, т.е. порт освобождения судна на последнем участке совпадает с начальным портом первого участка;
· в схеме не должны встречаться подряд два или более балластных участков;
· каждый порт входит в схему один раз, за исключением начального порта, который входит в схему дважды – как начальный и как конечный.
Возможные варианты схем движения судов:
Схема
Мариуполь _______ 1 _______ Иокогама _______ 2 _______ Мариуполь
Схема
Мариуполь ______ 3______Колумбо _______4_______ Мариуполь
Схема
Мариуполь ______3_____Колумбо-------5-------Иокогама ____2_____Мариуполь
Схема
Мариуполь ______ 1______ Иокогама --------6---------- Мариуполь
__________ груженый участок;
--------------- балластный участок.